Найти в Дзене

Теологический анализ стратегий и техник психотерапии

«Само существование психотерапии (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение), как бы ее ни понимать: «Терапия души», или «терапия душой» – в любом случае предполагает определение понятий:

1. «души» как объекта (или же инструмента) психотерапевтического воздействия,

2. природы психического.

Уже на этом этапе рассмотрения вопроса мы сталкиваемся с проблемой методологического плана. Действительно, как понимать психические явления? Есть два неоднозначных ответа, а именно:

1. Психические явления (ПЯ) рассматриваются как следствие материальных процессов, т.е. зависящие от организма человека и центральной нервной системы. Тогда «мишенью» психотерапевтического вмешательства является тело человека. В этом случае используются методики практической психологии, ориентированные на решение проблемы,

2. ПЯ рассматриваются как нечто «нематериальное», т.е. не поддающееся многим законам материи, времени и пространства, по крайней мере, известным науке на данный момент. Тогда и «мишень» другая – личностное состояние человека, мотивация, и используются методики когнитивные, проективные и проч.

И тот, и другой подход, в общем, являются вполне обоснованными с общенаучной точки зрения.

«У нас есть достаточные клинические и эксперименталь­ные данные, - говорит один из основателей трансперсональной психологии С. Гроф, - демонстрирующие глубокую взаимосвязь между анатомией, психологией, биохимическими процессами в мозгу и процессами, происходящими в сознании. Однако ни одно из этих открытий оконча­тельно не доказывает, что сознание является порож­дением мозга. Теория происхождения сознания из материи воспринимается как очевидный факт, осно­ванный на убеждении в том, что материя во вселен­ной была первичной. На протяжении всей истории никто не смог предложить ни убедительного объяс­нения того, как материя могла породить сознание, ни должного подхода к этой проблеме». Действительно, «очевидность тесной связи между анатомией мозга, нейрофизиологией и сознанием несомненна. Проблемой здесь является не природа представленных фактов, но их толкование, а также логика, применяемая при доказательствах и выводы, сделанные из этих наблюдений.

В то время как эти эксперименты ясно показыва­ют, что сознание тесно связано с нейрофизиологи­ческими и биохимическими процессами в мозгу, они очень мало касаются природы и происхождения со­знания. Но все же имеются вполне достаточные сви­детельства, утверждающие совершенно противополож­ное, а именно, что сознание может при определенных обстоятельствах функционировать независимо от сво­его материального субстрата и демонстрировать фун­кции, далеко выходящие за пределы возможностей мозга. Это наиболее четко иллюстрируется существо­ванием переживаний вне тела (ПВТ). Они могут про­исходить либо спонтанно, либо в разнообразных спо­собствующих им ситуациях, таких, как шаманский транс, психоделические сеансы, гипноз, эмпиричес­кая психотерапия, а также присмертные ситуации».

По выражению К. Юнга, основателя аналитической психологии, «психология — наука… молодая», и «тот, кто глубже проник в сущность психологии и предъявляет к психологии как науке более высокие требования», нежели просто влачение ею жалкого существования, ограниченного «пределами естественно-научной методики, тот, навер­ное, убедился в том, что экспериментальной методике никогда не удастся достаточно правильно подойти к сущности человеческой души или хотя бы набросать приблизи­тельно верную картину сложных психических явлений».

Современная наука говорит о таких фактах психосомати­ческого и соматопсихического взаимовлияния, когда душевное состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психиче­ские особенности могут способствовать развитию того или иного за­болевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказы­вается на психическом состоянии больного.

Одно лишь подавленное состояние, деморализация, без всяких дополнительных причин способны вывести человека и даже группу людей из равновесия, общественной жизни, трудового процесса. «Нас ничто не останавливает, когда мы называем больными людей, страдающих от нехватки витаминов и микроэлементов, – заявляет основоположник гуманистической психологии А. Маслоу. – Но кто сказал, что нехватка любви», болезнь души «менее пагубна для организма, чем нехватка витаминов?».

Учитывая тесную связь душевного и телесного, в современной медицине и психологии активное развитие получили методы консультативного и психотерапевтического воздействия, исполь­зующие лечебные свойства слова, молчания, творчества и внимания.

В данном контексте неоспорима связь психологии с медициной, философией, философской антропологией и даже онтологией («учением о существующем»), существенно пересекающейся с областью теологии (богословия, от греч. theos – Бог), поскольку вопрос смысла жизни, существования и жизнедеятельности души как объективной (или субъективной) реальности есть вопрос по преимуществу религиозный. Известно, что именно в религии он был поставлен исторически прежде всего, именно с религиозной областью стыкуются психотерапевтические техники многих современных нам психологических направлений, и именно теологический опыт религиозной психологии совершенно незаслуженно освещен в психологической, да и в современной богословской науке крайне скудно».

Предлагаемая монография Н.В. Лагутова (Теологический анализ стратегий и техник психотерапии. Монография. Сергиев Посад. Издательство Академии гуманитарных и общественных наук. 2012. – 296 с.), на тот момент доктора психологических наук, гранд доктора философии (Grand PhD), профессора кафедры нравственного богословия и православной психологии факультета теологии Современного института управления, посвящена проблеме, теоретико-методологически и практически значимой для развития психологии как науки; в частности, для психологии личности, соци­альной психологии, психологии духовности, психологии религии.

Автор рассматривает историю психотерапии в контексте теологического анализа психотерапевтических стратегий и техник, выстраивает систематическое «религиозно-генеалогическое древо» психотерапевтических школ и приходит к выводу, что современная психология и психотерапия по-прежнему, как и в древности, опирается на религиозную состав­ляющую психической природы человека, хотя может и не за­мечать этого.

Книга рекомендуется практическим психологам, преподавателям школ, вузов, студентам психологических и богословско-философских факультетов, а также всем, интересующимся религиозной психологией и психологией религии.

Заказать и приобрести монографию в электронном виде можно на эл. почте ngisu.rf@yandex.ru