Найти в Дзене
FilmGourmand

День рождения Славных парней

9 сентября 1990 года на Венецианском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Мартина Скорсезе "Славные парни".

Мартин Скорсезе одновременно выступил и соавтором сценария фильма "Славные парни". Вторым соавтором сценария фильма стал писатель, в прошлом криминальный репортёр, Николас Пиледжи, автор документального романа "Умник", опубликованного в 1985 году. В этом романе Николас Пиледжи достаточно подробно описал жизнь известного мафиози Генри Хилла, ставшего впоследствии осведомителем ФБР. На основе показаний Хилла были осуждены более 50 весьма опасных и влиятельных членов мафиозного клана Луккезе.

-2

Любопытна предыстория формирования этого творческого содружества. В начале 70-х годов Мартин Скорсезе принял решение попробовать себя в жанре гангстерского боевика и снял фильм "Берта по прозвищу «Товарный вагон»". Друг Скорсезе, актёр ("Ребёнок Розмари") и режиссёр ("Женщина не в себе") Джон Кассаветис после просмотра назвал фильм "полным дерьмом" и посоветовал Мартину не снимать фильмы на темы, в которых он не сведущ. Тогда Скорсезе, скорее, чтобы доказать свою состоятельность в жанре гангстерского боевика, снял фильм "Злые улицы", который во всех отношениях оказался более успешным, чем "Берта...". Тем не менее, после "Злых улиц" Скорсезе зарёкся снимать гангстерские боевики. И, надо отдать должное, свой зарок соблюдал более 15 лет.

-3

Однако, как только Скорсезе прочитал роман Пиледжи "Умник", только что вышедший из печати, он позвонил писателю и сказал, что всю жизнь ждал этого романа. На что Пиледжи ответил, что всю жизнь ждал звонка Скорсезе. И решено было тут же приступить к работе над сценарием. Однако, человек предполагает, а Бог располагает. Случилось так, что именно в этот момент был решён вопрос с финансированием съемок давно лелеямого Мартином Скорсезе фильма - "Последнее искушение Христа". Работу над фильмом по книге Пиледжи пришлось отложить. Опять же, нужно отдать должное, писатель отнёсся к этой задержке с пониманием.

-4

Как только завершилась работа над фильмом "Последнее искушение Христа", в 1988 году, Скорсезе и Пиледжи вернулись к сценарию будущего фильма. Каждый из них подготовил свою версию сценария, а сопоставив их, пришли к выводу об их практически полном совпадении.

-5

Работая над фильмом, Мартин Скорсезе стремился соблюсти максимальную достоверность. В целях достижения этой достоверности, в частности, для участия в качестве статистов были привлечены реальные гангстеры. Для получения вознаграждения они, в целях конспирации, предоставили фальшивые банковские реквизиты. Но, что любопытно, все они каким-то образом свое вознаграждение получили.

-6

По оценкам Генри Хилла, реального прототипа главного героя картины, достоверность в фильме составила примерно 90-95%. Впрочем, иначе и быть не могло, поскольку, по словам того же Хилла, Роберт Де Ниро в период съемок звонил ему по семь-восемь раз на дню, уточняя самые мелкие детали, вплоть до того, как его герой держал сигарету или как выдавливал кетчуп из бутылки. Сам Хилл смог отметить лишь несколько недостаточно достоверных, по его мнению, деталей, в том числе, весьма незначительные. В частности, по его словам реальный Томми ДеЗимоун (в фильме Томми ДеВито) был гораздо массивнее, тучнее, актёра Джо Пеши.

-7

Интересная деталь: Генри Хилл консультировал Де Ниро, а до того Николаса Пиледжи на этапе работы над сценарием, совсем не бесплатно. За свои консультации он получил 550 тысяч долларов. Которые, впрочем, считал "сущим пустяком" по сравнению с теми деньгами, которые "зарабатывал", будучи гангстером.

А вот Рэю Лиотте Скорсезе категорически запретил общаться с Генри Хиллом. Скорсезе первый раз работал с Лиоттой, не очень хорошо был знаком с ним и опасался, что тот подпадёт под влияние гангстера. Лиотте пришлось довольствоваться прослушиванием магнитофонных записей разговоров между Генри Хиллом и Николасом Пиледжи. Этих записей было так много, что даже жене Николаса Пиледжи, тоже сценаристу, Норе Эфрон ("Когда Гарри встретил Салли...") хватило на создание сценария фильма "Мой голубой рай".

Стремление к максимальной достоверности обусловило, в частности, и такую особенность фильма "Славные парни": слово "fuck" и его производные используются в фильме в среднем более 2-х раз в минуту. Из-за этого руководство кинокомпании Warner Bros. серьёзно опасалось, что фильм будет выпущен на экраны с очень серьёзными ограничениями, что негативно отразится на его финансовых результатах и 25 миллионов долларов, затраченных на производство фильма, не окупятся. Если вообще фильм попадёт на экраны. Но, благодаря высокой оценке кинокритиков, обошлось. Правда, по требованию цензуры пришлось всё-таки вырезать около десяти эпизодов, содержавших чрезмерно кровавые сцены насилия. И фильму был присвоен рейтинг R (restricted), что означает допуск на киносеанс лиц моложе 17 лет только в сопровождении взрослых. А лексикон фильма, не подвергшийся серьёзному редактированию, на момент выхода фильма на экраны был признан самым ненормативным за всю историю кино.

На Венецианском кинофестивале 1990 года фильм Мартина Скорсезе "Славные парни" был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Однако, решением жюри кинофестиваля под председательством знаменитого американского писателя Гора Видала Золотой Лев был присуждён фильму Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Но Мартин Скорсезе был удостоен Серебряного Льва как Лучший режиссёр.

В начале 1991 года фильм Мартина Скорсезе "Славные парни" получил 5 номинаций на американскую кинопремию Золотой Глобус. Но ни в одной номинации победы не одержал. В важнейших номинациях - Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр - Голливудская ассоциация иностранной прессы отдала предпочтение фильму "Танцующий с волками" и его режиссёру Кевину Костнеру. Примерно та же ситуация повторилась и на Оскаре. Правда, Американская киноакадемия присудила фильму Скорсезе одного Оскара из 6 номинаций - за Лучшую мужскую роль второго плана (Джо Пеши). В важнейших номинациях снова победил "Танцующий с волками".

На европейских кинофорумах фильм Мартина Скорсезе "Славные парни" добился более высоких результатов. Британская киноакадемия номинировала фильм на свою премию БАФТА в 7 категориях и в 5 из них присудила победу. В числе этих 5 премий БАФТА были важнейшие - за Лучший фильм и за Лучшую режиссуру. Причём, в конкурсе за премию в номинации Лучший режиссёр Мартин Скорсезе обошёл Джузеппе Торнаторе, режиссёра фильма "Новый кинотеатр "Парадизо", и Вуди Аллена, режиссёра фильма "Преступления и проступки".

Французская киноакадемия тоже номинировала фильм Мартина Скорсезе "Славные парни" на свою премию Сезар в категории Лучший иностранный фильм, но присудила победу фильму Питера Уира "Общество мёртвых поэтов". Итальянская киноакадемия также номинировала "Славных парней" на свою премию Давид ди Донателло в категории Лучший иностранный фильм, но и здесь победа была присуждена двум другим киноэкранизациям классических литературных произведений: французскому фильму Жан-Поля Раппно "Сирано де Бержерак" и фильму "Гамлет" Франко Дзеффирелли. Но Датская киноакадемия присудила фильму Мартина Скорсезе свою премию Бодиль как Лучшему неевропейскому фильму.

Со стороны наиболее авторитетных и влиятельных кинокритиков фильм Мартина Скорсезе "Славные парни", как указывалось выше, получил сплошь восторженные отзывы. Авторитетный американский кинокритик, Джеймс Берардинелли, оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и в своей рецензии охарактеризовал фильм следующим образом: ""Славные парни" так же неотразимы и увлекательны, как любая криминальная драма, которую я когда-либо видел. Сценарий показывает все грани этих персонажей; все они - полностью развитые личности, способные как на великое добро, так и на великое зло. По поводу упрёков в моральной двусмысленности их образа жизни они лишь пожимают плечами. "Славные парни" - это не о мафиозных донах, а о тех, кто существует на более низком уровне. Речь идет о связях, которые образуются между подельниками, и о том, что предательство - самое отвратительное преступление, какое только можно себе представить. Фильм показывает мафию как братство, как мужской клуб, где все заботятся друг о друге." -
https://www.reelviews.net/reelviews/goodfellas

Известный российский кинокритик Евгений Нефёдов, высоко оценивший достоинства фильма, в качестве главного из них отмечает "последовательное и полное погружение зрителей в атмосферу навязчивого, затягивающего, невероятно привлекательного существования молодых преступников." -
http://allofcinema.com/slavnyie-parni-goodfellas-1990/

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт, известный фанат Мартина Скорсезе, посвятил фильму две рецензии, в обеих оценив фильм максимальными 4-мя звёздами и включив его в свой список "Великих фильмов". В первой рецензии, от 1990 года, он отметил, что "Об организованной преступности никогда не снималось лучшего фильма". -
https://www.rogerebert.com/reviews/goodfellas-1990 Во второй рецензии, от 2002 года, Эберт даёт своего рода пояснение к этому тезису: "Этот фильм - обвинение, предъявленное организованной преступности. Но он (фильм) не стоит в отстранённой морализаторской позиции. Фильм объясняет привлекательность преступления для голодного молодого человека, который с детства научился не ненавидеть власть, а завидовать ей." https://www.rogerebert.com/reviews/great-movie-goodfellas-1991

На эту прямую взаимозависимость между поведением власти и привлекательностью преступления, не важно, в какой стране, обратил внимание в своей рецензии российский кинокритик Алекс Экслер: "Это фильм о том, как это все выглядит на самом деле. Здесь нет нарочитой кровавости (хотя понятно, что у этих ребят руки по локоть в крови, и Скорсезе не стесняется это показать), нет сознательного сгущения красок. Скорсезе фактически рассказывает о том, что он видел в детстве, живя в итальянском квартале Нью-Йорка. И когда понимаешь, что примерно так все оно и происходит на самом деле, становится страшно. Потому что твоему сыну точно так же придется выбирать, с кем он будет: с папашкой, который бьется за кусок хлеба (пусть и не самый черствый, но все-таки кусок хлеба, а не седла барана с трюфелями), или с парнями, ездящими на "шестисотниках" и тратящими за вечер в ночном клубе больше, чем папашка зарабатывает за несколько месяцев упорной работы....совершенно не имеет значения, где именно происходила данная история (кстати, она основана на реальных событиях). Потому что подобные вещи случаются везде, в том числе и в России. Мне в начале девяностых годов (как раз когда появился этот фильм) как-то пришлось наблюдать за реакцией одного своего соседа - это был довольно умный и спортивный парнишка, который вовремя сориентировался и примкнул именно к подобным крутым парням, нарождающейся российской мафии, - так вот он смотрел этот фильм с несказанным восторгом, периодически приговаривая: "Блин, да это ж про меня! Боже, как это все близко! Как это все знакомо!"..." Свою рецензию Алекс Экслер заключает словами: "Прекрасный фильм - можно сказать, классика мафиозного жанра, - ценный именно своей жизненностью и достоверностью. Я считаю, что его обязательно нужно посмотреть...Когда меня утомляет смотреть тот отстой, который сейчас в диких количествах выпускается на экраны, я ставлю кассету именно с этим фильмом." -
https://www.exler.ru/films/slavnye-parni.htm

Не менее высоко, чем профессиональные кинокритики, оценили фильм рядовые кинозрители. Во-первых, необходимо отметить, что опасения продюсеров о проблемах с окупаемостью картины не оправдались. Несмотря на очень жёсткие возрастные ограничения фильм только в США собрал более 46 миллионов долларов, т.е., окупился почти дважды. Во-вторых, 83% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму Мартина Скорсезе "Славные парни" оценки от 8 до 10, а 27% пользователей указанных сайтов оценили фильм по максимуму - "десяткой".

С учетом сказанного рейтинг фильма Мартина Скорсезе "Славные парни" по версии FilmGourmand'а составил 11,062, что позволило ему занять 8-е место в Золотой Тысяче. Среди фильмов, вышедших на экраны в 1990 году, показатели "Славных парней" являются самыми высокими, что даёт основания считать его лучшим фильмом мирового кинематографа 1990 года.