Найти в Дзене

Уровни знания грифа гитары.

Когда речь заходит о мышлении гитариста и знании грифа, то чаще всего подразумевается способность импровизировать, а под способностью импровизировать - способность к созданию мелодических линий, хотя импровизация, конечно же, не ограничивается этим. Об уровнях мелодического мышления, а конкретно об уровнях понимания звуковысотной организации звуков и пойдёт речь далее. Всё перечисленное ниже касается не только гитары, но и других инструментов, способных воспроизводить мелодии. Для себя я вывел следующую линию элементов от простого к сложному: трезвучие - септаккорд - пентатоника - диатоника - хроматика. В некоторых современных учебных пособиях изучение грифа гитары, и обучение импровизации часто представлено в похожей схеме. Многие музыканты совершают ошибку, полагая, что для хорошей импровизации необходимо знание различных ладов, и чем их больше, тем лучше. В реальности всё в точности наоборот. Хороший импровизатор или композитор способен оперировать минимумом средств для выражения св

Когда речь заходит о мышлении гитариста и знании грифа, то чаще всего подразумевается способность импровизировать, а под способностью импровизировать - способность к созданию мелодических линий, хотя импровизация, конечно же, не ограничивается этим. Об уровнях мелодического мышления, а конкретно об уровнях понимания звуковысотной организации звуков и пойдёт речь далее. Всё перечисленное ниже касается не только гитары, но и других инструментов, способных воспроизводить мелодии.

Для себя я вывел следующую линию элементов от простого к сложному: трезвучие - септаккорд - пентатоника - диатоника - хроматика. В некоторых современных учебных пособиях изучение грифа гитары, и обучение импровизации часто представлено в похожей схеме.

Многие музыканты совершают ошибку, полагая, что для хорошей импровизации необходимо знание различных ладов, и чем их больше, тем лучше. В реальности всё в точности наоборот. Хороший импровизатор или композитор способен оперировать минимумом средств для выражения своих идей в музыке. Фактически вы можете придумывать мелодии основываясь на одной-двух нотах. Если вы в состоянии это сделать, то можно переходить к нашей схеме.

Первым её этапом будет использование трезвучий аккордов, которые используются в аккомпанементе, на основе которого вы импровизируете. Таким образом, для создания мелодии на каждый аккорд у нас есть уже по три ноты, входящие в его состав. Как правило это звуки мажорных, минорных и уменьшенных трезвучий.

Как только мы научились свободно создавать мелодии на основе трезвучий, добавим в каждое из них по одной ноте, получив септаккорды, при этом, желательно пока ограничиться септаккордами 7, m7, maj7 и m7-5, то есть теми, которые можно построить на белых клавишах фортепиано.

Уверенно импровизируя таким образом, мы можем переходить к следующему этапу - добавим к септаккордам по одному звуку, получив пентатоники. Для простоты запоминания, и уменьшения количества пентатоник, некоторые из них могут содержать не все ноты соответствующего септаккорда.
В качестве примера возьмём аккорды от ноты C. В этом случае аккорду C7 будет соответствовать пентатоника C-D-E-G-A, либо C-E-F-G-Bb, мне лично очень нравится звучание второй. Аккорду Cm7 соответствуют ноты C-Eb-F-G-Bb. Аккорд Cmaj7 расширяется до пентатоники C-D-E-G-A. Наконец, аккорд Cm7-5 превращается в пентатонику C-Eb-F-Gb-Bb. Замечу, что это лишь самые распространённые варианты пентатоник, вы можете использовать и другие.

Чтобы получить больше красок, добавим к пентатоникам по две ноты, получив привычные нам «белоклавишные» диатоники - семиступенные лады. Теперь C7 расширился до C-миксолидийского лада, Сm7 можно обыграть С-эолийским, C-дорийским, либо C-фригийским, Cmaj7 - C-ионийским, либо C-лидийским, Сm7-5 - C-локрийским.

Чем выше мы забираемся по ступенькам этой лестницы, тем больше трудностей у нас возникает в освоении каждого нового этапа. Введение каждого нового элемента - новой ноты требует время на проработку и усвоение, слуховой опыт и, как следствие, понимание уместности/неуместности её использования. Именно поэтому для качественного освоения я рекомендую двигаться по этой лестнице от простого к сложному, не перепрыгивая. Даже если вам кажется, что вы понимаете как это работает, возможно вы понимаете лишь принцип. Гораздо важнее честно ответить самому себе на вопрос: овладел ли я определённым этапом в полной мере, и составлять план занятий исходя из этого.

Последняя ступенька нашей лестницы - хроматика. Теперь мы добавили аж целых 5 звуков, и используем все 12 звуков нашего звукоряда. Это огромный этап, и пути добавления хроматических звуков могут быть разные: опевания, хроматизированные лады, и т.д. Верхняя ступенька нашей лестницы не отменяет предыдущие, наоборот, они используются как базис, и мы можем свободно менять ступеньки при импровизации в любой момент времени по нашему желанию.

Удачи!