Привет, народ!
Предлагаю вашему вниманию подробный разбор легендарной советской катушки «Дельфин».
Статья написана Дмитрием Баличевым (вот его сайт balichev.com) и рекомендуется к прочтению:
«Дельфин»
В СССР существовала очень разумная практика отбирать лучшие в мире образцы потребительских товаров (да и не только) и предлагать предприятиям их скопировать. О патентах речь не шла, а при копировании могли допускаться некоторые изменения, усовершенствования или упрощения (к сожалению, по ряду причин точную копию того же качества, что и у оригинала, получить не удалось ни разу). Точно так же действовали в свое время японцы, только Япония в результате изучения иностранного опыта выросла из имитатора Запада в мировые лидеры, а СССР — нет, и если в Стране восходящего солнца качество продукции в то время неуклонно повышалось, то в СССР начиная с конца 50-х — начала 60-х годов ситуация, наоборот, становилась все печальнее, а редкие исключения не могли переломить общую тенденцию. Причины этого лежат за рамками нашей темы, и мы ограничимся здесь лишь перечнем некоторых советских рыболовных катушек, имевших французские прототипы.
Прежде всего отметим, что образцы для подражания выбирались более или менее грамотно, скорее всего на выставках, но в ряде случаев, как мне кажется, прямо-таки напрашивались на копирование другие модели, более практичные и менее сложные в изготовлении, чем выбранная, или другой размер. Первая советская безынерционная катушка КИМ С-1, выпуск которой был начат в середине 50-х годов на Кунцевском заводе имени Коммунистического Интернационала Молодежи, была довольно точной копией легендарной катушки «Митчелл-300», разработанной еще до Второй мировой войны, но благодаря гениальной конструкции по некоторым характеристикам не имевшей себе равных вплоть до 80-х годов! Вроде бы, попадание в десятку. Проблема была лишь в том, что у 300-го был очень сложный механизм, требующий высокой точности при производстве и настройке.
Ленинградский электромеханический завод стал копировать другую митчелловскую модель — «Митчелл-324», которая, вообще-то, была катушкой если не для начинающих, то для рыболовов выходного дня. Копии эти назывались так же, как и завод, — ЛЭМЗ (ЛЭМЗ-2).
А в Серпухове выпускали катушку «Диана-201» — «по мотивам» еще более примитивной французской модели «Митчелл-320». Качество тут было, прямо скажем, никудышное.
В 50-х и 60-х годах довольно большой популярностью в Европе пользовались безынерционные катушки французской фирмы Bretton, которая была конкурентом «Митчелла» и тоже находилась в городе Клюз. Была миниатюрная катушечка Bretton 104, были среднего размера Bretton 602, Bretton 400 и Bretton 804, конкурировавшие с Mitchell 300, а были большие катушки Bretton 805 и Bretton 807 и серия гигантских катушек Bretton 901—908. Во всех перечисленных моделях, кроме 900-х, где передача коническая с криволинейными зубьями, используется практически вечная зубчато-винтовая передача. Деталей немного. Почему бы не скопировать? И вот в 60-х годах киевский «Электроприбор» приступает к делу. Но копирует он 807-й «Бреттон».
Как и ее прототип, катушка «Дельфин» производилась в течение многих лет, за которые претерпела различные изменения, вызванные в данном случае соображениями экономии. [Речь идет именно о «Дельфине» без цифрового индекса, индексы присваивались уже совсем другим моделям, не имевшим с первой, продолжавшей производиться одновременно с ними, ничего общего.] «Дельфины» начала 70-х годов поставлялись в темно-синей картонной коробке с избражением рыболова на фоне солнца, и к ним прилагалось подробное руководство по эксплуатации в виде небольшой брошюрки. Известны варианты с крышкой бирюзового и с крышкой красного цвета; сверху на крышке был нарисован дельфин, под которым было написано название катушки (ДЕЛЬФИН); правее находился либо логотип «Электроприбора», либо надпись СДЕЛАНО В СССР. Роторы известны двух типов: с ободком и без оного.
У более поздних экземпляров мы видим уменьшенную головку винта крышки, наклейки с обозначением модели и логотипом производителя внизу крышки и корпуса. К тому времени изменилась коробка, а руководство по эксплуатации сильно деградировало. У катушек 90-х годов встречается обычная краска, беловатая шпуля.
Мы сегодня познакомимся с неплохо сохранившимся экземпляром начала 70-х.
Продолжение на сайте: