Много пишу о войне 1941-1945 годов, в том числе о танкистах. Я давно обратил внимание, что почти всегда слава доставалась командирам экипажей. Они получали более высокие награды, о них писали фронтовые и центральные газеты, которые редко вспоминали о других танкистах. А между тем от мастерства механика-водителя в бою зависело многое, если не всё. От его умений маневрировать, уходить от снарядов, подставлять под выстрелы лобовую, а не боковую броню и стремительно атаковать зависели жизни всех членов экипажа. Хороших мехводов в Красной армии хватало, но вот асы, как Степан Белинский, были на вес золота.
Заветная мечта.
Степу (1916 г.р.) призвали в РККА в 1937 г. и направили на курсы механиков-водителей танка. Так сбылась мечта молодого человека, работавшего до армии трактористом в колхозе и желавшего, как и миллионы мальчишек в СССР, стать танкистом. Неудивительно, что он остался на сверхсрочную службу, где ему довелось участвовать в войне с финнами, а затем освобождать Западную Украину. Там его и застала Великая Отечественная война.
Белинскому на своем легком танке удалось выжить в грандиозном танковом сражении под Дубно, где в июне 1941 г. РККА потеряла 2,7 тыс. боевых машин, уничтожив 280 немецких "стальных монстров". Затем он участвовал в сражении под Житомиром. В августе 1941 г. Степана и других танкистов, что остались без машин, отправили в тыл переучиваться на Т-34 и КВ-1, где лучшего мехвода 23-го учебного полка оставили работать инструктором. Он вернулся на фронт только в августе 1943 г. после пятого рапорта с просьбой, чтобы его отправили в действующую часть.
Мастер стремительных атак.
Парня зачислили в 104-й танковый полк 5-й кавдивизии. 26 июня при штурме села Догановка он первым атаковал позиции врага, раздавил 75-мм орудие и пару пулеметных точек, чем обеспечил возможность пехоте захватить село практически без потерь. 28 июня ст. сержант Белинский решительно действовал при освобождении села Смоляны. С помощью ловкого маневра он заехал в немецкий тыл, что позволило командиру Т-34 – лейтенанту Волкову беспрепятственно расстрелять самоходное орудие. За это он был награжден орденом Красной Звезды.
В ноябре 1944 г. под городом Гольдап (Восточная Пруссия) Степан раздавил гусеницами пару минометов и три пулемета. Всего он 4 раза водил танк в атаку и так ловко маневрировал, что командир поражал цели без проблем. В ходе очередного наскока фашисты подбили один из Т-34, но Белинский прикрыл его своим танком от пулеметного и автоматного огня. Как итог, коллеги отремонтировали машину и вернулись в бой, ну а старший сержант получил за свой подвиг орден Славы 3-й ст.
Степан стал асом еще в 1943 г., но мастерство его продолжало расти с каждым боем. С 19 по 27 января 1945 г. в Восточной Пруссии он ловко маневрировал и уходил от мощного огня, а командир бил врага без риска. 20 января Белинский преодолел три линии окопов и первым ворвался в городок Грабов. По пути он снёс несколько грузовиков, пересек населенный пункт и на выезде раздавил 16 повозок с боеприпасами. Через день его Т-34 резво проник в расположение противника и расплющил 3 пулеметные точки вместе с расчетами. Это позволило пехоте захватить окопы фрицев без потерь, а командование посчитало, что лихой малый достоин ордена Славы 2-й ст.
Полный кавалер.
В последние дни войны герой повествования продемонстрировал исключительное мастерство. 29 апреля при штурме аэродрома в районе городка Цахов он зашел в тыл обороняющимся, атаковал и посеял панику в их рядах. Воспользовавшись ситуацией, водитель раздавил две противотанковых пушки и два пулемета с расчетами. Затем начал утюжить окопы, уничтожив 30 фашистов.
Первого мая при штурме деревушки Биневальде Степан снова продемонстрировал мастер-класс, что позволило ст. лейтенанту Волкову ликвидировать много техники и живой силы гитлеровцев. Внезапно кончились боеприпасы, но тридцатьчетверка не вышла из боя. Белинский раздавил 3 миномета и 20 фрицев, а когда на них вышел немецкий танк, то, уходя от выстрелов, мехвод, приблизился к нему и протаранил в бок. В результате гитлеровский Т-4 был обездвижен.
Бои продолжались. 2 мая при штурме городка Варнемюнде водитель танка ушел из-под огня немецких пушек, заехал сбоку и раздавил 5 пулеметных точек и орудие. В это время командир "тридцатьчетверки" и стрелок уничтожили 3 орудия, 9 пулеметов, 6 грузовиков и полсотни фашистов из пушки и танкового пулемета Дегтярева (ДТ). После этого Президиум ВС своим Указом наградил Степана Сидоровича орденом Славы 1-й степени, что вполне заслуженно и справедливо.
Уникальный механик-водитель – феномен! Ни один член экипажа при нем не погиб и даже не был ранен. Стоит сказать, что летом 1944 г. сам герой одно легкое ранение получил. Однако через несколько дней он сбежал из госпиталя в родной полк, при этом был необычайно скромен. После войны ветеран трудился крепильщиком на шахте в Ворошиловграде. А ведь ему не раз предлагали руководящие должности! Ушел из жизни полный кавалер ордена Славы в 1995 г. Вечная память герою!
Подписка и Ваш щедрый лайк помогают в развитии канала, мотивируя автора на лучшую работу. Всего доброго!