В эти выходные Москва отмечает свой 876-й день рождения. Вот уж, действительно, как писал Федор Глинка: «Город чудный, город древний…».
Несомненно, в мире и в России есть и более древние города, но больше всего я не люблю сравнивать. Каждый город прекрасен по-своему и тем уникален.
Как и большинство людей я люблю путешествовать и познавать мир во всем его разнообразии. Но Москву я люблю «особенной любовью», потому что это мой родной город. И сегодня в качестве подарка к дню рождения города я подготовила подборку из картин и стихов о Москве.
И художники, и поэты обращались в своем творчестве к теме Москвы если не тысячи, то сотни раз точно. Поэтому сегодня я хочу показать вам лишь картины с изображением главной достопримечательности Москвы – её сердца – Кремля. А для поэтического сопровождения обратимся к поэтам ХIХ века.
Интересный факт, а, может быть, и легенда. Но московские экскурсоводы рассказывают:
«Известная французская художница Э.Виже-Лебрен, приглашенная в Москву императором Павлом, долго стояла на высоком берегу Москвы с палитрой и кистями в руках и любовалась на открывавшуюся перед ней панораму. Потом она неожиданно бросила палитру и вымолвила:
– Не смею…»
Вот и мастер городского пейзажа Федор Яковлевич Алексеев (1753(1754?) -1824) был направлен в Москву повелением Павла I «для снятия разных видов». И за два года он «посмел» запечатлеть город в целой серии своих работ. И одна из них «Соборная площадь в Московском Кремле» показывает нам, как выглядел древний архитектурный ансамбль в начале ХIХ века.
А поэтическое сопровождение начнем со знаменитых строк Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).
Александр Пушкин
Из романа «Евгений Онегин» (отрывок)
* * *
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
...
1823
Карл Иванович Рабус, настоящее имя Карл-Вильгельм Рабус (1800-1857) поселился в Москве в 1834 году и стал патриотом нашего города. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и среди его учеников были Иван Шишкин и Алексей Саврасов. Также он коллекционировал произведения искусства, и его картина «Вид Москвы времен Петра» была создана по гравюре П. Пикара и Я. Бликланта (1707-1708).
Все труды известного славянофила, публициста и историка Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860) пропитаны огромной верой в русский народ и любовью к родной стране. Это же мы можем увидеть и в его стихах.
Константин Аксаков
Москва
Столица древняя, родная –
Ее ль не ведает страна?
Ее назвать, – и Русь святая
С ней вместе разом названа.
У ней с землей – одна невзгода,
Одно веселье – общий труд.
Ее дела, любовь народа
Ей право вечное дают.
За Русь не раз она горела,
Встречая полчища племен;
За Русь не раз она терпела
И поношение, и плен.
В напастях вместе с нею крепла,
Мужалась, Господа моля,
И возникала вновь из пепла, –
И с нею русская земля.
Ее удел: всегда тревожить
Врагов России заклятых:
Ее унизить, уничтожить
Не раз пыталась злоба их.
Но в страх врагам, но в радость краю,
Она, великая, жива.
И старый клич я подымаю:
Да вечно здравствует Москва!
1845
Ученик К.И. Рибуса, Академик перспективной и ландшафтной живописи Степан Михайлович Шухвостов (1821–1908) изображал на своих полотнах преимущественно внутренние убранства соборов и церквей. Но есть среди его работ и городские пейзажи, как например «Вид на Красную площадь».
Поэт и литературный критик Михаил Александрович Дмитриев (1796-1866) принадлежал к древнему роду «от Рюрика в «28 колене», а от Мономаха – в 21-ом». Отсюда его огромная приверженность русским традициям и отношение к Москве, как к национальной и народной столице России. (Ведь в то время столицей был Петербург). Это отразилось в его сборнике «Московские элегии».
Михаил Дмитриев
Нашим порицателям
Вы дивитесь, что мы славим
Нашу древнюю Москву,
Что высоко в песнях ставим
Царства русского главу!
Прежде нас поэты жили,
Выше был их песен дар:
Не Москве ли посвятили
И они восторга жар?
Дайте город нам преданий,
Дайте город нам другой,
Где завет воспоминаний
Был бы голос вековой!
Духа русского твердыня,
В смутах, в пламени жива,
Веры древности святыня,
Где другая есть Москва?
1847
Пётр Петрович Верещагин (1834-1886) родился в Перми и больше известен как пейзажист Среднего Урала, но он писал и Кавказ, и Крым, и многие российские города. Все его работы отличают большая достоверность и реализм, использование приемов академической живописи. Вот и на картине «Москва. Вид на Кремль от Софийской набережной» можно увидеть недавно построенный Большой Кремлевский Дворец и реконструированную набережную.
Друг Пушкина, поэт, писатель, историк и журналист Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) не раз в своем творчестве обращался к образу Москвы. Но особенно хороша она у него весной.
Петр Вяземский
Из «Очерков Москвы» (отрывок)
***
Как хороша Москва весною,
Как хороша весна в Москве!
Над этой пестрою громадой
День яркий блещет в синеве.
Благоуханья полон воздух,
Он веет мягкой теплотой,
И упоительная нега
Несется сладкою струей.
Все дышит жизнью и весельем,
Все празднует цветущий май:
Сады зеленым ожерельем
Переплелись из края в край.
Из волн воздушных выплывая,
Златые куполы горят:
Кресты, как серафимов стая,
С земли на небеса парят.
…
1858
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) по праву может считаться одним из главных живописцев Москвы. Большую часть своей жизни он посвятил изучению архитектуры и истории города, занимаясь в том числе и археологическими раскопками. В своем произведении «Московский Кремль. Соборы» он изобразил вид из своей мастерской, которая располагалась на третьем этаже дома на Софийской набережной. Здесь художник снимал квартиру до своей женитьбы и переезда в Фурманный переулок.
Знаменитый лирик ХIХ века Афанасий Афанасьевич Фет, Шеншин при рождении (1820-1892), тоже вдохновлялся красотой московских соборов и дворцов.
Афанасий Фет
Москва (из Кернера)
Как высоки церквей златые главы,
Как царственно дворцы твои сияют!
Со всех сторон глаза мои встречают
И гордый блеск, и памятники славы.
Но час твой бил, о город величавый!
Твои граждане руку подымают,
Трещит огонь, и факелы пылают,
И ты стоишь в горячей ризе лавы!
О, пусть тебя поносит исступленье:
Ломитесь башни, рушьтеся палаты!
То русский феникс, пламенем объятый,
Горит векам… Но близко искупленье;
Уже под клик и общие восторги
Копье побед поднял святый Георгий.
1843
Пейзажист и маринист Николай Николаевич Гриценко (1856-1900) был мужем дочери Павла Третьякова – Любови. Он много путешествовал и даже в качестве художника сопровождал цесаревича Николая во время его кругосветного путешествия. Но и Москву не забывал. Сохранилось много зарисовок и этюдов дома Третьяковых в Москве, а на картине «Вид на Москву с колокольни Ивана Великого» мы видим самый центр города. И можем разглядеть не только Архангельский и Благовещенский соборы, часть Большого Кремлевского дворца, но и вдали на фоне неба Храм Христа Спасителя.
Когда Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) выбирал между живописью и литературой, то предпочел поэзию. Развивающаяся близорукость мешала занятиям изобразительным искусством, а вот его стихи получили высокие оценки от современников. Поэт разделял идеи славянофилов, и в его поэзии звучала тема любви к русской природе и родной стране.
Аполлон Майков
Мы – москвичи!
Мы – москвичи! Что делать, милый друг!
Кинь нас судьба на север иль на юг –
У нас везде, со всей своею славой,
В душе – Москва и Кремль золотоглавый;
В нас заповедь великая жива,
И вера в нас досель не извелася,
На коих древле создалась Москва
И чрез нее – Россия создалася.
Там у гробов иерархов и царей,
Наметивших великие ей цели,
Они видней, и ты поймешь ясней,
Куда идти, и как мы шли доселе,
И отчего во дни народных бед,
И внешних бурь, и всякого шатанья
Для всей Руси как дедовский завет
Родной Москвы звучало увещанье.
Храни ж его, отцов завет святой,
Как Ермоген в цепях, в тюрьме сырой, –
И в жизни путь всегда увидишь правый,
И посрамишь всяк умысел лихой,
Всяк вражий ков и всяк соблазн лукавый.
1867
В свой первый приезд в Москву в 1869 году Василий Иванович Суриков (1848–1916) был в восторге от московских достопримечательностей: Кремля, Колокольни Ивана Великого, Царь-пушки и Спасских ворот. Москва вдохновила его на написание больших исторических полотен, а также излюбленные места города появились в небольших этюдах художника. Одна из таких улочек запечатлена в работе «Вид на Кремль из Княжьего двора».
А ещё один поэт и прозаик ХIХ века Иван Петрович Клюшников (1811-1895) оставил нам свои впечатления от встречи с Москвой.
Иван Клюшников
К Москве
В Москву с последнего ночлега
Лихая тройка мчит меня;
Морозом скована земля;
По ней, звуча, катит телега.
Чего-то ждет душа моя…
Сквозь слез гляжу на древний град.
Вот он, свидетель величавый
И русских бед, и русской славы,
И горестных моих утрат…
Моих утрат! Порыв роптаний,
Умолкни здесь. Что значу я?.
Скрижаль родных воспоминаний
И царства русского глава!
Былого летопись живая!
Золотоглавая Москва!
Москва! предел моих желаний!
Где я расцвел, где я увял,
Где наслаждался, где страдал
И где найду конец страданий!
Опять, опять твой вечный шум.
И говор жизни, и движенье
Умчат души моей сомненья
И развлекут мой праздный ум!
Пойду задумчиво бродить
Между забытыми гробами,
Пойду о прошлом говорить
С твоими ветхими стенами.
Пролью на память прежних снов
Две-три слезы от всех украдкой.
И позабудусь долго, сладко
Под звук твоих колоколов.
1840
Продолжает нашу подборку картина «Москворецкий мост» самого известного русского импрессиониста Константина Алексеевича Коровина (1861-1939). Он изобразил то, как выглядел Васильевский спуск и Москворецкий мост до его перестройки в 1938 году. Светлые краски и размашистые мазки создают нам солнечное, радостное и даже праздничное настроение.
А Елецкой, герой поэмы «Цыганка» Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844), глядит на Москву из окна своего барского дома и тоже видит мост и реку, и Кремль со знаменитой колокольней.
Евгений Баратынский
(из поэмы «Цыганка»)
…
Пред ним, светло озарена
Наставшим утром, ото сна
Москва торжественно вставала.
Под раннею лазурной мглой,
Блестящей влагой блеск дневной
Река местами отражала;
Аркада длинного моста
Белела ярко. Чуден, пышен,
Московских зданий красота,
Над всеми зданьями возвышен,
Огнём востока Кремль алел.
Зажгли лучи его живые
Соборов главы золотые;
Меж ними царственно горел
Иван Великий. Сад красивый,
Кругом твердыни горделивой
Вияся, живо зеленел.
…
1829-1831, 1842
Константин Федорович Юон (1875-1958) всю свою жизнь прожил в Москве и на протяжении всего своего творчества писал Москву, как дореволюционную, так и в советское время. Его работа «Вербный базар на Красной площади» яркая и праздничная, напоминает нам о вербных торгах, которые проводились на главной площади до 1918 года.
Ещё один представитель золотого века русской поэзии, современник Пушкина и член славянофильского кружка «Московский вестник», Николай Михайлович Языков (1803-1847) продолжает нашу поэтическую подборку своим признанием в любви Москве.
Николай Языков
АУ! (отрывок)
***
Я здесь! – Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка-Россия
Семисотлетняя жива!
Здесь все бывало: плен, свобода.
Орда, и Польша, и Литва,
Французы, лавр и хмель народа,
Все, все!.. Да здравствует Москва!
Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
О проклят будь, кто потревожит
Великолепье старины,
Кто на нее печать наложит
Мимоходящей новизны!
Сюда! на дело песнопений,
Поэты наши! Для стихов
В Москве ищите русских слов,
Своенародных вдохновений!
…
1831
И замыкает сегодня нашу художественную галерею чудесный зимний пейзаж «Церковь Василия Блаженного» Дубовского Николая Никаноровича (1859-1918). Художник часто в 1910-х годах обращался к образу Покровского собора на Красной площади и радостно засыпал его белым снегом.
А стихотворение Федора Николаевича Глинки (1786-1880) называют гимном русской истории и победам, о которых участник Отечественной войны 1812 года знал не понаслышке.
Федор Глинка
Москва
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
1840
Вот такая она, наша любимая Москва, в произведениях художников и поэтов прошлых веков. Она продолжает вдохновлять и наших современников, и не только своей главной достопримечательностью, а многочисленными прекрасными улицами, площадями, набережными, мостами и парками. Но это уже тема другой статьи.
Приглашаю вас подписываться на мой канал, чтобы вместе разглядывать замечательные картины и вспоминать красивые стихи.