Приглашаю вас посмотреть на центр столицы глазами художников и поэтов: «В душе – Москва и Кремль золотоглавый...»

376 прочитали

В эти выходные Москва отмечает свой 876-й день рождения. Вот уж, действительно, как писал Федор Глинка: «Город чудный, город древний…».

Несомненно, в мире и в России есть и более древние города, но больше всего я не люблю сравнивать. Каждый город прекрасен по-своему и тем уникален.

Как и большинство людей я люблю путешествовать и познавать мир во всем его разнообразии. Но Москву я люблю «особенной любовью», потому что это мой родной город. И сегодня в качестве подарка к дню рождения города я подготовила подборку из картин и стихов о Москве.

И художники, и поэты обращались в своем творчестве к теме Москвы если не тысячи, то сотни раз точно. Поэтому сегодня я хочу показать вам лишь картины с изображением главной достопримечательности Москвы – её сердца – Кремля. А для поэтического сопровождения обратимся к поэтам ХIХ века.

Интересный факт, а, может быть, и легенда. Но московские экскурсоводы рассказывают:

«Известная французская художница Э.Виже-Лебрен, приглашенная в Москву императором Павлом, долго стояла на высоком берегу Москвы с палитрой и кистями в руках и любовалась на открывавшуюся перед ней панораму. Потом она неожиданно бросила палитру и вымолвила:
– Не смею…»


Вот и мастер городского пейзажа
Федор Яковлевич Алексеев (1753(1754?) -1824) был направлен в Москву повелением Павла I «для снятия разных видов». И за два года он «посмел» запечатлеть город в целой серии своих работ. И одна из них «Соборная площадь в Московском Кремле» показывает нам, как выглядел древний архитектурный ансамбль в начале ХIХ века.

Федор Алексеев. Соборная площадь в Московском Кремле. 1800-е. Холст, масло. 82,7 x 112,5. Государственная Третьяковская галерея
Федор Алексеев. Соборная площадь в Московском Кремле. 1800-е. Холст, масло. 82,7 x 112,5. Государственная Третьяковская галерея

А поэтическое сопровождение начнем со знаменитых строк Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).

Александр Пушкин
Из романа «Евгений Онегин» (отрывок)

* * *
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
...
1823


Карл Иванович Рабус, настоящее имя
Карл-Вильгельм Рабус (1800-1857) поселился в Москве в 1834 году и стал патриотом нашего города. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и среди его учеников были Иван Шишкин и Алексей Саврасов. Также он коллекционировал произведения искусства, и его картина «Вид Москвы времен Петра» была создана по гравюре П. Пикара и Я. Бликланта (1707-1708).

Рабус Карл Иванович (Карл-Вильгельм Рабус). Вид Москвы времен Петра (Вид на Кремль из Замоскворечья). 1846. Холст, масло. 93 х 142. Государственный Исторический музей
Рабус Карл Иванович (Карл-Вильгельм Рабус). Вид Москвы времен Петра (Вид на Кремль из Замоскворечья). 1846. Холст, масло. 93 х 142. Государственный Исторический музей

Все труды известного славянофила, публициста и историка Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860) пропитаны огромной верой в русский народ и любовью к родной стране. Это же мы можем увидеть и в его стихах.

Константин Аксаков
Москва

Столица древняя, родная –
Ее ль не ведает страна?
Ее назвать, – и Русь святая
С ней вместе разом названа.
У ней с землей – одна невзгода,
Одно веселье – общий труд.
Ее дела, любовь народа
Ей право вечное дают.
За Русь не раз она горела,
Встречая полчища племен;
За Русь не раз она терпела
И поношение, и плен.
В напастях вместе с нею крепла,
Мужалась, Господа моля,
И возникала вновь из пепла, –
И с нею русская земля.
Ее удел: всегда тревожить
Врагов России заклятых:
Ее унизить, уничтожить
Не раз пыталась злоба их.
Но в страх врагам, но в радость краю,
Она, великая, жива.
И старый клич я подымаю:
Да вечно здравствует Москва!
1845


Ученик К.И. Рибуса, Академик перспективной и ландшафтной живописи
Степан Михайлович Шухвостов (1821–1908) изображал на своих полотнах преимущественно внутренние убранства соборов и церквей. Но есть среди его работ и городские пейзажи, как например «Вид на Красную площадь».

Степан Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1860. Холст, масло. Государственный Русский музей
Степан Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1860. Холст, масло. Государственный Русский музей

Поэт и литературный критик Михаил Александрович Дмитриев (1796-1866) принадлежал к древнему роду «от Рюрика в «28 колене», а от Мономаха – в 21-ом». Отсюда его огромная приверженность русским традициям и отношение к Москве, как к национальной и народной столице России. (Ведь в то время столицей был Петербург). Это отразилось в его сборнике «Московские элегии».

Михаил Дмитриев
Нашим порицателям

Вы дивитесь, что мы славим
Нашу древнюю Москву,
Что высоко в песнях ставим
Царства русского главу!
Прежде нас поэты жили,
Выше был их песен дар:
Не Москве ли посвятили
И они восторга жар?
Дайте город нам преданий,
Дайте город нам другой,
Где завет воспоминаний
Был бы голос вековой!
Духа русского твердыня,
В смутах, в пламени жива,
Веры древности святыня,
Где другая есть Москва?
1847


Пётр Петрович Верещагин (1834-1886)
родился в Перми и больше известен как пейзажист Среднего Урала, но он писал и Кавказ, и Крым, и многие российские города. Все его работы отличают большая достоверность и реализм, использование приемов академической живописи. Вот и на картине «Москва. Вид на Кремль от Софийской набережной» можно увидеть недавно построенный Большой Кремлевский Дворец и реконструированную набережную.

Пётр Верещагин. Москва. Вид на Кремль от Софийской набережной. 1879. Холст, масло. 53,2 x 105,8. Ярославский художественный музей
Пётр Верещагин. Москва. Вид на Кремль от Софийской набережной. 1879. Холст, масло. 53,2 x 105,8. Ярославский художественный музей

Друг Пушкина, поэт, писатель, историк и журналист Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) не раз в своем творчестве обращался к образу Москвы. Но особенно хороша она у него весной.

Петр Вяземский
Из «Очерков Москвы» (отрывок)

***
Как хороша Москва весною,
Как хороша весна в Москве!
Над этой пестрою громадой
День яркий блещет в синеве.
Благоуханья полон воздух,
Он веет мягкой теплотой,
И упоительная нега
Несется сладкою струей.
Все дышит жизнью и весельем,
Все празднует цветущий май:
Сады зеленым ожерельем
Переплелись из края в край.
Из волн воздушных выплывая,
Златые куполы горят:
Кресты, как серафимов стая,
С земли на небеса парят.

1858


Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) по праву может считаться одним из главных живописцев Москвы. Большую часть своей жизни он посвятил изучению архитектуры и истории города, занимаясь в том числе и археологическими раскопками. В своем произведении «Московский Кремль. Соборы» он изобразил вид из своей мастерской, которая располагалась на третьем этаже дома на Софийской набережной. Здесь художник снимал квартиру до своей женитьбы и переезда в Фурманный переулок.

Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894. Холст, масло. 90,5 x 79. Государственная Третьяковская галерея
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894. Холст, масло. 90,5 x 79. Государственная Третьяковская галерея

Знаменитый лирик ХIХ века Афанасий Афанасьевич Фет, Шеншин при рождении (1820-1892), тоже вдохновлялся красотой московских соборов и дворцов.

Афанасий Фет
Москва (из Кернера)

Как высоки церквей златые главы,
Как царственно дворцы твои сияют!
Со всех сторон глаза мои встречают
И гордый блеск, и памятники славы.
Но час твой бил, о город величавый!
Твои граждане руку подымают,
Трещит огонь, и факелы пылают,
И ты стоишь в горячей ризе лавы!

О, пусть тебя поносит исступленье:
Ломитесь башни, рушьтеся палаты!
То русский феникс, пламенем объятый,

Горит векам… Но близко искупленье;
Уже под клик и общие восторги
Копье побед поднял святый Георгий.
1843


Пейзажист и маринист
Николай Николаевич Гриценко (1856-1900) был мужем дочери Павла Третьякова – Любови. Он много путешествовал и даже в качестве художника сопровождал цесаревича Николая во время его кругосветного путешествия. Но и Москву не забывал. Сохранилось много зарисовок и этюдов дома Третьяковых в Москве, а на картине «Вид на Москву с колокольни Ивана Великого» мы видим самый центр города. И можем разглядеть не только Архангельский и Благовещенский соборы, часть Большого Кремлевского дворца, но и вдали на фоне неба Храм Христа Спасителя.

Николай Гриценко. Вид на Москву с колокольни Ивана Великого. 1896. Холст, масло. 72 x 54. Государственная Третьяковская галерея
Николай Гриценко. Вид на Москву с колокольни Ивана Великого. 1896. Холст, масло. 72 x 54. Государственная Третьяковская галерея

Когда Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) выбирал между живописью и литературой, то предпочел поэзию. Развивающаяся близорукость мешала занятиям изобразительным искусством, а вот его стихи получили высокие оценки от современников. Поэт разделял идеи славянофилов, и в его поэзии звучала тема любви к русской природе и родной стране.

Аполлон Майков
Мы – москвичи!

Мы – москвичи! Что делать, милый друг!
Кинь нас судьба на север иль на юг –
У нас везде, со всей своею славой,
В душе – Москва и Кремль золотоглавый;
В нас заповедь великая жива,
И вера в нас досель не извелася,
На коих древле создалась Москва
И чрез нее – Россия создалася.
Там у гробов иерархов и царей,
Наметивших великие ей цели,
Они видней, и ты поймешь ясней,
Куда идти, и как мы шли доселе,
И отчего во дни народных бед,
И внешних бурь, и всякого шатанья
Для всей Руси как дедовский завет
Родной Москвы звучало увещанье.
Храни ж его, отцов завет святой,
Как Ермоген в цепях, в тюрьме сырой, –
И в жизни путь всегда увидишь правый,
И посрамишь всяк умысел лихой,
Всяк вражий ков и всяк соблазн лукавый.
1867


В свой первый приезд в Москву в 1869 году
Василий Иванович Суриков (1848–1916) был в восторге от московских достопримечательностей: Кремля, Колокольни Ивана Великого, Царь-пушки и Спасских ворот. Москва вдохновила его на написание больших исторических полотен, а также излюбленные места города появились в небольших этюдах художника. Одна из таких улочек запечатлена в работе «Вид на Кремль из Княжьего двора».

Василий Суриков. Вид на Кремль из Княжьего двора. 1910. Холст, масло. 48,5 × 43,8. Частное собрание
Василий Суриков. Вид на Кремль из Княжьего двора. 1910. Холст, масло. 48,5 × 43,8. Частное собрание

А ещё один поэт и прозаик ХIХ века Иван Петрович Клюшников (1811-1895) оставил нам свои впечатления от встречи с Москвой.

Иван Клюшников
К Москве

В Москву с последнего ночлега
Лихая тройка мчит меня;
Морозом скована земля;
По ней, звуча, катит телега.
Чего-то ждет душа моя…
Сквозь слез гляжу на древний град.
Вот он, свидетель величавый
И русских бед, и русской славы,
И горестных моих утрат…
Моих утрат! Порыв роптаний,
Умолкни здесь. Что значу я?.
Скрижаль родных воспоминаний
И царства русского глава!
Былого летопись живая!
Золотоглавая Москва!
Москва! предел моих желаний!
Где я расцвел, где я увял,
Где наслаждался, где страдал
И где найду конец страданий!
Опять, опять твой вечный шум.
И говор жизни, и движенье
Умчат души моей сомненья
И развлекут мой праздный ум!
Пойду задумчиво бродить
Между забытыми гробами,
Пойду о прошлом говорить
С твоими ветхими стенами.
Пролью на память прежних снов
Две-три слезы от всех украдкой.
И позабудусь долго, сладко
Под звук твоих колоколов.
1840


Продолжает нашу подборку картина
«Москворецкий мост» самого известного русского импрессиониста Константина Алексеевича Коровина (1861-1939). Он изобразил то, как выглядел Васильевский спуск и Москворецкий мост до его перестройки в 1938 году. Светлые краски и размашистые мазки создают нам солнечное, радостное и даже праздничное настроение.

Константин Коровин. Москворецкий мост. 1914. Холст, масло. 104×134. Государственный исторический музей, Москва
Константин Коровин. Москворецкий мост. 1914. Холст, масло. 104×134. Государственный исторический музей, Москва

А Елецкой, герой поэмы «Цыганка» Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844), глядит на Москву из окна своего барского дома и тоже видит мост и реку, и Кремль со знаменитой колокольней.

Евгений Баратынский
(из поэмы «Цыганка»)


Пред ним, светло озарена
Наставшим утром, ото сна
Москва торжественно вставала.
Под раннею лазурной мглой,
Блестящей влагой блеск дневной
Река местами отражала;
Аркада длинного моста
Белела ярко. Чуден, пышен,
Московских зданий красота,
Над всеми зданьями возвышен,
Огнём востока Кремль алел.
Зажгли лучи его живые
Соборов главы золотые;
Меж ними царственно горел
Иван Великий. Сад красивый,
Кругом твердыни горделивой
Вияся, живо зеленел.

1829-1831, 1842


Константин Федорович Юон (1875-1958)
всю свою жизнь прожил в Москве и на протяжении всего своего творчества писал Москву, как дореволюционную, так и в советское время. Его работа «Вербный базар на Красной площади» яркая и праздничная, напоминает нам о вербных торгах, которые проводились на главной площади до 1918 года.

Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916. Бумага на картоне, акварель, белила. 35 х 48. Государственная Третьяковская галерея
Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916. Бумага на картоне, акварель, белила. 35 х 48. Государственная Третьяковская галерея

Ещё один представитель золотого века русской поэзии, современник Пушкина и член славянофильского кружка «Московский вестник», Николай Михайлович Языков (1803-1847) продолжает нашу поэтическую подборку своим признанием в любви Москве.

Николай Языков
АУ! (отрывок)

***
Я здесь! – Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка-Россия
Семисотлетняя жива!
Здесь все бывало: плен, свобода.
Орда, и Польша, и Литва,
Французы, лавр и хмель народа,
Все, все!.. Да здравствует Москва!
Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
О проклят будь, кто потревожит
Великолепье старины,
Кто на нее печать наложит
Мимоходящей новизны!
Сюда! на дело песнопений,
Поэты наши! Для стихов
В Москве ищите русских слов,
Своенародных вдохновений!

1831


И замыкает сегодня нашу художественную галерею чудесный зимний пейзаж
«Церковь Василия Блаженного» Дубовского Николая Никаноровича (1859-1918). Художник часто в 1910-х годах обращался к образу Покровского собора на Красной площади и радостно засыпал его белым снегом.

Николай Дубовской. Церковь Василия Блаженного. 1916-1917. Холст, масло. 71 х 53,1. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Николай Дубовской. Церковь Василия Блаженного. 1916-1917. Холст, масло. 71 х 53,1. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

А стихотворение Федора Николаевича Глинки (1786-1880) называют гимном русской истории и победам, о которых участник Отечественной войны 1812 года знал не понаслышке.

Федор Глинка
Москва

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
1840


Вот такая она, наша любимая Москва, в произведениях художников и поэтов прошлых веков. Она продолжает вдохновлять и наших современников, и не только своей главной достопримечательностью, а многочисленными прекрасными улицами, площадями, набережными, мостами и парками. Но это уже тема другой статьи.

Приглашаю вас подписываться на мой канал, чтобы вместе разглядывать замечательные картины и вспоминать красивые стихи.