Трудно найти человека, который не слышал бы потрясающих мелодий из «Времён года». Впрочем, даже специально слушать необязательно. Эту музыку безжалостно эксплуатируют кинематографисты, фигуристы и колл-центры. «Времена года» прожили целую жизнь с тех пор, как вышли из-под пера Вивальди примерно в 1723 году. И звучат каждый раз, как в первый.
Четыре скрипичных концерта, составляющие «Времена года», являются частью более крупного произведения под названием «Спор гармонии с изобретением». Они помогли укрепить статус венецианского композитора Антонио Вивальди (он же — Рыжий священник) в качестве своего рода рок-звезды XVIII века. Волосы у него действительно были огненно-рыжими, а на священника он когда-то учился, но пошёл в музыканты.
Инструментальные партии «Времёна года» имитируют звуки каждого сезона: пение птиц, грозу, охоту, танцы, снегопад, лай собаки. К концертам был написан (возможно, самим Вивальди) ряд сонетов. Пасторальные строки сопровождают «Весну»: «На усыпанном цветами лугу, где над головой шелестят ветви, спит пастух, а рядом с ним его верный пёс».
«Времена года» вошли в число десятков опер, концертов и хоровых произведений, написанных Вивальди, когда он работал учителем музыки для девочек и женщин в венецианском приюте. Кстати, девушки даже ездили с композитором в турне. Дошло и до обвинений Вивальди в неподобающих отношениях с одной из них.
После смерти Вивальди — он умер в нищете в Вене — его музыка канула в безвестность. Более века «Времена года» не звучали со сцены.
Интерес к композитору возродился лишь в первые годы XX века, когда в Италии были открыты и изучены его рукописи. В 1947 году американский скрипач Луи Кауфман записал «Времена года» для пластинки в новом долгоиграющем формате. Сорок с лишним минут — идеальная продолжительность!
В 1989 году концерты Вивальди ещё активнее популяризировал скрипач Найджел Кеннеди, который сам был кем-то вроде рок-звезды для дотошных пуристов от классики. Головокружительная запись стала одним из самых продаваемых классических альбомов всех времён.
Привлекательность Вивальди для широкой публики понятна: это понятная и доступная музыка. Скрипачка Рэйчел Поджер, которая записала её с ансамблем старинных инструментов Brecon Baroque, говорила: «В этих концертах есть несколько действительно хороших мелодий». Кроме того, каждая часть длится примерно три-четыре минуты — примерно столько же, сколько современный поп-сингл. Как отметил клавишник Рик Уэйкман, «Времена года» представляют собой концептуальный альбом.
Возможно, по причине повсеместного распространения хитового скрипичного цикла Вивальди в наши дни при исполнении «Времён года» часто допускаются значительные вольности. Найджел Кеннеди вернулся к шедевру в 2013 году со своим Оркестром Жизни, ансамблем Palestine Strings и джазовым трио, привнеся в классическую партитуру импровизационные отрывки с уклоном в медитативный минимализм и ближневосточные мотивы.
Композитор Анна Мередит выпустила «Anno» — пьесу, которая деконструирует оригинал Вивальди с добавлением электроники и звуковых эффектов.
Рок-гитаристы также не могли пройти мимо! Дэвид Евангелиста и Мануэль Ирадиан сыграли «Лето» в стиле хард-барокко, доказав, что старая классика и рок вполне дружат друг с другом.
Германо-британский композитор Макс Рихтер перенёс шедевр в наше время, представив «перекомпонованную» пост-минималистскую версию с синтезатором и звонкими струнными интерлюдиями. Вивальди наверняка был бы рад услышать, что спустя 300 лет его весенние птицы всё ещё поют!
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!