Найти тему

Эксклюзивный договор. Что такое, откуда появился и зачем он клиенту и риэлторам?

Оглавление

Начинаем фундаментальную тему эксклюзивного договора (далее по тексту ЭД)

Сам термин возник в России с момента появления рынка недвижимости как такового.

Как только появилось больше одного риэлтора или агентства в городе надо было как-то «привязать» клиента (как покупателя, так и продавца) к себе.
Качество сервиса у всех агентств и риэлторов тогда (да и сейчас) было плюс-минус одинаковым.

Поэтому надо было привязывать более «жестко». Очевидным решением было сделать это на юридическом уровне.

Поэтому и появился «эксклюзивный договор». Или короче. – «эксклюзив».

Что такой ЭД

Договор оказания услуг между агентством недвижимости/ частным маклером и клиентов (продавцов или покупателем), согласно которому агентство или риэлтор выступали единственным представителем клиента в покупке или продаже его недвижимости.

Соответственно, клиент не имел права работать с другими участниками рынка.

Или даже самостоятельно.

Да, да, по эксклюзивному договору клиент не мог, например, сам продавать свою квартиру. Давать своё объявление. Проводить показы самостоятельно.

Или смотреть подобранные самостоятельно квартиры.

А если он все же он покупал или продавал без агентства, то все равно должен был заплатить комиссию риэлтору.

Да, да – даже если агентство или риэлтор не приложили никаких усилий для покупки или продажи!

До недавнего прошлого, агентства и риэлторы использовали еще один прием, затрудняющий работу клиентов с другими агентами.

У клиента-продавца отбирали оригиналы документов на квартиру!

Конечно, клиент сам добровольно отдавал их, заключая эксклюзивный договор. Под опись, все такое.

Но фактически это было изъятие документов у собственников.

А в те времена без оригиналов документов что-либо сделать с недвижимостью, хоть и можно было (например, заказать дубликаты), но мало кто заморачивался с этим.

Поэтому передача на ответственное хранение документов по продаваемой квартире как гарантия эксклюзивности договора с клиентом-собственником была очень хорошим решением

Для риэлторов, конечно.

Зачем ЭД агентствам недвижимости?

Чтобы клиент не сбежал, не передумал по пустякам. И вообще не дергался.

Так как с клиента-покупателя никаких документов не получится взять, многие агентства не работали (и не работают) с покупателями квартиры в принципе.
Предпочитая ловить их в свои сети на квартиры клиентов-продавцов.

Подписывая с покупателями договора, только если они берут квартиру клиента. Получается две комиссии по одному договору. Класс же!

Нужно ли это клиентам?

Как ни странно, да. Продавать свою недвижимость через одно агентство/риэлтора намного выгоднее чем через нескольких.
Почему это так я подробно рассказывал в пятом выпуске подкаста «Риэлтор не нужен!» (доступен на любой платформе).

Если речь идет о клиенте-покупателе, то и тут один агент намного лучше, чем несколько. Просто потому, что контролировать работу одного всегда проще, чем двух, трех и так далее.

Пара интересных моментов и нюанс

Первый – чтобы работать с агентом на эксклюзивных началах, клиенту придется очень тщательно выбирать этого самого риэлтора.

А это непростая задача (и выбор по рейтингу/оценкам в интернете здесь не работает, если что!)

Второй:

как грамотно юридически расстаться с таким «эксклюзивным» агентством или риэлтором, если те не делают свою работу так, как нужно?

То же не тривиальная задача в российских условиях.

Ведь мало кто из риэлторов (агентства недвижимости уж точно) готовы менять эксклюзивные договора под каждого клиента.
А сами договора изначально, естественно, защищают интересы только одной стороны.
Не клиентов, само собой.

А еще есть один нюанс:

понятие эксклюзивного договора (как формат продажи услуги потребителю) нет в российском праве.

Что с этим можно сделать, и какая судебная практика сложилась, будем разбираться в следующих статьях.

****************
В
телеграм-канале проекта есть много других статьей, наблюдений и моих (не самых положительных) позиций по вопросам рынка недвижимости, которых здесь никогда не будет.
Подписывайтесь!