До принятия христианства славянскими народами их религиозные верования относились к язычеству. Это была политеистическая религия, в которой почитались многочисленные боги и духи природы.
Главным божеством у восточных славян был Перун - бог грома и молнии. Ему поклонялись как верховному правителю богов и хозяину Вселенной. Другими важными богами были Сварог - бог неба, Даждьбог - бог солнца, Велес - покровитель скотоводства, Волос - бог богатства. Особое место занимали женские божества, такие как Макошь, Лада, Купала, олицетворявшие плодородие, любовь, семью.
Кроме того, славяне верили в духов природы - леших, водяных, русалок, домовых. Их нужно было умилостивлять, чтобы те не причиняли вреда людям.
Важнейшими языческими праздниками у славян были:
Купала - праздник летнего солнцестояния. Совершались обряды очищения огнем, прыжки через костер. Девушки пускали на воду венки, гадая о замужестве.
Коляда - зимний праздник солнцеворота. Проводились гадания, ходили ряженые, славили Коляду - бога солнца.
Масленица - проводы зимы, сопровождалась обильными застольями и гуляниями.
Иван Купала и Масленица до сих пор празднуются в славянских странах как народные гуляния.
Особую роль в славянской религии играли жертвоприношения богам и ритуалы, связанные со скотоводством и земледелием. Например, коня или петуха приносили в жертву Перуну. Курицу или козу - родовым божествам. Устраивались пиры в честь Велеса, чтобы обеспечить приплод скота.
Хлеб, фрукты и овощи приносили в дар Макоши и Ладе, прося их о богатом урожае. Также были распространены гадания и приметы, с помощью которых славяне пытались узнать волю богов и свою судьбу.
С принятием христианства в 988 году на Руси началось вытеснение языческих верований. Однако этот процесс шел не одно столетие. Многие обряды и праздники были интегрированы в народное православие и дошли до наших дней в трансформированном виде.
Например, Купала и Коляда слились с днями почитания Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Почитание родовых божеств перешло в почитание семейных святых. Образ Макоши во многом вобрала в себя Богородица.
Места языческих жертвоприношений становились церковными приходами. Языческие обереги и талисманы также перешли в христианскую традицию в виде нательных крестов, иконок, освященной воды и т.д.
Таким образом, несмотря на смену религии, многие дохристианские верования, праздники и ритуалы славян сохранились в народных традициях и культуре восточных славян и по сей день. Они представляют большую ценность для понимания мировоззрения наших предков.