Найти в Дзене
📚 МемуаристЪ

Сталин о расстреле хлебных вредителей

Три архивных документах о расстрелах Сталиным зерновиков. Всем же «известно», вождь в 1937 году выпустил страшную бумагу. Мол, в каждой области хватать без разбору начальников элеваторов и стрелять, стрелять, стрелять. Давить как хлебного клеща, в общем.

Что характерно, каждый из документов вызывает натуральный вал вопросов. А ведь такая замечательная версия либералов, всё сходилось же.

Итак, первую бумагу в студию! Перед нами шифротелеграмма Сталина по партийной линии. Вождь пишет секретарям обкомов и крайкомов, а также, в республики.

Сталин пишет, что в сельском хозяйстве буйным цветом поднялось вредительство. НКВД, конечно, борется, как может. Но происходит это в закрытом режиме.

Надо же активнее вовлекать колхозников в борьбу против вредителей. Партия должна стать на защиту хлеба.

Пока что, ничего крамольного в бумаге нет. Просто общие рассуждения. Правда, непонятно почему письмо так страшно перечиркано и надписано. Как будто не государственный документ, а классная работа двоечника Сидорова.

Интересно, в шифровальный центр для передачи по всей стране она в таком же виде попала? Тут читаю, тут не читаю, тут рыбу заворачиваю? Сталин себе машинистку так и не завёл?

А вот дальше начинается клюква. Потому как Сталин обязывает партийные органы организовать в каждой области по районам пару-тройку открытых процессов. Хватать кого ни попадя и к стенке.

Интересна оговорка, что речь не о простых колхозниках. Сталин (или фальсификаторы от его имени) так и пишет:

«над вредителями сельского хозяйства, пробравшимися в районные партийные, советские и земельные органы».

То есть, опять речь про начальников. Про чиновников речь, а не про колхозников. Ну и традиционное поручение широко осветить эти процессы в печати.

Кстати, к вопросу про Большой террор. Никакого «Большого» террора в архивах газет и журналов не прослеживается. Точечные процессы на троцкистами и вредителями – да. Но никаких миллионов статей мы с Вами в газетах не найдём!

Любопытный момент – Сталин, как секретарь партии, пишет в партийные органы. Но какое отношение партия имеет к судебным процессам? Что должен делать с этой телеграммой секретарь обкома?

Да, он большой начальник, но и близко ничего не имеет с поздними советскими годами. У милиции свои начальники есть. И подчиняются они не партии, а своему наркому. Если говорим про республики, так фамилия наркома даже не Ежов – у каждой свой нарком имеется.

Да и планы по показательным процессам выглядят диковато. То есть, не ставится задача разобраться с реальными вредителями. А вынь и положь три процесса. Сами там назначьте кого-нибудь в виноватые.

Чепуха какая-то. Вменяемый Сталин, а не картинка из либерального сериала, писал бы наркому НКВД такое поручение. Или Прокурору Союза, мол, проверьте-ка элеваторы, товарищ Вышинский, а то НКВД на местах мух не ловит.

Или главе Военной коллегии Верхсуда – Ульриху. Мол, чего это у Вас до суда не доходят зерновые дела. Сами разваливаются? Документы оформлять не умеете? Или помогает кто эти дела разваливать? Нет ли тут следа агентов гестапо?

Вместо этого шифровка партийным трибунам. Ну хорошо, секретари обкомов соберут актив. Скажут пламенную речь – доколе будет хлебный клещ лопать наше зерно!

Как в старом анекдоте. Позапрошлым годом собрали сто тонн зерна, всё съел долгоносик. Прошлым сто двадцать - тоже клещи слопали. Этим годом поднатужимся, соберём сто пятьдесят! Пущай он подавится!

Может даже местный начальник управления НКВД устыдится. И даже отправит внеочередную проверку на элеваторы. Но на пустом месте, без доказательств рисовать по три процесса в области или в каждом районе никто не будет.

-2

Страшное скажу, это вообще не задача НКВД. Пока у Вас элеватор не сгорел вредительским образом. Или людей зерном не завалило.

Элеваторы и хлебные базы в 1937 году проверял, внезапно, Госбанк! Разбирали уже настоящие архивные документы о таких проверках.

Когда банковские инспектора проверяли и отчитывались: сколько зерна загружено в хранилища, сколько какой категории, сколько поражено клещом. Какие меры приняты для избавления от клещей, как готовятся и протравливаются газом склады под новый урожай. И что на складах с искрящей проводкой.

Кстати, в настоящем отчёте банковского инспектора НКВД, как раз, появляется. Когда сотрудники Госбанка обнаружили множество нарушений и преступное бездействие начальства на нескольких базах. Вот тут они пишут в районный отдел милиции – разберитесь, ребята. А то погубят весь урожай.

Не догадался инспектор банка! Надо было секретарю обкома писать. А то и сразу, товарищу Сталину! Склад номер семнадцать поражён долгоносиком. Расстреляйте всех, поскорее. Долгоносик похож на Троцкого, вон, носик какой!

Но нет, почему-то инспектор Госбанка пишет в милицию. Да подлинная ли эта шифротелеграмма?

Из смешного, попадалось мне это распоряжение в совершенно разных перепечатках. В поздних версиях добавляют ещё и об обязательных расстрелах. В этой фотокопии про расстрелы ещё не придумали.

Зато имеется подпись товарища Сталина. Карандашом! Вот так карандашиком и обрекали миллионы на высшую меру. А если проберётся в канцелярию троцкист со стирательной резиночкой? Как кровавые чекисты оправдываться будут? По чьему приказу они кучу народа извели?

Ещё забавное. В большом числе документов нас пытаются уверить, что Сталин резолюции почти не писал. Ну понятно, подделывать большой фрагмент почерка непросто. Потому рисуют, обычно, одну подпись вождя. В лучшем случае добавляют «За» или «Привет».

А тут от руки крайне коряво написано. Прямо рукой едва овладевшего грамотой школяра написано: «Секретарь ВКП».

Ну как Вам сказать, Сталин был большевик. Это важно, очень важно. Целый ряд принципиальных моментов большевиков с меньшевиками разделили. Как вождь мог забыть об этом?

Не понимаете о чём я? Где буковка «бэ» после названия партии? Оно ж даже в партийном гимне так пелось. Который потом в Гимн Советского Союза превратился, правда, с несколько другими словами:

«Славой овеяна, волею спаяна,
Крепни и здравствуй во веки веков!
Партия Ленина, партия Сталина
Мудрая партия... большевиков!»

Там и с карандашной подписью вождя не старались совсем. Не похоже на реальный автограф вождя совсем. В сберкассе под такую подпись вождю бы пенсию не выдали.

Ну и финальный штрих по смыслу. Если бы такая бумага, действительно, существовала… Она же не может в вакууме висеть. Ну пообщались партийные начальники между собой. Хорошо бы парочку показательных расстрелов в каждом районе. Ну хорошо бы. Тем и кончилось.

Государственная бумага такого свойства, непременно, требовала бы согласования всех заинтересованных ведомств. Начиная с Совнаркома Союза ССР. Ну и НКВД, Прокурор Союза, Верховный суд, само собой.

Обязательно содержались бы поручения людям, за хранение зерна и его условия отвечающим. Госбанку, который проверяет элеваторы. Государственной конторе «Заготзерно», пожарной службе, строительным трестам.

В настоящих документах эпохи примерно так и обстоит. А уж, если у Вас настолько серьёзные проблемы с уничтожением вредителями хлебушка, то надо не партийные воззвания писать.

Выглядело бы в реальности совсем иначе. ЦИК Союза за подписью, например, Калинина выпустил документ в ранге закона. Или около того.

В документе бы, как раз, были поручения всем причастным органам. В такой то срок провести внезапные проверки мест хранения. Согласовать планы работ по устранению недостатков. Успеть, непременно, к срокам завоза будущего урожая.

Вот на такой основе развернулась бы серьёзная работа по налаживанию ситуации с хранением зерна. Она именно так и разворачивалась в реальной истории.

Но вместо этого нам подсовывают крайне странную бумажку. Не надо думать, вот же, Сталин приказал всех судить без разбору. Хватай вредителя!

Впрочем, это не конец истории. Нас впереди ждут ещё два документа в эту мозаику. Там нам пытаются продвинуть ещё более странные вещи. Что ж, почитаем.