Позы, осанка, походка, прикосновения - всё это, несомненно, отражает не только конкретные эмоциональные состояния индивида, но и черты его характера, некоторые его личностные качества.
Кинесика — раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движений тела. Среди них отмечают позы, жесты, мимику.
Такесика — учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью динамических прикосновений. Они выражаются в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя, поглаживания и т.д.
Проксемика — наука, которая изучает способы выражения социальных связей через пространственные отношения: дистанцию между собеседниками, их положение в пространстве.
По таким средствам невербалики человека можно сделать хотя бы предварительные выводы о том, какой он есть, какие эмоции он испытывает в данный момент.
Герои художественной литературы предстают перед читателями на бумаге, я пусть мы не модем видеть их, мы можем их считать их семиотику тела, если внимательно вчитаемся в текст. Это необходимо для полноценного понимания героя, личность, характер и эмоциональные состояния которого могут определяться его движениями и расположениями в пространстве.
Удивительным для разбора мне показался герой «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского - Дмитрий Прокофьевич Разумихин. «Необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты» - так описывает его сам Достоевский. Разумихин крепок как физически, так и духовно, отзывчив, трудолюбив, оптимистичен, весь он составляет натуру сильную, порой даже горячую. При всем этом Разумихина можно назвать и человеком впечатлительным, легко возбудимым. Всё это, естественно, отражается на необходимых для анализа параметрах невербалики.
Прежде всего, в такесике и семиотике тела Разумихина проявляются такие черты характера как отзывчивость и доброта. Герой, видя болезненный вид своего приятеля - Раскольникова, искренне переживает за состояние его здоровья:
«Да ты серьезно болен, знаешь ты это? - Он стал щупать его пульс»
Такое прикосновение, несомненно, есть проявление заботы, вызванное тревогой за близкого человека (и это несмотря на то, что на тот момент Разумихин и Раскольников не виделись уже как четыре месяца). В таком же беспокойстве за состояние Раскольникова проявляется и простота как качество личности Разумихина. Он ухаживает за больным приятелем:
«Тем временем Разумихин пересел к нему на диван, неуклюже, как медведь, обхватил левою рукой его голову, несмотря на то что он и сам бы мог приподняться»
В этом «медвежьем» движении есть весь Разумихин - он абсолютно прост, даже прозрачен, но в этой его простоте проявляется достоинство: герой открыт и честен, как с другими, так и с самим собой. Он поступает так, как хочет, точнее даже так, как умеет, поэтому его движения легки, незамысловаты.
Выявленные выше в движениях черты характера и личности ещё отчетливее видны при изменении физического состояния героя, в конкретном случае - при алкогольном опьянении. Простота и открытость Разумихина начинают играть новыми красками в момент, когда он пьян. Выпитое вино придает герою больше горячности, он хуже рассчитывает силу своих движений, однако не лишается внимания к близким, желания им помочь. Так, например, в момент обморока Раскольникова Разумихин, желая успокоить мать и сестру товарища, теряет контроль над характером своих движений:
«Схватив за руку Дунечку так, что чуть не вывернул ей руки, он пригнул ее посмотреть на то, что «вот уж он [Родион] и очнулся»
Пьяный Разумихин честнее, откровеннее, в целом - проще, а потому он, провожая Авдотью Романовну и Пульхерию Александровну, хватает их за руки и держит так крепко, что от боли они иногда вырывают свои руки из его «огромной и костлявой ручищи»; потому он в это время шагает своими «огромнейшими шажищами по тротуару».
Однако не только черты характера или личности находят отражение в такесике и семиотике тела героя: большее количество движений сопровождает именно переживания конкретных эмоций. Во время столкновения Раскольникова и Разумихина на крыльце, последний загорается настоящим гневом, по причине того, что болеющий Родион не соблюдает постельный режим. Эта эмоция проявляется и в движениях Разумихина:
«Пусти! - сказал Раскольников и хотел пройти мимо. Это уж вывело Разумихина из себя: он крепко схватил его за плечо».
Кроме того, такое движение можно расценить и как опасение, что собеседник уйдет от разговора. Гнев, смешанный с искренним желанием помочь, заставляет Разумихина озвучить и возможный «план действий», который тоже не лишен так называемого «кинестетического якоря»:
«Да знаешь ли, что я сейчас с тобой сделаю? Возьму в охапку, завяжу узлом да и отнесу под мышкой домой, под замок!»
Особенно отчетливо в движениях Разумихина видны волнение и беспокойство. Достоевскому достаточно написать лишь о том, что герой изменил свою позу, задвигался даже буквально на мгновение, чтобы передать эмоции Разумихина в определённый момент. Так, герой делает движение, понимая что Порфирий Петрович пытается вывести Раскольникова на чистую воду; Разумихин вздрагивает, чувствуя что-то странное, будто намек на виновность Родиона в преступлении, когда они остаются в коридоре наедине. Озадаченность и волнение Разумихина в разговоре с Раскольниковым после визита к Порфирию Петровичу находят отражение в походке героя: он то и дело останавливается, темп его ходьбы постоянно сбивается.
Больший спектр эмоций Разумихин испытывает в связи с симпатией к Авдотье Романовне, а затем с влюбленностью в нее. Еще во время их первой встречи, будучи под действием алкогольного опьянения, Разумихин был поражен добротой и чистотой сестры Раскольникова, в сердцах бросился посреди тротуара на колени, чтобы поцеловать ее руки. Герой испытывает благоговение, гордость от одной только мысли, что «поведет» [под руку] Авдотью Романовну. Чужие гнусные мысли о Дуне вводят Разумихина в бешенство. Так, когда Зосимов называет Авдотью Романовну «восхитительной девочкой», «чуть не облизываясь», Разумихин выходит из себя, для усиления угрозы грубо хватает доктора:
«Восхитительная? Ты сказал восхитительная! - заревел Разумихин и вдруг бросился на Зосимова и схватил его за горло. - Если ты когда-нибудь осмелишься... Понимаешь? Понимаешь? - кричал он, потрясая его за воротник и прижав к стене, - слышал?»
Во время беседы с Лужиным, когда тот нелестно отзывается об Авдотье Романовне и Пульхерии Александровне, Разумихин приходит в такую ярость, что Раскольникову приходится его удерживать:
«Да он о двух головах, что ли! - крикнул Разумихин, вскакивая со стула и уже готовясь расправиться»
Однако когда Раскольников при Разумихине спрашивает у Дуни, нравится ли тот ей, герой приходит в смущение, а выдает его не только покрасневшее лицо, но и резкая смена позы:
«Фу, какой ты... свинтус! - произнес страшно сконфузившийся и покрасневший Разумихин и встал со стула»
Окончательно же Разумихин конфузится, как мальчишка, когда Раскольников замечает смену настроения приятеля в присутствии Авдотьи Романовны. Подмечает это Родион, как раз таки наблюдая не только за мимикой и физиологическими реакциями, но и за движениями товарища:
«Нет, брат, право, заметно. На стуле ты давеча сидел так, как никогда не сидишь, как-то на кончике, и всё тебя судорога дергала. Вскакивал ни с того, ни с сего».
Движения Разумихина полностью выдают чувство его влюбленности, что же поделать!