"Используйте истории, потому что они очень эффективны". - Акаш Кариа. "Вдохновляй своей речью. 23 правила сторителлинга от лучших спикеров TED Talks".
„Золотое правило гласит, что нет золотых правил“ - Бернард Шоу.
Как всякому пишущему и, вдобавок, иногда выступающему человеку мне давно хотелось понять, что означает модный ныне термин "сторителлинг" (storytelling). В любом словаре можно узнать, что в переводе с английского сторителлинг - это "рассказывание историй".
Однако "рассказывание историй" - это слишком неопределенный и многозначный термин, к тому же его звучание на русском языке кажется искусственным и даже неуклюжим (возможно, именно поэтому получила распространение калька с английского слова).
В чем же заключается глубинный смысл этого понятия (если предположить, что он есть), и почему интерес к нему вырос именно в последние годы? В конце концов, на западе давно издаются всевозможные учебники писательского мастерства и пособия по creative writing, неотъемлемой частью содержания которых является искусство "рассказывать истории", для тех же, кто хочет не только научиться излагать свои мысли и образы на бумаге, но и зажигательно говорить, существуют школы и академии ораторского искусства, - впрочем, и у нас такого рода пособия, школы и курсы уже не являются чем-то диковинным или эксклюзивным.
Создается впечатление, что всплеск интереса к сторителлингу был во многом обусловлен причинами чисто коммерческого характера. В условиях возрастающей конкуренции искусство продать свой товар потребителю начало считаться едва ли не более более важным делом, чем умение его произвести. И одним из эффективных орудий рекламы и маркетинга стала идея, что товар или услуги намного легче продать, если за ними стоит какая-либо увлекательная история, воздействующая на сердца аудитории.
Политики, а за ними и топ-менеджеры компаний (или, быть может, в обратном порядке?) тоже поняли, что гораздо эффективней не рассказывать о собственных успехах и ругать соперников, а придумывать истории, суть которых, впрочем, сводится по существу к тому же (все мои конкуренты - лузеры, один я - виконт де Бражелон). Но "рассказывание историй" - это тоже искусство, которым достаточно непросто овладеть, и которое имеет свои правила.
Честно признаться, всегда питал слабость к учебникам и пособиям на самые разные темы, которые не только дают общий взгляд на предмет, но и предлагают конкретные советы (лайфхаки?). Именно такая книга по сторителлингу и попала недавно мне в руки: "Вдохновляй своей речью. 23 правила сторителлинга от лучших спикеров TED Talks" (автор - некто Акаш Кариа).
Итак, что такое сторителлинг и каковы основные его правила и принципы с точки зрения автора пособия? Признаться, меня несколько удивило, что автор рассматривает сторителлинг главным образом как ораторское искусство, поэтому его книга построена на основе анализа выступлений лучших ораторов в рамках популярного проекта "TED Talks", хотя на мой взгляд, общие принципы "рассказывания историй" должны быть одинаково применимы и к устной речи, и к текстам. Впрочем, к этому мы еще вернемся.
Итак, 23 правила сторителлинга (разумеется, с комментариями)
1. Посмотрите видео известных ораторов.
Трудно что-то возразить против этого совета, особенно с учетом того, что и вполне очевидные вещи тоже нуждаются в том, чтобы о них время от времени напоминали, тем более что такого рода видеоматериалы в наше время по большей части доступны в сети.
2. Завладейте вниманием аудитории.
- Прошу вас, не уходите! - крикнула ей вслед Алиса. - Доскажите нам вашу историю! - Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес.
Если вы не сможете добиться внимания аудитории в течение первых 30 секунд, момент будет упущен, утверждает автор книги. Это правило, вне всяких сомнений, заимствовано из учебников ораторского искусства.
Так, А. Седнев в своей книге "Блестящее выступление" пишет:
В течение первых 7 секунд люди решают, нравитесь ли вы им как человек или нет, а в течение 30 секунд вы даете установку на то, чтобы вас слушали".
Разумеется, главное - это не сам факт хронометража, а методы, которые использует оратор-сторителлер для того, чтобы обольстить аудиторию. Аналогом "правила 30 секунд" для книг и других текстов является принцип, в соответствии с которым на читателя нужно воздействовать первой же фразой или, по крайней мере, абзацем.
"Самая главная фраза в любой статье - первая. Если она не побуждает читателя перейти ко второй, то ваша статья мертва", - утверждает У. Зинсер, один из самых авторитетных экспертов в области обучения писательскому мастерству.
3. Не заставляйте людей скучать. Начните с истории.
Вылезем на берег, - сказала Мышь тихим, дрожащим голосом, - и я расскажу тебе мою историю. Тогда ты поймешь, за что я ненавижу кошек и собак. - Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес.
На самом деле правила с 3 по 6 можно объединить в одно-единственное, суть которого заключена в призыве "рассказывать истории".
Зачем это делать? Ну, хотя бы потому что:
4. Истории эффективны. Людям нравится их слушать (автор даже изящно называет их соусом, которым приправляется главное блюдо - месседж, который хочет донести до слушателей рассказчик.
5. История приглашает слушателя/читателя совершить "ментальное путешествие" куда-то, где он, скорее всего никогда не был (а путешествие, пусть даже и "ментальное" всегда содержит элемент волшебства) и взглянуть на мир глазами другого человека - рассказчика. Автор приводит несколько типовых сюжетных схем (так называемых архетипов), на основании которых может строиться история. Думаю, нет смысл все их приводить, поскольку в разных форматах они повторяются во множестве пособий, приведу лишь два наиболее популярных:
- Преодоление трагедии
- Из грязи в князи
Фабула, сюжет истории (она же ментальное путешествие) - это "наше все" сторителлера, впрочем, ее не так уж и трудно скопировать из выступлений других ораторов. Никогда не стоит начинать с восхваления себя, драгоценного - мол, я стою столько-то миллионов, могу с легкостью соблазнить любую женщину или решить самую сложную задачу, которую мне поручат. В конечно счете выступающий, разумеется, должен предстать перед аудиторией, что называется "весь в белом", однако начинать следует с личных неудач, провалов и катастроф.
Мне не давала ни одна,даже самая некрасивая женщина, никто не принимал меня на работу, и все, за что бы я ни брался, валилось у меня из рук, даже бутерброд, который я не намазывал, и тот падал маслом вниз. Но все изменилось, когда... Могут быть разные варианты этого "когда" - например, жизненный опыт, который пришел благодаря умению стойко переносить невзгоды и слушать советы умных людей, но еще лучше - в тот момент, когда рассказчик изобрел волшебные пилюли или овладел магическим знанием, которым он, по широте своей души, готов поделиться с окружающими, чтобы они не совершали его ошибок и шли к цели кратчайшим и наиболее эффективным путем. Наиболее важными тут являются даже не сами эти пилюли и методы, которых может и не быть или они, по большей части, сводятся к тому, что нужно слушать маму, чистить зубы по утрам и вовремя приходить на работу - ну, или наоборот, никогда не делать этого, чтобы показать свою самобытность и независимость, а скорее тот факт, что сторителлер владеет неким недоступным другим, сакральным знанием, и уже в силу этого может позиционировать себя в роли наставника или даже гуру.
Продолжение следует.