Эксклюзивно! Только на канале "Меч Предназначения" - автор захватывающего психологического детектива "За грехи отцов" Анна Блейк рассказывает о жизни современного писателя и делится секретами своей работы!
С Анной я познакомился пару лет назад, как с профессиональным маркетологом и, до недавних пор, мы общались исключительно по рабочим вопросам. О том, что она пишет книги я узнал только летом этого года и предложил ей дать интервью для моего канала. Анна любезно согласилась. Считаю, что наша беседа получилась весьма интересной и полезной для начинающих писателей.
В писательской среде устоялось мнение, что триллеры и детективы – это некая высшая ступень творчества, до которой нужно дорасти. И дело здесь не в том, что писатели, работающие в этих жанрах талантливее других. Просто автор должен быть морально готов к тем ужасам, которые будет описывать в своём произведении.
За 20 лет творческой деятельности Анна Томенчук написала несколько десятков романов в разных жанрах. Большинство – в соавторстве. Найти их можно на сервисах в электронном виде. И только набравшись опыта, она решила погрузиться в жанр триллера, взяв псевдоним Анна Блейк. В августе этого года в издательстве АСТ вышла книга «За грехи отцов», ставшая первой в новой серии детективных триллеров.
Кем ты мечтала стать в детстве? Когда начала писать художку?
Я писать начала в 12 лет. Первым моим «произведением» было какое-то дурацкое стихотворение. В 13 лет я написала фанфик к «Анжелике, маркизе ангелов» – мне не понравился финал оригинального романа, и я решила его изменить. В 14-15 лет я начала писать свою первую книгу – историко-приключенческий роман про пиратов.
Я тот самый странный ребёнок, у которого не было мечты кем стать.
При поступлении в институт я методом «тыка» выбрала специальность «туризм». Это нельзя назвать осознанным выбором. В то время я даже не думала, что моё писательское хобби можно превратить в профессию.
Помнишь, как называлось твоё первое законченное произведение и о чём оно было?
Это был роман про пиратов, название которого менялось, но сейчас в папке на компьютере он у меня называется «Братья пираты». Я полностью закончила два тома. В процессе написания этого романа я перелопатила кучу различных источников в поисках информации о политических конфликтах того времени, кораблях, навигации и т.д.
Причём, дело осложнялось тем, что у меня не было интернета. Повезло, что у меня мама библиотекарь и её друзья-историки присылали полезные книги, из которых я брала необходимую информацию. Мне нужна была достоверность и таким вот образом я её достигала.
То есть ты начала свой писательский путь сразу с больших форм? Рассказы не писала?
У меня до сих пор маленькие рассказы не получаются. Я пыталась их писать, проходила какие-то марафоны, но, на мой взгляд, моя малая проза достаточно слабая. Мне даже повести сложно писать. Чтобы раскрыть свои сюжетные замыслы мне нужен масштаб.
Как родители относились к твоему увлечению писательством?
Нормально. Маме я читала вслух свои произведения, а отчиму было всё равно.
Какое у тебя образование? Где сейчас работаешь?
Первое образование в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, второе заканчиваю сейчас – психоанализ. А работаю исполнительным директором в компании PrimeGate.
Твоя работа не мешает творческой деятельности?
С точки зрения психологии предприниматель и писатель очень похожи. Потому что и тот, и другой вынуждены создавать новое. При написании книги, работаешь с ней как с проектом. Ты её планируешь и должен рекуррентно каждый день писать. Мне пока удаётся сочетать работу и творчество путём жёсткого разделения времени. Днём работаю на работе, вечером – пишу, читаю, редактирую, занимаюсь соцсетями.
А ещё у меня есть «суперспособность» – я очень быстро печатаю! Скорость набора текста чуть ли не опережает мои мысли. Я знаю, что многие писатели любят печатать на телефоне. Я не могу – мне не хватает скорости набора текста.
Когда я писала «За грехи отцов», то в 90% случаев в день получалась одна полная глава. Иногда – полторы главы. В выходные – до трёх глав за день. Однако работа в жанре триллер, «обнуляет» тебя с психологической точки зрения. Очень тяжело работать именно в эмоциональном плане. После написания таких произведений (спойлер – «За грехи отцов» - первая из серии триллеров-детективов, объединенных главным героем) я всегда беру творческий отпуск на несколько недель и ничего не пишу, только читаю.
«За грехи отцов» - это твоя первая официально изданная книга? Сколько по времени ты её писала?
Да это мой первый официально изданный роман. Его я писала меньше 2,5 месяцев. Это произведение стало самым быстро написанным за всю мою писательскую карьеру! Начала я писать 1 ноября, а закончила 5 января. То есть буквально в один присест я написала книгу такого уровня. Работала над ней каждый день, практически без выходных.
Расскажи о пути своей книги к изданию: нюансы, трудности, сроки и т.д.
Ты сейчас удивишься;) На протяжении 10 лет я была знакома в ЖЖ с одним человеком по имени Игорь, который предлагал издать наше с соавтором фэнтези. Мы отказывались. Когда в 2020 году началась пандемия меня «переклинило» и я написала триллер «Я рисую ангелов», который выходит в ноябре и хронологически является продолжением «За грехи отцов».
Игорь в какой-то момент выложил пост, что кинокомпания Александра Цекало «Среда» ищет сюжеты для сериалов. Я тогда заполнила анкету и отправила Игорю «Ангелов», но оказалось, что этот «поиск» оказался фейковым. Продюсеры «Среды» просто хотели посмотреть рынок, идеи и т.д.
Однако Игорь отправил мою рукопись в АСТ. Достаточно быстро пришёл ответ от руководителя редакции жанра Екатерины Неволиной, которая высоко оценила мою книгу. Но, в то же время, Екатерина сказала, что новую серию нельзя запускать именно с этого романа, так как в нём жертвами маньяка выступают дети. Она предложила мне написать приквел. Если он окажется достойным, то изданы будут оба романа. И я начала писать «За грехи отцов».
Как уже говорила выше – работа над книгой заняла около двух с половиной месяцев. Я написала, отредактировала, отправила рукопись Екатерине и от неё пришёл ответ: «мы запускаем серию». Я не почувствовала каких-либо сложностей, так как изначально сама не прилагала практически никаких усилий, чтобы издать свои романы в АСТ. По сути – всё сделали за меня. Можно ли назвать это везением? В какой-то степени, да. Но, везёт тем, кто трудится и горит своим делом.
Я так понимаю, что о деньгах ты думаешь в последнюю очередь?
Российские авторы зарабатывают очень мало. Глупо надеяться на то, что можно прожить на доходы от издания своих книг. Чтобы писатель мог зарабатывать достойные деньги, у него должно быть хотя бы 20 изданных книг, которые постоянно продаются. Тогда в месяц можно получать 150-200 тысяч рублей и нормально жить даже в Москве. Вероятность того, что я сейчас получу от своих книг какой-то ощутимый доход, конечно, есть, но она очень невелика. Всё упирается в маркетинг и благосклонность аудитории. Возможно лет через пять, когда у меня уже будет десяток изданных романов, я и смогу жить только писательством.
Где черпаешь вдохновение?
Сложно сказать… Оно просто есть. Я считаю, что такое понятие как «муза» – это фейк, который придумали авторы для оправдания своей лени. Для меня есть понятие состояния потока, когда «прёт». В это состояние я могу вогнать себя практически в любой момент, не дожидаясь прихода так называемой «музы». И, считаю, что любой профессиональный писатель тоже может в любое время войти в состояние потока. Если же он этого не делает, то либо ему это не надо, либо просто не готов морально – не дозрел.
Я постоянно нахожусь в состоянии «открытой ладони» и воспринимаю окружающий мир шире, чем большинство людей. Постоянно приходят какие-то мысли, идеи, сюжеты. Я их черпаю отовсюду – на работе, на прогулках, в разговорах, даже во взаимодействии со своей кошкой. Просто я более чутко воспринимаю этот мир.
Ты заранее продумываешь концепцию сюжета (завязку, кульминацию, концовку) или по ходу дела его развиваешь, окунаясь в приключения вместе с героем?
И так, и так. Например, при написании романа «За грехи отцов» я отталкивалась от основной проблемы, которая там поднимается – домашнее насилие отчимов над падчерицами. А в книге «Я рисую ангелов» всё пошло от чисто визуального представления места преступления. Когда я начинаю писать, то у меня всегда есть некая сюжетная основа и больше ничего.
В начале работы я понятия не имею, кто маньяк, не знаю, как его поймают и чем закончится роман. Перечитывая какие-то свои вещи, я сама часто удивляюсь, откуда у меня в голове возникли те или иные сюжетные повороты. Как психолог я понимаю, что это смесь личного и коллективного бессознательного. Иногда я сажусь за написание главы и чётко знаю, что в ней будет. Иногда понятия не имею, как будет развиваться сюжет. Одно могу сказать точно: если книга спланирована полностью от начала и до конца, то я её писать не могу – мне просто не интересно!
Когда ты ставишь последнюю точку в произведении, то это непередаваемый кайф и… опустошение.
Аксель Грин, главный герой романа «За грехи отцов», это полностью придуманный образ или у него есть «референсы» в реальной жизни?
С этим героем всё очень сложно получилось. Его имя взято из романа Ларса Кеплера «Контракт Паганини». Там был второстепенный персонаж, скрипач, по имени Аксель. А что касается внешности, то, честно говоря, не люблю блондинов :) Но мне запомнился образ Джонни Деппа из фильма «Кокаин», где у него длинные светлые волосы и очень колючий взгляд. Именно этот образ стал прототипом внешности Акселя Грина, а его характер формировался по ходу написания книги.
Почему местом действия романа ты выбрала европейский, а не российский город?
Неинтересно мне писать в российской действительности. У меня просто не получается. Если взять любую мою книгу, то там могут быть отсылки к России, восхищение её культурой, но мне нужно пространство, которое никто ни с чем не будет сравнивать и говорить о его достоверности. В вымышленном городе я вольна сделать свои законы, экономику, историю и т.д. Треверберг – это абсолютно вымышленный город-государство, живущий по своим законам. У него нет реального прототипа.
Ты путешествовала по Европе?
Я была только в Черногории.
Должен ли писатель много читать?
Я считаю, что писатель должен читать много и всё подряд. Нельзя читать только свой жанр, чтобы не «замыливаться». Чтение нужно воспринимать и как отдых, и как способ накопления идей. В моей библиотеке очень много разномастного фэнтези, нон-фикшена (в основном – медицинского), и, безусловно – триллеры. Если я читаю только триллеры, то мне тяжело писать.
Стать по-настоящему хорошим писателем может только человек, обладающий широким кругозором. Через жизненный опыт писатель набирает «инструментарий», который потом использует при работе над своими произведениями.
Как ты относишься к классическим произведениям российской и мировой литературы?
Я очень много читала классику до 20 лет (сейчас мне 33 года). Я искренний фанат Лермонтова. Мне очень близки его стихи и проза. Меня просто с ума свёл Достоевский. Планирую перечитать «Преступление и наказание». Сейчас также заказала «Мастера и Маргариту» от издательства «МИФ», потому что считаю эту книгу одной из лучших за всю историю литературы.
В целом к классике я отношусь с теплом, но считаю, что каждый должен подбирать авторов для себя. Все классические книги не могут нравиться абсолютно всем. Вообще, отечественная классика очень депрессивна. Это её главная особенность и я бы советовала людям с неустойчивой психикой осторожно выбирать произведения.
Как твоя деятельность отражается на личной жизни?
Ну, не помогает точноJ Но и особо не мешает. Тут вопрос в том, принимает тебя человек такой какая ты есть, или нет. В прошлом у меня были разрывы отношений, в том числе, из-за того, что мне пытались запретить писать. Мужчины очень ревнуют к писательству и это нормально. В нынешних отношениях мне повезло, потому что я вижу уважение к своей деятельности. А когда есть уважение, то со всем остальным можно разобраться.
Советы начинающим писателям.
Писать, несмотря ни на что! Неважно, читают – не читают, комментируют – не комментируют. Пропадает мотивация – работать с ней, чтобы понять: писать – это твоё желание, или кем-то навязанное. Также нужно много читать и мониторить запросы издательств, отправлять в них свои рукописи. Обязательно нужно участвовать в различных конкурсах и публиковать электронные рукописи на соответствующих сервисах. Не делать ставку на одну книгу, потому что тренды меняются.
Пишите много, пишите часто, заявляйте о себе везде, где только можно и успех обязательно придёт!
Как вам новый формат на моём канале? Стоит ли мне публиковать интервью с писателями и другими творческими личностями? Делитесь своим мнением в комментариях и не забывайте подписываться на "Меч предназначения".
Это тоже интересно почитать!
Миры Харлана Эллисона…Как еврейский мальчик стал популярным писателем и генератором скандалов
Как герой-фронтовик подарил нам правильный перевод «Ведьмака». История Евгения Вайсброта...
Их стоит почитать! Сапковский, Элиссон и ещё три моих любимых писателя
Журнал "Приключения, Фантастика"- помните такой? Ностальгический привет из девяностых!