Factory records – лейбл с нестандартным подходом. Ключевые люди этого лейбла.
Легендарный манчестерский лейбл Factory вошел в историю музыки как лейбл, дававший поощрение всем независимым музыкантам того времени. Под термином «независимый» понимается независимость от того, что называется «мейнстрим». То есть, это группы и музыканты, имевшие творческую свободу, творившие свою музыку без оглядки на тренды, конъюнктуру. Они в гробу видели всех этих лощеных певцов, пишущих песни «на поток» с целью коммерческой наживы. Собственно, свобода самовыражения для независимых ребят была куда важнее денежной прибыли. Во всяком случае, тогда это было так. Сохранить свое лицо, выразить через музыку свои убеждения было для них куда важнее престижа. Эти группы существовали в своем независимом информационном пространстве. «Большие боссы» не диктовали условия, но и большой раскрутки у них не было..
Ведение музыкального бизнеса в корне отличалось от стандартной бизнес-стратегии. Лейбл Factory Records был по своей сути анархическим. Даже по меркам «независимых» лейблов он был странным и необычным. Существует легенда, что Тони Уилсон, один из основателей компании, на ранних этапах деятельности своей компании не заключал никаких договоров с музыкантами. Даже есть такая легенда, что Уилсон просто подписывал бумагу кровью о взаимном сотрудничестве. И больше ничего. Но что действительно правда, так это то, что музыканты чувствовали свободу, над ними не довлели «большие боссы» звукозаписи, была полная свобода действия. И если какая-то из сторон была недовольна, то музыканты и владельцы лейбла просто расходились в разные стороны и все.
Минус такого подхода в том, что музыканты, записывающиеся на этом лейбле, получали раскрутки в малом количестве. Им приходилось самим пробивать себе дорогу.
У истоков Factory records стоят: Тони Уилсон – знаменитый открыватель талантов Манчестера; музыкальный продюсер Мартин Хэннет; будущий менеджер Joy Division Роб Греттон; дизайнер и художник-оформитель Питер Сэвилл, а также Алан Эразмус.
Теперь поговорим о наиболее ярких персоналиях этого лейбла...
Тони Уилсон был настоящим интеллектуалом, выпускником Кембрижа. Он был снобом, всегда одетым с иголочки, но в то же время был очень прогрессивным, чутким к неформальным музыкальным тенденциям. Начав приглядываться к местным группам, он быстро понял, что у местных ребят есть большой потенциал. Им надо давать все условия для творческой самореализации.
Еще одна черта Уилсона – эксцентричность. Это был не стандартный «воротила», способный использовать музыкантов в своих целях. Он был как бы «своим» в музыкальной тусовке. Дистанции между ним и его музыкантами не было. Как было уже сказано выше, все строилось на доверии и дружеских отношениях. В середине 70-х гг. он был ведущим передачи So it goes на местном телевидении Granada TV, где выступали молодые музыканты и не только из Манчестера. Именно тогда Granada получила разрешение на трансляцию независимой андеграундной музыки. В основном это были представители панка, юные «сердитые люди». Никаких помпезных имен, вроде Deep pirple, только «свежая струя» в музыке.
Безусловно, Тони Уилсон был натурой увлеченной, имеющей нестандартный подход к работе. Если в родном городе проходит концерт какой-то группы, то Уилсон тут как тут со своей камерой. За что часто получал насмешки в свой адрес. Но Тони это совсем не волновало – он был одержим своим делом. Именно в его передаче Sex pistols впервые выступили на телевидении, что в те годы совсем было из ряда вон выходящим.
Вообщем, настоящий культуртрегер своего времени. Когда в 1992 году лейбл развалился, он впоследствии несколько раз пытался его возродить, но эти попытки не увенчались успехом. Затем Тони написал свои мемуары о жизни Манчестера в период с конца 70-х до начала 90-х, по которым был снят фильм "Круглосуточные тусовщики" 2002 года, а в 2007 году Тони Уилсон скончался от рака почки, оставив свой след в мировой музыкальной индустрии.
Второй по важности человек в истории этого лейбла – музыкальный продюсер Мартин Хэннет. Пожалуй, в истории рок-музыки было несколько таких громких музыкальных продюсеров. На ум сразу приходит, конечно, Джордж Мартин – продюсер легендарных «битлов» или же как его часто называют, «пятый битл». Другое важное лицо в музыкальном продюсировании – Брайан Ино, создатель эмбиента, бывший клавишник глэм-рок группы Roxy music, продюсер именитых музыкантов, кудесник звука. Еще один известный продюсер, тоже прославившийся работой с The Beatles, - Фил Спектор, создатель «стены звука» и спродюсировавший последний альбом «ливерпульской четверки» Let it be. Ну и наш герой Мартин Хэннет. Будучи человеком сложным от природы и даже деспотичным, он выгонял музыкантов из студии после записи ими своих партий инструментов, чтобы в одиночестве «колдовать» над этими партиями, доводя все до кристально-чистого звука. Именно так он работал с Joy Division. Парни из группы в начале своей деятельности, к слову, совсем ничего не понимали в студийной записи. Мартин из по-панковски небрежных партий «Дивизии» сделал эталон пост-панковского звучания, к которому будет обращаться еще ни одно поколение рокеров. Кристально-чистый выверенный звук, создание объемного пространства, вкрапление индустриальных шумов города, «жирный и сочный» бас, холодный лязг электрогитары, четкий барабанный бит, напоминающий метроном, монотонный и гипнотический ритм, атмосферные синтезаторы – это то звучание, по которому всегда узнают Joy Division. И это заслуга в том числе эксцентричного продюсера Мартина Хэннета.
В музыкальном плане альбомы Joy Division напоминали во многом немецкий краут-рок. Это касается и четкости ритма, и общей гипнотичности. Но не только с Joy Division Хэннет работал. Он продолжил сотрудничество с ребятами уже в рамках их новой группы New order. Хэннет продюсировал и многие другие известные манчестерские группы – приложил руку к продюсированию легендарного альбома Happy Mondays под названием Bummed, который является важной вехой в истории Мэдчестера; он продюсировал записи и другой важной Манчестерской группы The Stone roses; продюсировал Мартин и А Certain Ratio – группу, играющую на стыке панка и фанка. Также Мартин вдохновлялся и дабом, ямайской музыкой.
В фильме «Круглосуточные тусовщики» он был показан как настоящий тиран, доводящий музыкантов до исступления. «Играй громче, но тише» - говорит он в фильме своим музыкантам в студии. Такой вот причудливый подход он исповедовал в своей студийной работе. Знающий себе цену, он требовал от других полной отдачи.
К сожалению, тема наркотиков не обошла и его стороной. Он был любителем гашиша и прочих вредных преператов. В последние годы он уже никого не продюсировал – сказывалось увлечение Мартина героином. Эти вещества его и свели в могилу в 1991 году.
Питер Севилл – дизайнер и художник-оформитель, работающий на Factory. Об этом человеке тоже есть что рассказать. Талантливый оформитель альбомов, создатель афиш концертов. Именно он оформил самую первую афишу для Factory, провозглашающую об открытии нового лейбла. Собственно, с его плаката и началась история Factory records. Его визуальный стиль узнаваем. Выпускник политехникума по классу графического дизайна, именно этот человек создал обложки двух альбомов joy Division, затем обложки New order. Его минималистический стиль стал важным аспектом в жизни Factory records.
Говоря об обложках Joy Division, нельзя не упоминуть его ставшую культовой обложку для первого альбома группы Unknow pleasure. Эта обложка – иллюстрация из Кембриджской астрономической энциклопедии. Это графики 100 радиоимпульсов от пульсара PSR B1919+21, который был открыт в июле 1967 года. Интересно то, что ученые всерьез вначале полагали, что импульсы от него могут исходить от разумных существ, до того, как природа этих импульсов была научно обоснована. Свою лепту в создание этой обложки внес барабанщик «Дивизии» Стивен Моррис – именно он принес эту иллюстрацию Севиллу. Также было указано, что соавтор обложки некий Крис Матан. Можно подумать, что данная обложка символизирует космическую отстраненность музыки Joy Division, она как бы передает космический холод, которым наполнен вокал Йена Кертиса на записях и которым наполнена сама музыка группы.
Другая его культовая работа – обложка второго альбома «Дивизии» Closer. Там использовалась фотография Бернарда Пьера Вольфа с изображением склепа на кладбище Стальено в Генуе. И тут не обошлось без курьеза – дело в том, что эта обложка была созвучна с самоубийством фронтмена группы Йена Кертиса. Сам же дизайнер уверял, что работа над обложкой началась задолго до его самоубийства.
Именно Питер создал обложку легендарного сингла Blue Monday группы New order. Это была на первый взгляд обычная дискета, сквозь прорези которой проглядывал черный винил. Это символ того, что группа стремительно отходит от старых форм в сторону компьютерной музыки. Интересен факт, что расходы на производство обложки превысили норму, и с каждого проданного диска фирма получала 5 пенсов убытка. Еще одна особенность этой обложки – по краям этой обложки были какие-то разноцветные кубики. Это было закодированное в цветах название группы и название сингла.
Другая отличительная черта работ Сэвилла – он редко помещал название группы или альбома на обложку. Название, как правило, было внутри. Особенно это заметно по его работам для New order. Такой подход затем возьмут на вооружение другие дизайнеры альбомов. Все это способствовало мистификации группы. Его работы шли в ногу со временем, отражали в себе увлечение музыкантами электроникой, были футуристичными с одной стороны, с другой – в них была некая безбрежность, спокойствие.
Он делал дизайн обложек еще и для других групп, выходящих за рамки Манчестера – это и Roxy music, это и Питер Гэбриел и даже Пол Маккартни. Кроме музыкантов, Питер сотрудничал с модными домами Christian Dior, Givenchy; он работал и с Центром Жоржа Помпиду в Париже, и с Вайтчепельской художественной галереей в Лондоне и многими другими.
А еще Питер Сэвилл часто все делал с опозданием. Бывало, ему нужно написать афишу для концерта. Он сделает все как полагается, но…когда этот концерт уже прошел. Вот такой тоже забавный факт о нем, который также был ярко показан в фильме Майкла Уинтерботтома «Круглосуточные тусовщики».
Роб Греттон – еще один из основателей Factory records. Именно он был менеджером группы Joy Division. Был он также и совладельцем Hacienda. Сыграл немалую роль в популяризации электронной музыки, хауса, техно.. Скончался в 1999 году.
Говоря о подходе данного лейбла, необходимо сказать еще об одном интересном факте – любой продукции, будь то альбом, плакат, обложка альбома или же мероприятие, присваивался свой определенный серийный номер в общей каталогизации Factory records. К моменту, когда лейбл закончил свое существование, каталог компании насчитывал 440 записей. Но вот еще более забавный факт: в клубе постоянно обитала кошка. Вместо клички ей присвоили свой серийный номер – FAC191!
В целом, творческая группа Factory ощущала полную свободу действия. Твори, сколько душе угодно – так можно сформулировать лозунг этого предприятия.
Factory записывал такие манчестерские группы, как Joy Division, New Order, Durutti Column, Certain ratio, Happy Mondays, 52nd street. Клиентами «Фактори» были также и группы не из Манчестера, но близкие по духу. Скажем, экспериментальные электронщики, дадаисты Сabaret Voltaire из Шеффилда, начинавшие свой творческий путь еще в середине 70-хгг. В 80-егг они свой медитативный психоделический стиль сменят на более «нововолновый». Они же также играли пару раз в Hacienda – в 1983 и 1986 годах. Еще один коллектив, записывающийся на этом лейбле – группа Section 25 из Блэкпула, играющая атмосферный и мрачный пост-панк. Некоторые треки очень напоминают «Дивизию».
Factory records прожил всего 14 лет. С одной стороны, это не много, но с другой – для лейбла, исповедующего свою философию и нестандартный подход, это целая веха. В 1992 году он закрылся – всему виной большие расходы на записи музыкантов и неоправданные ожидания от продаж. Иными слова, лейбл обанкротился и руководство приняло решение поставить в этой истории свою точку. И пускай были попытки реанимировать сие предприятие, так ничего и не получилось. Лейбл Factory навсегда вошел в историю как группа свободомыслящих людей, одержимых музыкой и дававших поощрение всем тем, кто хочет ею заниматься. Как бы это пафосно не звучало.