Ух! Я, как женщина бла-а-родная да образованная, несколько возмущена.
Прочитала эссе популярной дамы, которая по жизни психолог, но по профессии нет.
Но это не мешает ей писать книжки, давать советы людям и разбирать ситуации. Советы очень категоричные и весьма спорные, суждения резкие, но, главное, людям нравится.
«Образованные женщины больше загоняются проблемами в отношениях и получают неврозы. Вот бросит мужчина. Необразованная повоет три дня и как новенькая. А образованная будет мусолить эту тему в своей голове ещё долго, ведя длинный диалог с собой же, щедро приправленный комплексами и чувство вины».
Не успела я отойти от этой славной версии, как другая не менее крутая и категоричная психолог-непсихолог вторит.
«Образованные женщины реже добиваются успеха. Вот одна двоеш-ш-ница в перерыве между перекурами открыла два, — нет, даже три своих бизнеса и кормила всю родню, в то время как все отличницы-неудачницы-с-высшим-образованием только и умеют, что откладывать на потом свою жизнь из-за неврозов, комплексов и опасений».
Вот так номер. Но тут появляется третья дама. Как вы догадались, тоже, кажется, психолог-непсихолог.
«Кто же становится потребителями курсов саморазвития, которые ничего не дают, выкачивая из людей деньги? Хорошистки! Старательные девочки, которые чуть-чуть недотягивали до отличниц и перенесли это стремление во взрослую жизнь вкупе с зависимостью от мнения учителей/посторонних людей».
Ага, а остальные-то прям сама независимость. И курящие за школой, сбивающиеся в стайки, и особенно первые модницы вне зависимости от оценок, которые в школу со "стрёмным макияжем" вообще не придут.
Складывается ощущение, что подобные статьи пишутся людьми, которых эти самые отличники/хорошисты в детстве как-то обидели.
А, может, учитель словами: «У Светочки самое лучшее сочинение в классе. Берите все с неё пример» внес смуту в детское сознание. И перенеслась она и во взрослую жизнь. И вот дама в Ягодном возрасте строчит уничижительную статью о бедных неудачниках, которые имели способности и неосторожность учиться лучше.
Или родители посеяли эту ненависть, сравнивая своих отпрысков с блистательными детьми маминой подруги.
И вот эти несчастные люди задались целью всей жизни — собрать такую статистику, чтобы там были только предприимчивые двоеш-ш-ники, непременно с яхтами и бизнесами. А отличники — обязательно невротиками-неудачниками. Желательно опустившимися на дно жизни с кучей хронических заболеваний и зависимостей.
Но разве только в оценках дело?
Эти леди и джентльмены сами себе противоречат.
То есть с одной стороны, двоечникам они говорят, что дело не в цифрах, и успеха можно добиться вопреки всему.
И эти же люди ставят крест на возможностях отличников только потому, что в школе эти люди учились лучше.
Они могут допускать, что двоечниками становятся по разным причинам: недуги, несчастья в семье, недостаток мотивации и прочее, оставляя этой категории людей множество оправданий и возможностей для реализации, но почему-то совсем не дают такого спектра людям более успешным в учёбе.
Попахивают личной местью или даже травмой, как модно сейчас говорить.
А ведь действительно всё зависит, во-первых, от человека, а во-вторых от его круга.
Отличниками тоже становятся по разным причинам
Одни имеют феноменальную память в сочетании с интересом к познанию. Это тот редкий тип людей, которым действительно нравится узнавать новое. К тому же, когда что-то получается без особых усилий, это приносит удовольствие. Получается взаимо подкрепляющие факторы.
Другие вышли из семей со скромными возможностями. Понимая, что единственный способ вырваться — полагаться на себя, они стараются изо всех сил, не упуская при этом возможность получить высшее образование. Они прекрасно понимают, что стать успешным блогером, актрисой, певицей, бизнесменом может не получиться, но всё участь юриста с высшим всяко лучше грузчика, если нет явно выраженной склонности и желания к переносу тяжестей. Поэтому почему бы не попытаться ещё и поступить на бюджет, не надеясь только на внешность и обаяние?
Третьи, может быть, вообще не отличники/хорошисты по природе своёй, но это настолько талантливые троечники, которые умеют налаживать контакты и проявлять гибкость, что как-то умудряются выезжать и доезжать на более высокий балл.
Согласитесь, что отметки у этих категорий людей будут похожими, но характеристики разные.
Тогда, может, не стоит равнять всех под одну гребёнку?
Во время выдачи дипломов не дают неврозы в придачу. Это делают с нами врождённые особенности, окружение и обстоятельства жизни.
Кому, как не психологам это знать?
А вы на чьей стороне? Считаете, что на какой-то категории людей можно ставить крест?