Найти тему
🌞«Князь Владимир»🌞

Некоторые поучения Пимена Великого

​​09 сентября Православной Церковью вспоминается Пимен Великий—святой, почитаемый в лике преподобных. 

Ему молятся о смирении, укрощении страстей, гордыни, о прекращении вражды, ссор в семье. Просят мудрости и душевных сил, чтобы простить оступившихся, а также о скорейшем прекращении споров и раздоров, о снисхождении к окружающим и о более строгом отношении к собственной жизни.

Преподобный Пимен родился в Египте около 340 года. В юности со своими братьями он ушел в один из монастырей, где все приняли иноческий постриг.

Преподобный Пимен проводил время в строгом посте и молитвенных подвигах и достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное бесстрастие.

Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других.

Скончавшись в возрасте 110 лет, он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий—в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженности. 

Более 200 изречений, изумительных по глубине и мудрости, делают Пимена первостепенной фигурой в различных сборниках апофтегм.

Хочется привести некоторые из них. 

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего.

***

Зло не уничтожает зла. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.

***

Брат спросил авву Пимена: «В чем состоит покаяние во грехе?» Старец отвечал: «В том, чтобы более не делать этого греха». Непорочные и праведные потому и названы так, что оставили грехи свои и сделались праведными.

***

Если не лишить ее насыщения, душа никаким средством не будет приведена к смирению.

***

Брат спросил авву Пимена: «Что должно мне помышлять, безмолвствуя в келлии?» Старец отвечал: «Я подобен человеку, погрязшему в болоте по шею, с бременем на шее-и вопию к Богу: помилуй меня».

***

Авва Пимен сказал: страстно ищущий любви человеческой, лишается любви Божией. Не хорошо всем нравиться,–ибо сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лук. 6:26).

***

Пришли некоторые старцы к авве Пимену и сказали ему: «Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтобы он не дремал на бдении?» Он сказал им: «Что касается меня, то я, если увижу брата дремлющим, положу голову его на колени мои и успокою его».

***

Не открывай совести твоей тому, к кому не расположено сердце твое.

***

Хранение себя, тщательное внимание к себе во всех случаях и рассуждение–вот три орудия, с помощью которых душа обретает спасение.

***

Если человек не возненавидит двух страстей, то не сможет быть свободным от мира: ...телесного покоя и суетной славы.

***

Этот способ борьбы против греховных помыслов очень действен и может быть употребляем, когда монах находится один в келлии. Его употребляла с успехом преподобная Мария Египетская. Если кто, набрав змей или скорпионов, вложит их в сосуд и залепит, то они скоро умрут, так и злые помышления, посеянные демонами, уничтожаются терпением.

***

Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты, потому что освобождение очей убивает душу.

***

Хранение себя, тщательное внимание к себе во всех случаях и рассуждение–три орудия, которыми душа вырабатывает свое спасение.

***

По природе вода–мягкая, а камень–твердый; но бурдюк, подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей, проделает в камне дырку. Так обстоит дело и со словом Божиим: оно–нежно, а наше сердце–черство, но человек, который часто его слушает, открывает сердце страху Божию.

***

Спросили некоторые из отцов авву Пимена: «Если мы увидим согрешающего брата, должны ли сказать ему об этом?» Старец отвечал: «Что касается меня, то если мне нужно будет идти мимо совершающего грех–пройду, ничего не сказав».

***

Равны следующие три делания: когда кто безмолвствует правильно, когда кто болен и благодарит Бога, когда кто находится в нелицемерном послушании.

дня».

***

Однажды было собрание в монастыре. Братия говорили о грехопадении брата. Авва Пимен молчал. Потом, встав, он вышел, и, взяв мешок, наполнил его песком, и нес за спиною. Насыпал также немного песку в корзину и нес ее пред собою. Отцы спрашивали его:

— Что бы это значило?

Он отвечал: «Этот мешок, в котором много песку, означает мои грехи: их много, но я оставил их позади себя, потому что я не раскаиваюсь в них; а вот это—немногие грехи брата моего,—они пред глазами моими, и я смущаюсь ими, осуждая брата. Но не следовало бы так делать! А лучше бы мне свои грехи носить пред собою, скорбеть о них, и умолять Бога о помиловании себя!»

Отцы, выслушав это, сказали: «Поистине это есть путь спасения».

***

Брат спросил авву Пимена: если я увижу грехопадение брата моего, хорошо ли скрыть его?

Старец говорит ему: «Когда мы покроем согрешение брата своего,—и Бог покроет наши оскорбления; а когда мы обнаружим грех брата,—и Бог расскажет о наших грехах».

***

Авва Пимен рассказывал об авве Иоанне Колове: молился он Богу, чтобы избавиться от страстей,—и был в этом отношении безпечален. Пошел он к одному старцу и сказал ему: вот я теперь спокоен, и не имею никакой борьбы. Старец отвечает ему: пойди, молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение, ибо посредством искушений душа совершенствуется. Он стал молиться; а когда пришло искушение, то уже не молил Бога отнять от него борьбу, но говорил: дай мне, Господи, терпение в искушениях.

***

В Египте до прихода туда аввы Пимена с учениками жил отшельник. Этот старец имел большую известность и почет у людей. Когда пришел авва Пимен с учениками из монастыря, старца перестали посещать люди, и стали приходить к авве Пимену. Старец стал завидовать и плохо говорил о них. Услышал об этом Пимен и стал скорбеть и говорит братиям своим: «Что нам делать с этим великим старцем, ибо в скорбь повергли нас люди, оставившие старца и приходящие к нам, людям ничтожным? Как бы нам уврачевать его?» Сказал же им: «Приготовьте немного еды и возьмите сосуд с вином, и пойдем к нему, и поедим вместе, и, может быть, так сможем помириться с ним?». 

Итак, взяли они еду и пошли к нему и, когда толкнули в дверь, ученик его спросил, говоря: «Кто вы?». Они же сказали: «Скажи авве, что это Пимен, желающий получить благословение от тебя».

Когда ученик сказал старцу об этом, он объявил им, говоря: «Уйдите, мне некогда». Они же оставались на жаре, говоря: «Не уйдем, если не удостоимся благословения старца». Старец, видя терпение их и смирение, сжалился, отворил им, и, войдя, они поели с ним.

Когда они обедали, сказал старец: «Поистине говорю: в вас не одно то, что слышал я о вас; но во сто крат более увидал я в деле вашем. И сделался другом их с этого дня».

***

Авва Серин пошел некогда с учеником своим Исааком к авве Пимену, и говорит ему: что мне делать с этим Исааком, хотя и с удовольствием слушает слова мои?—Авва Пимен отвечает ему: если хочешь доставить ему пользу, то самым делом покажи добродетель. Ибо он, и внимая твоему слову, остается праздным; а если ты слова свои покажешь на деле, то это останется в нем. 🙏❤️