Так как наши “любимые” внешнеэкономические ограничения никуда не делись, то правительство России все большее внимание уделяет МТК «Север – Юг». Ведь логистические цепочки по вывозу и ввозу товаров логично ушли в сторону в сторону стран Азии и Ближнего Востока.
Что и как хотят развивать власти в этом направлении? Почему так важен этот маршрут? Давайте разбираться!
Ориентация Юг и Восток
Итак, Международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг». Что это такое? По-простому, система дорог, которые так или иначе обслуживают логистические маршруты со странами Закавказья, Каспия вплоть до Индии, Пакистана и государств Персидского залива.
В пресс-службе Правительства РФ, что в рамках МТК есть три маршрута:
- Западный - Дагестан-Северная Осетия;
- Транскаспийский - по Волге И Каспий через Астрахань-Олю-Махачкалу- до иранских и туркменских портов в Бендер-Энзели, Бандер-Амирабад, Туркменбаши;
- Восточный - Республика Казахстан - Туркмения.
На фоне внешнеэкономических рестрикций российским логистам пришлось круто изменить всю цепочку доставки. Чиновники считают, что с учетом изменчивой конъюнктуры нагрузка на МТК «Север – Юг» изменилась. Теперь вместо транзита он стал основной торговой артерией с большим миром. Теперь власти делают все, чтобы он был:
- бесперебойным;
- конкурентоспособным.
Основные товары по данному МТК идут из/в: Азербайджан, Армению, Грузию и Иран. Если в сторону зарубежья отправляют фуры с лесом и зерном, то обратно поступают сельхозпродукция, цемент и стройматериалы.
Преимуществами МТК «Север – Юг» стали:
- Неприсоединение к антироссийским ограничениям стран-транзитеров;
- Единые стандарты и колея ж/д путей;
- Относительно небольшое расстояние;
- Перспективы роста грузопотоков.
В будущем товары из Индии в РФ могут доходить за 18-30 суток. Для сравнения, маршрут с Суэцким каналом 30-45 дней. В 2021 году через МТК прошло 13,8 млн тонн товаров. В 2022 году - уже 14,5 млн тонн. В рамках этого года - уже 17,6 млн тонн. К 2025 году прогнозируется 27,7 млн тонн, к 2030 - 41,2 млн тонн.
В ходе реализации плана развития МТК власти хотят модернизировать транспортные коридоры в Азово-Черноморском и Восточном направлениях. Это включает в себя: совершенствование ж/д путей, автомагистралей, обновление оборудования в портах и на КПП, возведение транспортных и грузовых хабов, оперативное изменения в правовой сфере.
Напомним, что первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов на полях майского форума «Россия – Исламский мир» в Казани заметил, что МТК «Север – Юг» стал стратегическим инфраструктурным проектом до 2030 года.
«Он является составной частью процесса становления многополярного мира, глубинной, фундаментальной тенденции переноса экономической активности на юг и юго-восток. Это перспективное направление, которое будет развиваться и в будущем».
Андрей Белоусов, первый зампредседателя Правительства РФ.
Автодороги МТК
По факту МТК начинается от границ с Финляндией и через цепочку Санкт-Петербург, Москву, Краснодар, Владикавказ, Махачкалу, Волгоград, Астрахань соединяет глобальный Север с Азербайджаном, Ираном и странами Персидского залива.
Вот какие федеральные трассы в путь “из варяг в греки” входят: А-181 «Скандинавия», А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербург» (КАД), М-11 «Нева», А-113 «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ЦКАД), М-4 «Дон», Р-22 «Каспий», А-147 «Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия», Р-215 «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала», Р-217 «Кавказ».
Для оптимизации автомобильного траффика возводятся обходы вокруг Астрахани, Хасавюрта, Махачкалы и Дербента. Это освободит улицы городов от фур и сократит плечо минимум в два раза. С 2023 по 2026 годы власти готовы выделить на развитие автодорог МТК в Дагестане 7,8 млрд рублей, в Астраханской области - 1,9 млрд рублей.
В Росавтодоре также уточнили, что часть работ по путепроводам МТК предусмотрена 5-летним дорожным планом до 2027 года. Цель данных мероприятий - увеличение пропускной способности и товарооборота. Заодно оптимизируются показатели скорости доставки, ее стоимости, маркетинговой привлекательности.
Вместе с глобальными задачами решаются и региональные. Например, развитие территорий Северного Кавказа. Это и возникновение новых рабочих мест, улучшение экологии через снижение потока транзитного грузового транспорта в крупных городах.
Такие вот “космические корабли в Большом театре”! Но время все расставит по своим местам, а также покажет, оправдались ли прогнозы стратегов в Кремле.
Желаем всем терпения и удачи!