13 сентября 585 года до н.э. состоялся первый в истории триумф. Произвёл его Луций Тарквиний Приск, пятый царь Древнего Рима, в ознаменование своих побед над латинами, этрусками и сабинянами. Некоторые древние историки утверждали, что триумфы осуществлялись и до Тарквиния Приска, приписывая триумфы основателю города Ромулу и непосредственному предшественнику Тарквиния, царю, Анку Марцию. Но, что касательно Ромула, основателя Рима, то подношение в дар богам оружия и доспехов, снятых с побеждённого врага, совершенно отличаются от торжественного въезда, каким есть триумф. Царь Анк Марций, безусловно въезжал в город после побед над ближайшими народами и, вероятнее всего, ликующая толпа тоже приветствовала его возгласами, но действо это как отдельный обряд ещё не сформировалось.
Именно Луций Тарквиний Приск, этруск по происхождению, ввёл обряд торжественного въезда в город на этрусский манер. Верхом на золотой колеснице, запряжённой четвёркой лошадей, в расшитой золотом тоге и пальмовой тунике, въезжал он в Рим под восторженные приветствия толпы. Толпе действительно было за что приветствовать Тарквиния Приска. Его военными трудами были разбиты и подчинены Риму близлежащие народы и за счёт их ограбления Рим многократно увеличил свои богатства. Именно при Тарквинии Приске Рим окончательно стал самым главным городом литинского союза.
Луций Тарквиний Приск был личностью весьма неординарной во многом. Именно он вошёл в историю как первый в мире лоббист! После смерти царя Анка Марция он обратился к Куриальной комиссии и убедил её в том, что следующим царём надо избрать именно его. После вступления на царство, Тарквиний Приск расширил количество сенаторов до 300 человек (добавил 100), не только увеличив таким как число господствующего сословия, но и прибавил сторонников, которые на все времена будут ему благодарны. При Тарквинии Приске был построен самый большой в мире по тем временам центр развлечений – Большой Цирк (Circus Maximus), что подняло его престиж и авторитет в глазах римских граждан. После большого наводнения Тарквинием Приском были начаты работы по осушению заболоченных низменностей Рима и построена первая в мире канализация – Большая Клоака (Cloāca Maxima). Названа система канализации так в честь богини Клоацины (очистительницы), покровительницы чистоты (в том числе чистоты половых отношений в браке).
Именно Тарквиний Приск ввел другие (по сегодняшний день) известные нам знаки гражданской власти и военного отличия: скипетр царя, пурпурную одежду различной формы, фасции (фашина, пучок прутьев), которые носили ликторы, курульное кресло (предшественник трона), разного рода кольца, как символы должности и полномочий, плащ как символ военного командования, фалеру (металлический диск на нагруднике) как предвестник нынешних орденов и медалей, и т.п. Как видите, введения Тарквиния Приска не теряются и до сегодняшнего времени.
Не забывал Тарквиний Приск о безопасности города и о религии. При нём была построена каменная стена, защищающая город и начато строительство храма Юпитера на Капитолийском Холме. Триумф по своей сути ведь представлял собой религиозную процессию, в ходе которой победоносный полководец демонстрировал свое благочестие и готовность служить общественному благу, посвящая часть своей добычи богам.
По мере роста населения, власти, влияния и территории Рима росли масштаб, продолжительность, разнообразие и экстравагантность его триумфальных шествий. Процессия (помпа, отсюда и “помпезность”) собралась на Марсовом поле, и медленным шагом шла к своему конечному пункту назначения - Капитолийскому храму. Сначала шли плененные лидеры, союзники и солдаты (а иногда и их семьи), обычно закованные в цепи. За ними везли захваченное оружие, доспехи, золото, серебро, скульптуры и любопытные или экзотические сокровища, а также картины, таблицы и макеты, изображающие важные места и эпизоды войны. Следующими в очереди, все пешком, шли римские сенаторы и магистраты, за ними шли ликторы полководца в их красных боевых одеждах, и уже после них затем сам полководец в своей колеснице, запряженной четверкой лошадей. Его военачальники ехали верхом рядом. За ним следовали невооруженные солдаты в тогах и лавровых коронах, скандируя "io triumphe!" и распевая непристойные песни на счет своего полководца. Во время шествия играла музыка, курились благовония и разбрасывались цветы.
Полководцу мог быть дарован "меньший триумф", известный как Овация. Овации устраивались, когда не было официально объявленной войны с противником или когда враг считался низшим (например, рабы). Полководец, празднующий овацию, не въезжал в город на колеснице, а входил пешком или въезжал верхом. Армия в процессии участия не принимала и вместо лаврового венка на голове у него был венок из мирта. Самой известной овации был удостоен Марк Лициний Красс за победу над Спартаком.
Триумф, в современном значении, это уже не торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска, но всё-таки победа, значимое достижение, успех и даже торжество. Помпезность и помпа – далеко уже не процессия, а торжественность, величие и монументальность. А овации – хоть и бурные, и восторженные, но всё-таки всего лишь аплодисменты публики. Кстати, что там относительно публики? Всегда ли публика была просто всего лишь зрителями?