Надежде необходимо уехать. Мама у неё старенькая, часто болеет, а живёт далеко. Пробовала Надя ни раз забрать её к себе, уговаривала, но мама - человек старой закалки, к тому же очень упрямая и своенравная. Привыкла всю жизнь на одном месте, с места её ни за какие коврижки не сдвинешь. Твердит, что здесь её родина, здесь могилки всех родных, здесь родные стены и всё, что они нажили за всю свою нелёгкую жизнь. Да и климат совсем другой. Нет. Она отсюда ни ногой. Здесь жила, здесь и умирать будет, и потом будет лежать рядом со своими родными.
А одну её тоже оставлять уже никак нельзя, трудно ей одной. Надя периодически приезжает, помогает. Ну а потом всё равно возвращаться домой надо...
Вот и теперь пришлось Наде собрать чемоданы и отправляться на свою малую родину, теперь уже, очевидно, на неопределённый срок. Неизвестно, как оно там дальше будет.
А Михаил один дома остаётся. Конечно, не хочется ему одному оставаться, ведь они 34 года вместе, душа в душу жили, даже и не представляют как это можно так долго жить порознь. Одно дело когда на несколько дней приходилось расставаться, а тут неизвестно сколько придётся жене пробыть у матери. Конечно, они надеются, что матери станет получше, что Надя периодически будет приезжать домой, а то и он в отпуск к ней приедет. А может и удастся всё-таки мать уговорить и привезти сюда, к ним. Дом у них хороший, просторный - места хватит.
Надя тоже переживает за мужа, это ведь он хозяин и всё умеет "по мужской части", он у неё рукастый, работящий. А вот по "женской части"- совсем никудышный. Готовить толком не умеет, да и не приходилось ему никогда женской работой заниматься. Ну как он будет сам себе готовить, а стирать, а убирать, гладить? Да мало ли всяких мелочей, которые ему никогда и не приходилось делать... Даже в магазины вдвоём всегда. Он и не знает что по чём, что покупать, сколько, как потом из всего этого готовить...
Но ничего, не ребёнок, а взрослый мужик. Справится.
Надя забила холодильник продуктами, наготовила кучу всего, чтобы подольше ему хватило, полуфабрикатов разных наделала. Всё наказывает, что где, что в первую очередь надо съесть, что может подольше полежать. Из чего и как готовить. Телефон есть - если что, то позвонит. Она будет подсказывать. А Михаил лишь смеётся, ну чего она так переживает, он ведь не маленький. Справится. Только вот скучно одному, непривычно... Тосковать будет.
Ну а потом началась у Михаила "холостяцкая" жизнь. Первое время даже интересно было, правда не хватало жены. С одной стороны вроде и спокойнее стало - делай что хочешь, никто тебе ни указ, а с другой - скучно одному, не привык он без Нади...
Но постепенно привык, всё стало входить в свою колею, да и созваниваются они каждый день.
А время идёт, он уж вроде и втянулся, привык к новому ритму жизни. Можно на работе с мужиками подольше засидеться, можно к другу сходить, можно пивка с друзьями подольше попить, домашнюю работу отложить на неопределённый срок, чем-то просто перекусить, чтобы не готовить, не обязательно каждый день бриться.
А тут у Николая внук родился, Михаила пригласили на крестины. А там среди прочих гостей вдруг увидел он Любу...
Когда-то в молодости он был влюблён в неё, они учились вместе. Любка очень красивая, бойкая, весёлая. Она и одевалась всегда модно, местные девчонки ей завидовали. Дерзкая, независимая, смелая, отчаянная. Парни вокруг неё кружили, а она кружила им головы, встречаясь то с одним, то с другим - никому не отдавая предпочтения. Всё твердила, что такая жизнь не для неё. Мечтает скорее в город уехать - вот там настоящая жизнь и возможности совсем другие.
А вот на Мишу она и внимания не обращала - тихий, скромный из семьи обычных работяг, ну что он может предложить ей?
Потом она и правда уехала, в их городок приезжала редко. Говорили, что вроде замуж за богатого вышла, правда вскоре разошлись. Потом ещё выходила, вроде снова неудачно. А как и что потом было - никто не знал. А вот теперь вдруг вернулась в родной городок. Жена Николая, Настя, когда-то дружила с Любой. Вот та и пришла навестить старую подругу.
Говорит, что теперь давно вдова, что квартиру свою дочери оставила. С зятем не ужилась. Да и тесно там всем, с дочерью внучка живёт, рожать собралась. А у Любы здесь от матери квартирка осталась. Пока решила здесь пожить, пока не решила: или здесь остаться, или продать квартиру да вернуться назад, чтобы купить отдельное жильё в большом городе.
Люба сразу подсела к Михаилу, разговорились. Она о себе рассказывала, жаловалась, что не так представляла свою жизнь. Всё расспрашивала, как он живёт, про всех прежних друзей и знакомых расспросила.
Вместе выпили, посмеялись, вспоминая молодость. Люба попросила его проводить её домой. Он согласился.
В сердце вроде и всколыхнулось прежнее чувство, но, как и прежде, она была для него совсем чужая. Такой же хоть и задорный, но холодный и расчётливы взгляд. Годы, конечно, изменили и её, но она по-прежнему очень хороша собою, даже красивая. Фигура стройная, одета модно, дорого, со вкусом, причёска красивая, золотые украшения. Держится Люба гордо, независимо, всем своим видом показывая превосходство над другими. Духи у неё какие-то особые, с пьянящим ароматом. И язык как и прежде подвешен - за словом в карман не полезет, так же смеётся, шутит, веселится. И песню охотно подхватит, и выйдет сплясать, наблюдая, как все с восхищением смотрят на неё.
Миша проводил её.
- Может зайдёшь? Кофе выпьем, у меня коньячок есть. Маму мою помянем.
- Да нет, Любава, пойду я...
- Ну чего ты? Куда тебе спешить? Твоя-то ведь ещё не вернулась. Просто посидим, поболтаем...
- Нет, спасибо. Пора мне. Надо ещё кое-что сегодня сделать, завтра вставать рано...
- Миш, ну чего ты, как школьник, робкий такой? Не съем я тебя, не бойся.
Люба звонко рассмеялась
- А я ведь помню, как раньше ты любил меня. Скажешь - нет? Я знаю, что любил, помню, как смотрел на меня, как первоклассник на новогоднюю ёлку. Да и сейчас, увидев меня, по твоим глазам поняла, что по-прежнему помнишь и любишь... Ну пошли, просто посидим, не бойся.
Она схватила его за руку, увлекая за собою. Но Михаил убрал руку.
- Извини, Люба. Не могу. Пора мне...
И он быстро зашагал прочь. А в голове роились разные мысли. Он то гордился собою, что не поддался на её уловки, то сожалел, что не принял её приглашения, злился то на неё, то на себя...
Вечером позвонила Надя, Михаил разговаривал с нею, как обычно, но всё равно она как-то вдруг поняла, что что-то с ним не так... Заподозрила неладное. Собиралась она приехать домой хоть на недельку-другую, но мать снова попала в больницу. Опять не вырваться. Вот может племянница в отпуск сможет приехать, тогда подменит её хоть на какое-то время. А пока...
А вскоре как-то вечером в дом к Михаилу пришла Люба. Сама. Принесла какие-то продукты. Как всегда, весёлая, позитивная, нарядная.
- Ну, здравствуй, отшельник-холостяк. Ну что ты смотришь на меня, словно привидение увидел? Разве я не могу навестить старого знакомого? Как ты тут один? Вот, решила немного скрасить твою затворническую жизнь, хоть приготовить тебе что-нибудь вкусненькое. Небось надоели уже пельмени, макароны да картошка? Хочется нормальной домашней еды? Ну ладно, не смотри на меня так, не злись. Я не на долго.
Она внимательно осмотрелась, прошла по всему дому.
- А у тебя тут хорошо, уютненько. И чистенько - не скажешь, что несколько месяцев один холостякуешь. И сразу чувствуется, что в доме мужик есть. Молодец! Да расслабься ты, успокойся. Сейчас я тебе приготовлю, вместе поедим и я уйду. Не переживай!
Люба отправилась на кухню, стала вытаскивать из сумки принесённые продукты. Михаил слышал, как она там гремела посудой, что-то делала. А вскоре весь дом наполнился такими вкусными ароматами...
Люба готовила очень вкусно, Михаил и правда соскучился по такому домашнему меню. И борщ у неё получился очень вкусный, и мясо отменное с жаренной картошечкой. А тут и салатики, и вино.
После такого вкусного и обильного пиршества хотелось только расслабиться, отдохнуть, а Люба не спешила уходить. Осталась она в тот вечер у него...
Так и пошло-поехало. Только теперь Михаил уже сам приходил к ней, просил не приходить к нему домой, да и она сама не хотела этого, предпочитала встречаться на её территории.
А Надя, разговаривая с ним, чувствовала, что там происходит на самом деле, даже спрашивала его, говорила о своих подозрениях, но не мог же он ей признаться?... Уверял, что это всё её выдумки. Просто соскучился очень, плохо ему одному...
А потом Надя сообщила, что мама её умерла. Михаил хотел приехать на похороны, но Надя сказала, чтобы не приезжал. Тут родственники собрались. Они сами справятся, а он всё равно не успеет. Так что пусть остаётся дома. А она после похорон ещё побудет здесь, решит все вопросы, поминки справит. Потом квартиру надо будет продать, чтобы уже не возвращаться туда больше. А уж после приедет, как управится со всеми делами.
Так всё и было. Надя прожила там ещё какое-то время, а потом вернулась домой.
Михаил изо всех сил старался вести себя, как обычно, но у него это не получалось. Надя прекрасно понимала всё, ведь они за эти годы понимали друг друга без слов, чувствовали, им и объяснять ничего не надо - и так всё понятно. Ведь они - одно целое. И по глазам, и по голосу, и по поведению... А тут ещё "добрые люди" подсказали. Да и Люба особо не желала скрывать, звонить ему начала. Ей теперь не хотелось делить Михаила с Надеждой, она считала его своим мужчиной.
А он не знал, как ему быть. И Надю он любил, не представлял жизни без неё. Столько всего они вместе пережили, столько лет бок о бок прожили. Дети у них, внуки. Они ведь теперь и правда вроде одно целое, не представлял он как можно вот так просто взять и разделить их. Нельзя так, неделимы они, она - часть его самого. У них всё общее - речь даже не об имуществе, у них жизнь общая, дети, внуки, мысли, желания, стремления, вкусы, интересы. Всё.
Но и Любу он тоже любил, с нею как-то всё иначе, ярче, интересней. От неё тоже не было сил отказаться. Хоть и понимает, что Люба по-прежнему для него чужая. Она как глоток свежего воздуха, как что-то запретное, но такое сладкое и удивительное. Их особо ничего и не связывает, но Люба настойчивая, он для неё как любимая игрушка. Уж если она ей досталась, то и должна принадлежать только ей.
Надя не стала выяснять отношения, устраивать скандалы. Два дня она с ним не разговаривала, лишь наблюдала и что-то всё думала. А он заискивал перед нею, пытаясь убедить, что всё в порядке, всё, как прежде... А потом Надя сказала:
- Знаешь, Миша, я не хочу устраивать разборки. Мы с тобой взрослые люди. Так давай и поговорим по-взрослому. Ты не ври мне, не оправдывайся - я всё знаю. Речь даже не об этом, а о том, как нам быть дальше. Я не стану стыдить тебя или упрашивать остаться со мной. Ты сам должен принять решение. Мужское, взрослое. Скоро дети внуков должны привезти и я не хочу, чтобы мы перед ними разыгрывали какой-то спектакль. Поэтому давай решать здесь и сейчас.
- Надя... Прости... Я не хочу, не могу без тебя... Столько лет вместе, столько нас с тобой связывает... Как я без тебя?... Это была ошибка... Дурак я, сам не знаю, как всё вышло... прости. Мне никто кроме тебя не нужен...
- Погоди, Миша, ничего не говори - послушай вначале. Я всё понимаю... И не собираюсь стыдить или упрекать тебя - что случилось, то случилось - ничего не изменишь. Все люди когда-то ошибаются, все делают ошибки. Каждый свои, разные, но делают. А ломать-то оно всегда проще, чем строить. Прощать трудно, но необходимо. Тем более родных людей... Я не стану всё разрушать теперь, это ты должен сделать свой выбор. Одно скажу: если одумаешься, решишь остаться, то никогда не упрекну, не вспомню тебе. Попробуем жить, как прежде. Но только знай, что если вновь решишь обмануть меня, снова побежишь к ней - больше возврата не будет. Тогда и говорить больше не о чём будет. Тогда лучше сразу собирайся и уходи - больше прощения не будет.
Ну а если сейчас решишь, что она тебе милее, что хочется тебе быть с нею, что не сможешь без неё и будешь стараться вновь встречаться с нею - то решайся и уходи сейчас. Уговаривать остаться не стану. Каждый человек вправе сам решать свою судьбу, каждый имеет право на счастье. Хочешь быть с нею - будь. Но назад возврата уже не будет. Так и знай. Даже после и не пытайся вернуться. Собирайся и уходи, живи с нею, будьте счастливы. А обо мне не думай, не переживай. Я переживу...
В доме останусь я, сюда дети и внуки всегда приезжают - пусть так будет и дальше. Ты же машину забирай, деньги, что у нас с тобой есть, вот и мои за мамину квартиру тебе отдам. Можешь купить себе жильё, можешь забрать из дома что-то из вещей, что сочтёшь нужным. Но решение ты должен принять сам и сейчас. Двойной жизнью жить не сможешь, так что думай и решай.
И Михаил решил. Остался дома, с родной женой.
И действительно, мудрая у него Надя. Поддаться эмоциям, всё сломать, разрушить - это проще всего. А вот сохранить - куда сложнее...
Она и правда никогда не упрекала, не напоминала, хоть тяжело, конечно же, ей было. Он понимал. Старался беречь её, угодить во всём, быть нежным и внимательным.
А вот с Любой расстался. Сказал ей всё прямо, что дурак, что ошибкой всё было. Пусть простит, но он никогда не бросит свою жену, сохранит семью. Никто и никогда не заменит ему Надю, да и не нужен ему никто кроме неё. К тому же у них дети и внуки.
Люба и сама понимает, что он ей тоже не нужен. Не тот он, с кем ей хотелось бы быть. Она привыкла к другой жизни, просто это её очередная блажь - получить то, чего ей вдруг захотелось. Слишком они разные. Просто не хотелось быть одной, а тут он подвернулся...
Ну а позже приехали дети, привезли внуков на каникулы. Дома, как всегда мир и покой - они и не заметили, что совсем недавно здесь кипели такие страсти...
ИВ
Советую прочитать: