Наскальные рисунки Бхимбетки представляют собой первые известные проявления искусства в Южной Азии. Они были обнаружены в скальных убежищах Бхимбетка, находящихся в районе Райсен в современном Мадхья-Прадеше. Бхимбетка включает в себя более 750 каменных убежищ, и из них более сотни украшены удивительными рисунками. Эти рисунки изображают фигуры животных и людей, используя разнообразные оттенки зеленого, красного, белого, коричневого и черного цветов.
Самые ранние из этих рисунков иллюстрируют сцены из жизни охотников-собирателей. Они охватывают период времени, когда многие животные еще не были одомашнены, люди вели номадический образ жизни, и еще не существовало развитых коллективных цивилизаций.
Доступные данные указывают на то, что пещеры с наиболее насыщенным цветовым оформлением обычно пропускали больше солнечного света и, как правило, не использовались для проживания. Это также подтверждает широко принятое мнение о том, что эти рисунки не предназначались для украшения жилых помещений людей. Отмечается, что многие из этих наскальных рисунков перекрывают друг друга, что позволяет археологам определить их историческую последовательность и возраст.
Девять этапов рисования
Картины в Бхимбетке подразделяются на девять фаз, охватывая три широких культурных периода. Фазы I-V относятся к периоду мезолита, фаза VI также принадлежит мезолиту, а фазы VII-IX связаны с историческим периодом. Некоторые исследователи также предполагают, что эти рисунки могли быть созданы около 40 000 лет до нашей эры или даже ранее.
На основе обширных археологических данных выявлено явное различие между наскальными рисунками мезолита и исторического периода, с одной стороны, и наскальными рисунками периода верхнего палеолита и более поздних периодов, с другой стороны. Рисунки последних периодов характеризуются меньшим количеством и менее выразительными стилями, отличаясь от характерных черт рисунков мезолита и исторического периода.
Самые ранние картины
На ранних картинах Бхимбетки преимущественно изображены дикие животные, такие как гаур, местная разновидность дикого быка, олени, такие как читал, обезьяны, кабаны, олени и слоны, а также сцены охоты, в которых люди изображены с луками и стрелами и головными уборами. Есть также изображения различных типов сцен, в том числе ритуальных практик, женщин, выкапывающих крыс из нор, а также мужчин и женщин, добывающих фрукты и мед.
Современные исследователи разделяют изображения животных на этих иллюстрациях на три основных стиля: естественный, геометрический и абстрактный. Этот классификационный подход основывается на том, какие элементы преобладают в изображениях животных. Естественный стиль включает в себя простые контуры и детализацию, геометрический стиль характеризуется частично заполненными формами, а абстрактный стиль включает в себя силуэтные фигуры и упрощенные образы
Это интересное наблюдение. На рисунках в Бхимбетке можно увидеть разнообразные стили и подходы к изображению животных. Например, беременные животные могут быть выделены маркерами, такими как увеличенные животы, и нарисованы в натуралистическом или геометрическом стиле. Иногда для передачи концептуальных идей тело одного животного может быть заполнено другим животным, что подразумевает более абстрактный и символический стиль. Например, изображение слона в контуре оленя может указывать на фантастический и, возможно, юмористический подход к изображению предметов. Эти различия в стилях могут предоставлять важные наблюдения о мировосприятии и художественном выражении древних жителей этой области.
Картины исторического периода
Более поздние картины, начиная с исторического периода, представляют собой существенно отличающийся стиль и содержание. Здесь изображаются процессии, сцены воинов с мечами, щитами и кинжалами, а также коллективные ритуалы. Отмечается заметное отсутствие фигур животных, и если они присутствуют, то они изображены не в пропорциональном масштабе, как это было в ранних картинах. Также предполагается, что мотивы, используемые в некоторых из этих более поздних работ, могут отражать религиозное влияние индуизма или буддизма. В некоторых изображены четкие изображения богов, таких как Ганеша и Шива, а также символы, включая свастику.
Археологи смогли отличить эти поздние картины от более ранних, частично выцветших рисунков, с применением различных методов и исследований. К этому времени образ жизни людей уже сильно изменился: они перешли от охотничье-собирательского образа жизни к более устоявшейся цивилизации, оседлому образу жизни и домашним животным.
Кабан Рок
Каменное убежище, известное также как "Bhimbetka Shelter III F-19" или "Bull Rock", выделяется среди множества скальных убежищ, составляющих Бхимбеткские наскальные рисунки, благодаря изображению большого существа, напоминающего кабана. Это убежище привлекает внимание своими характеристиками, такими как большая голова, рога и, кажется, мех на спине. Существо на рисунке движется влево, направляясь к двум фигурам — человеку и крабу. Картина выполнена в темно-красном цвете, который, как полагают, получали из гематита, и её размеры внушительны: более 1,2 метра в высоту и 0,87 метра в ширину.
Уникальность этой сцены заключается в том, что, в отличие от других изображений охоты, на которых человек атакует дикое животное, здесь изображена обратная ситуация: дикое животное нападает на человека, который убегает. Несмотря на то что изображения кабанов можно найти и в других местах этой области, ученые считают, что существо на "Скале Кабана" представляет собой мифический образ и, вероятно, является комбинацией черт кабана, быка и слона. Это свидетельствует о богатстве и разнообразии искусства и символики в Бхимбетке.
Материалы и техники
Процесс создания этих картин, особенно в более ранние периоды, был довольно трудоемким и требовал использования доступных природных ресурсов. Кисти, вероятно, изготавливались из веток, которые мялись и жевали, чтобы размягчить и удалить волокна. Кроме того, для создания рисунков использовались и другие инструменты, такие как пальцы, птичьи перья и даже шерсть животных.
Для получения разнообразных цветов использовались пигменты, которые могли быть извлечены из растений и окружающих скальных пород. Например, гидратированные оксиды железа из горных пород использовались для создания оттенков охры и красного. Для получения других цветов, таких как желтый, ржаво-оранжевый и коричневый, пигменты обжигали после их смешивания с маслами и водой. Белый цвет мог быть достигнут с использованием птичьего помета или сока растений.
Важно отметить, что цвета применялись только во влажной форме, то есть путем смешивания пигментов с жидкостями, такими как масла и вода, и никогда не использовались в твердой или порошкообразной форме. Эти техники и материалы свидетельствуют о том, как древние художники в Бхимбетке мастерски создавали свои произведения искусства, используя доступные им ресурсы.
Первые произведения искусства в регионе
Ученые полагают, что наскальные рисунки Бхимбетки были довольно зрелыми и передовыми для своего времени и, вероятно, не были первыми произведениями искусства, созданными людьми в этом регионе. Хотя цели этих картин неизвестны, они предоставляют огромную историческую информацию о людях, их отношениях с животными и природой, этапах доисторического охотника-собирательства и возможном переходе к более оседлым цивилизациям с домашними животными.
Спасибо, что подписывайтесь на наш канал. Нам очень важно знать ваше мнение. Если у вас возникли вопросы, то не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы с удовольствием на них ответим