Найти в Дзене
ИндияСвами

Сари: танец ткани сквозь время

Сари, традиционная одежда индийских женщин, олицетворяющая изящество, элегантность и культурное разнообразие, имеет богатую историю, насчитывающую столетия. Его истоки переплетены с эволюцией самой индийской цивилизации, искусства и торговли, завязанных в сложный узел самых разных культурных влияний.

Сари преображает любую женщину независимо от возраста и социального статуса.
Сари преображает любую женщину независимо от возраста и социального статуса.

Точную дату появления сари трудно определить, но его корни можно проследить до эпохи, датируемой 2800-1800 годами до нашей эры, когда процветала цивилизация долины Инда.

Во время раскопок в долине реки Инд археологи обнаружили скульптуры и статуэтки, изображающие драпированную ткань, поразительно напоминающую современное сари. На этих ранних изображениях изображена одежда, обернутая вокруг тела, подчеркивающая изысканность древних индийских текстильных техник.

Путешествие через историю

Корнелия Сорабджи (1866-1954) была первой женщиной-юристом в Индии. Несмотря на свой статус адвоката, она носила сари, показывая приверженность традициям.
Корнелия Сорабджи (1866-1954) была первой женщиной-юристом в Индии. Несмотря на свой статус адвоката, она носила сари, показывая приверженность традициям.

По мере того, как разворачивалось полотно истории Индии, развивалась и эволюция сари. Ведийский период (1500–500 гг. до н. э.) принес изменения в стили одежды, в которых упоминались несшитые ткани, носимые индийскими женщинами.

Считается, что сам термин «сари» произошел от санскритского слова «саттика », обозначающего кусок ткани, накинутый на тело. Это положило начало сари, каким мы его знаем сегодня, характеризующимся несшитой формой и универсальной драпировкой.

На протяжении веков различные династии и империи, правящие в Индии, такие как Маурья, Гупты и Моголы, вносили свой вклад в развитие сари, влияя на его дизайн, ткань и стили драпировки.

В частности, период Великих Моголов сыграл решающую роль в формировании эстетики сари. Моголы представили сложную вышивку, роскошные ткани, такие как шелк, и сочетание персидских и индийских элементов дизайна, породив культовый стиль, известный как работа «зари» или «зардози».

Сари дизайнера Чатта Торани. Этот бренд предлагает сари из традиционных тканей, ситца с принтом (раскрашенный вручную художниками каламкари, затем оцифрованный и напечатанный на ткани)
Сари дизайнера Чатта Торани. Этот бренд предлагает сари из традиционных тканей, ситца с принтом (раскрашенный вручную художниками каламкари, затем оцифрованный и напечатанный на ткани)
Яркое сари текстильного бренда Экайя, который продолжает традиции древних мастеров Банараси.
Яркое сари текстильного бренда Экайя, который продолжает традиции древних мастеров Банараси.

И хотя на территории Индостана и до Моголов развивались свои аутентичные техники вышивания, такие как, например, Гота Патти, именно во время правления этой династии сари стало не просто функциональной одеждой, а холстом для художественного самовыражения.

По мере расширения торговых путей и развития культурных взаимодействий разных регионов и государств влияние сари вышло за пределы границ местных производств. Она проникло в различные регионы Индии, каждый из которых придавал одежде свой особый вкус.

Например, стиль гуджарати демонстрирует яркие цвета и зеркальную работу, а стиль бенгали подчеркивает богатые текстуры и богато украшенные края.

Творение Гауранг Шаха.
Творение Гауранг Шаха.

Теория эволюции

Сари также эволюционировало, чтобы приспособиться к изменяющейся роли женщины в обществе. В колониальную эпоху, когда британское влияние проникло в индийскую культуру, сари стало рассматриваться как символ традиций и сопротивления.

Сообщества индийских женщин, возглавляемые такими фигурами, как Рани Лакшми Бай и Сароджини Найду, использовали сари как символ национальной гордости и единства в своей борьбе за независимость.

После обретения Индией независимости сари продолжало развиваться, адаптируясь к меняющемуся образу жизни и предпочтениям современных женщин. Дизайнеры начали экспериментировать с тканями, принтами и стилями драпировки, создавая новаторские интерпретации классической одежды. Очарование сари было продемонстрировано на мировых подиумах, покорив международную аудиторию и закрепив за ним статус настоящего культурного шедевра.

И в наши дни сари — это больше, чем просто предмет одежды; это живое свидетельство богатого наследия, мастерства и разнообразия Индии. От роскошных шелковых сари Южной Индии до красочных чудес ручного ткачества Севера – сари отражает множество историй, вплетенных в саму его ткань.

И хотя традиционные стили драпировки сохраняются, современные женщины также используют сочетание старого и нового, экспериментируя с новыми способами драпировки и стилизации сари для различных случаев.

Современные женщины продолжают выбирать сари, остающееся главным предметом женского гардероба в Индии. Фото thevoiceoffashion.com
Современные женщины продолжают выбирать сари, остающееся главным предметом женского гардероба в Индии. Фото thevoiceoffashion.com

Путь сари от древней цивилизации долины Инда до его современных аватаров является свидетельством его непреходящей привлекательности и адаптируемости. Оно выдержало потоки времени, сочетая традиции с современностью и символизируя суть индийской культуры.

В каждой складке и драпировке сари сплетается история эволюции, устойчивости и вечной элегантности, которая продолжает очаровывать сердца по всему миру.

Амалия Тимофеева