Выпуск 1(11) 2022
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на юбилейном вечере, посвящённом 30-летию «Русского национального балета «Кострома» и презентации новой международной программы «Танцевальная увертюра мира». Сегодня здесь собрались партнеры балета «Кострома», коллеги, творческие друзья, все, кто стоял у истоков создания коллектива, кто поддерживал балет на протяжении многих лет, кто причастен к созданию новой программы балета «Танцевальная увертюра мира» и, конечно, преданные зрители.
21 апреля «Русский национальный балет «Кострома» заявил на весь мир, что отмечает свой 30-й день рождения! Только сегодня на главной сценической площадке города Костромы в КВЦ «Губернский» артисты балета исполняют танцы многонациональной России и мира вместе с носителями коренной культуры народов Севера, Бурятии, Испании, Кубы и Греции.
В юбилейном вечере принимают участие звёзды российской и мировой хореографии - друзья и партнеры балета, мастера из 60 стран мира и регионов России - все, кто работал над созданием самых масштабных проектов балета «Национальное шоу России «Кострома» и «Танцевальная увертюра мира»: королева Гаваны - Росарио Гарсиа Родригез, основатель греческой танцевальной школы Христос Шакаллис, хореограф Большого театра - Ольга Пшеницына, неподражаемый голос Чукотки - Олит Тевлянаут, руководитель Традиционного чукотского ансамбля «Кочевник» Евгений Кайпанау, Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал», народная артистка Чеченской Республики, народная артистка Республики Ингушетия Айна Гетагазова.
«Танцевальная увертюра мира» - самый масштабный проект «Русского национального балета «Кострома». Работа над его созданием велась более 5 лет. Его постановкой занимались хореографы из 7 стран мира и 6 столиц государств - чемпионы и кинозвезды, создатели собственных школ и авторских шоу. За эти годы танцовщики балета прошли десятки мастер-классов с педагогами из Китая, Кубы, Украины, Греции, Испании, Ирландии и России; освоили 17 танцевальных направлений, выучили тысячи движений, примерили сотни новых ролей и воплотили в жизнь множество прекрасных образов.
Некоторые из приглашённых гостей приехали за несколько дней до юбилейного вечера, чтобы ещё раз увидеть постановочные номера, провести мастер-классы, уточнить нюансы, настроить на правильную волну, доработать последние штрихи, а также морально поддержать артистов «Русского национального балета «Кострома» перед премьерным показом новой программы «Танцевальной увертюры мира». Вокруг царит особенная творческая атмосфера. В воздухе чувствуется напряжение. В каждом танцевальном зале кипит работа. В рабочем графике артистов назначен один прогон за другим. В концертной программе зрители увидят хореографические композиции, прошедшие с балетом 30-летний творческий путь; номера из многонациональной программы «Национальное шоу России «Кострома»; а также премьерный показ спектакля о культурном наследии всех рас и континентов – «Танцевальную увертюру мира» с иностранными хореографами в главной роли.
За время подготовки мастера очень сдружились между собой, обменялись контактами, сделали памятные фото, Ольга Пшеницына и Христос Шакаллис во время перерыва не уступали артистам балета и танцевали фламенко. Надо было видеть, как они переживали за своё участие в постановках в качестве артистов на юбилейном вечере! Больше всего волновалась Росарио Гарсиа Родригез, постановщик кубинского танца «Куба Либре», африканского танца «Пало», а также прекрасная танцовщица, хореограф, основатель и руководитель профессионального коллектива «Havana Queens». Росарио очень сильно переживала за свой выход на сцену: «Я не танцевала шесть лет и вот меня пригласили на премьеру балета. Я очень счастлива и очень сильно волнуюсь. Этот выход на сцену будет, как в первый раз». Знакомство с Росарио произошло заочно, в 2016 году во время переговоров руководства балета с партнерами в Германии, которые на тот момент ставили кубинское шоу. Первый раз Росарио приехала в Кострому в январе 2017 года. Были сильные морозы (-35 градусов). Балет был совершенно незнаком с кубинской танцевальной культурой. С ее стороны приехать в коллектив, работающий на русском танцевальном материале, было настоящим авантюризмом. В первую встречу сложились очень теплые отношения. С того момента Росарио стала приезжать в Россию два раз в год, зимой и летом, чтобы работать над номерами «Куба Либре» и африканским танцем «Пало». За 5 лет работы с балетом «Кострома» композиции, поставленные в январе 2017 года, были кардинально изменены.
Артисты проверяют переодевание, реквизит, им нужно эмоционально выкладываться и танцевать в «полную ногу», как это будет на концерте. Выверяют технические моменты: выставляют свет, проверяют звук, отрабатывают появление сопровождающих элементов на экране, которые выполняют декоративную функцию. Специально к спектаклю создан авторский видеоконтент, записаны фонограммы музыкантами разных стран мира, театральными мастерами разработаны костюмы, декорации и тысячи деталей реквизита – точные копии предметов одежды и быта народов культур и эпох.
«Я сама как артистка учусь у ребят. Я каждый раз смотрю на все танцевальные программы, постановки, которые сделаны, на хореографию, на мастерство, на их самоотдачу, самопожертвование, на их круглосуточную работу, тренировки, что меня это настолько вдохновляет, что я сама тружусь больше! Я очень благодарна Елене Николаевне и Юрию Валериевичу за создание такого гениального коллектива, за команду, которая живёт одной энергией, радостью», - Ольга Пшеницына, постановщик номера «Фламенко», танцовщица, хореограф, ассистент хореографа-постановщика оперы «Кармен» в Большом театре. Знакомство с Ольгой Пшеницыной состоялось в 2015 году, когда она впервые посмотрела «Национальное шоу России «Кострома» в Москве. С этого момента артисты балета «Кострома» начали изучать танцевальные основы и технику танца фламенко, а также познавать традиционную испанскую культуру. Это был первый номер, который был поставлен к программе «Танцевальная увертюра мира». Благодаря Ольге Пшеницыной, с балетом работали короли фламенко - Рафаэль Амарго, Альфонсо Лоссо и другие мастера.
«Во время репетиции я понял, что коллектив балета – одна большая семья! Великолепные артисты с хорошими манерами. Они стремятся конкурировать между собой, в хорошем смысле этого слова, и стремятся узнать, как можно больше», - говорит Христос Шакаллис, постановщик греческого танца «Зейбекико», танцовщик, хореограф, наследник танцевальной династии основателей кипрской школы танцев «Shakallis Dance».
Автор и режиссер программы – Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный балетмейстер «Русского национального балета «Кострома» Юрий Царенко: «Танцевальная увертюра мира» - программа долгожданная и очень ответственная. Показывает насколько мы разные и насколько похожи. Это посильный вклад балета «Кострома» в общую мировую культуру. Наша задача постараться своим творчеством объединить народы, подарить людям красоту и радость, дать возможность почувствовать себя частью большой семьи, где царят добро, уважение и любовь к родине, вечные ценности, которые не подлежат деформации политикой и временем».
Творческий партнёр и давний друг балета «Кострома», Заслуженный артист России Василий Пьянов отзывается о «Русском национальном балете «Кострома» тёплыми словами: «Это люди с пламенем в глазах, с захватывающими планами, заряженными на победу! Вот мы сейчас стоим, у нас рядом афиша «Домой с Победой!». Так я думаю тридцатилетие – это такая же победа в артистическом мире! «Русскому национальному балету «Кострома» многая лета»!
Тридцать лет «Русский национальный балет «Кострома» честным трудом зарабатывал свою репутацию, за это время о нём узнали не только в России, но и очень хорошо знают за рубежом. По мнению почётного гостя юбилейного вечера, директора департамента информации и печати Министерства иностранных дел России, официального представителя МИД России и чрезвычайного и полномочного посла, члена коллегии МИД России Марии Захаровой: «Культура и искусство, которые рассказывают о нашей стране, иногда даже лучше, нежели какие-то сухие пресс-релизы и заявления. Артисты балета являются своего рода дипломатами, когда они ездят с гастролями за рубеж и рассказывают о нашей стране, показывают уровень мастерства, наши традиции».
По словам президента «Русского национального балета «Кострома» Елены Царенко новая программа получилась очень доброй, светлой, радостной: о большой любви, красоте и богатстве культурных традиций: «Мы хотели объединить людей всего мира! И мне кажется, нам это удалось. «Танцевальная увертюра мира» объединила не только всех нас, но и наши страны, континенты, а главное - наши сердца»!
ОЛЕСЯ ПАВЛОВА.