Найти тему
457,2K подписчиков

Замена своего языка на другой должна иметь очень обоснованное оправдание

684 прочитали
Сергей Михеев: Я продолжу мысль, почему важно говорить на своем языке везде.

Сергей Михеев: Я продолжу мысль, почему важно говорить на своем языке везде. Именно потому, что чужой язык, во-первых, не всегда понятен; во-вторых, иногда он скрывает или искажает смысл событий в том числе потому, что он иностранный. И часто он нагружается необоснованными отрицательными значениями, из которых трудно выйти. Почему слово «идеология» стало негативным, отрицательным? Во-первых, потому что на волне развала Советского Союза все осуждали коммунистическую идеологию, что это плохо и «хватит навязывать единую точку зрения». Хотя в этом тоже есть свой смысл, потому что абсолютно единой точки зрения не может быть. Природа не терпит абсолютно единственного объяснения всего.

Во-вторых, советская пропаганда очень долго осуждала идеологию наших противников, начиная от нацистской Германии и заканчивая идеологией американского империализма, и с китайским гегемонизмом тоже поработали. Потом получилось так, что «есть хорошая и плохая идеология». А когда распался Советский Союз, оказалось, что советская идеология тоже «плохая», и слово «идеология» получило отрицательное значение полностью.

Одна из проблем состоит в том, что нам необходим собственный язык описания любой реальности. Замена своего языка на другой должна иметь очень обоснованное оправдание. Поэтому слово «идеология» можно заменить каким угодно. Идеология - это мировоззрение (гораздо более доброе и светлое слово). Можно придумать много русских слов. Михаил Васильевич Ломоносов в свое время сделал прорыв в российском просвещении, придумав большое количество русских слов, которых раньше не было. Такие слова придумывали и в начале XXвека, когда разразилась Первая мировая война, и многие иностранные слова стали намеренно заменять на русские. Многие из них прижились и спокойно находятся у нас в обиходе. Поэтому здесь есть и бытовая составляющая, и политическая.

Про политическую составляющую я уже сказал: когда разговариваете в системе смыслов и понятий ваших врагов, вы уже немножко проиграли. А мы, к сожалению, разговариваем в их системе смыслов и понятий очень долгое время. Например, мы очень долго им доказывали, что у нас тоже есть демократия. Как бы признавая их правоту в том, что демократия – это высшее достижение человечества, признавая то, что у них есть демократия, что без демократии жить невозможно, что демократия – это самое главное в жизни. В этот момент вы уже проиграли, встали на позицию потерпевших - тех, кто должен оправдываться и что-то доказывать. Это самый простой пример. Но есть и чисто бытовое измерение этих вещей, когда необоснованно в русскую речь внедряются непонятные, модные словечки. Вроде бы мы уже не первый год провозглашаем необходимость сохранения русского языка, культурного наследия, но эта интервенция продолжается. Все говорят про «локации, коллаборации, опции» и пр. К чему это? Для чего это? Опция – это возможность, локация – это место, коллаборация - это сотрудничество. Чем провинились эти русские слова? Я понимаю, что провинились только тем, что они русские, и больше ничем. И еще интересно из себя что-нибудь состроить: «Не в этом месте, а в этой локации».

Это заимствование чем обусловлено? Внутренним комплексом неполноценности, ощущением себя вторичным, убогим. От этого и происходит большое количество бед. Поэтому слово «идеология» можно тоже заменить без проблем.

Возвращаясь к курсу преподавания основ российской государственности. Конечно, он нужен, необходимо об этом говорить, разъяснять, честно отвечать на вопросы. Но надо понимать, что цель - это не только разъяснение. Целью государства является укрепление государства - никакое государство не может позволить себе поощрение саморазрушения, самоубийства. У нас в России это периодически случается. Я считаю это неправильным ни в личной жизни, ни в общественной, ни в государственной. Поэтому государство должно себя укреплять. Оно не может позволить себе роскоши преподавать студентам, молодежи идеологию самоуничтожения. Поэтому курс российской государственности должен вести к укреплению этого государства. Поэтому любые упреки в идеологизации - или не от большого ума, или от испорченности последними десятилетиями и мнимой интеллигентностью, или это диверсия.