Часто ли вам удается вырваться из суеты большого города? Побыть наедине с собой или в кругу семьи и друзей? А еще очень серьезное испытание для современного человека – «выключи гаджет!». И конечно же, мы делимся мыслями и впечатлениями в сетях и мессенджерах. Фотографируем все, что стоит и движется – еду в ресторане, себя на фоне красивого пейзажа, детей, друзей, события и удивления. Каждое утро приходит уведомление посмотреть подборку фотографий-воспоминаний. Но рассказать историю этих воспоминаний можете только вы.
Где же хранились эти истории 25, 50… 150 лет назад? В старых семейных альбомах, заботливо сохранённых письмах и открытках, вырезках из газет. Очень люблю рассматривать фотографии своих родителей, слушать истории, которые слышала уже много раз, и новые, вдруг вспомнившиеся.
Изучаю историю и этнографию уже много лет. Но до сих пор у меня вызывают трепет черно-белые судьбы, замершие на старых снимках. Можно часами рассматривать людей на фото – их лица, одежду, обстановку вокруг. Догадываться о том, чем они жили, о чем разговаривали, что их волновало и радовало. Конечно, если на фотографиях известные личности, то можно найти почти достоверную информацию о них, составить свое мнение, собрав возможно правдивые факты. Если же это случайные прохожие, торговцы или ремесленники, замершие на фотографиях, остается только представлять жизнь этих людей за кадром.
Многим из вас на просторах интернета встречались работы удивительно талантливого художника и фотографа, шотландца с русской душой Вильяма Каррика. Да чего уж там? Василия Андреевича, британского подданного из России, который открыл здесь первое фотоателье и стал первым фотографом-этнографом. Именно его портреты людей разных профессий, живших в России более 150-ти лет назад, вдохновили меня рассказать истории, как бы сошедшие со старых фотографий.
Недолго я думала с чего начать. Одна из моих любимых тем - это народные костюмы. На фотографиях Василия Каррика я могу часами рассматривать одежду, обувь и головные уборы. А еще мне интересно, как и из чего все это шилось и где приобреталось? А вам интересно? Никогда не задумывались об этом, разглядывая фотографии?
Так вот… Я решила начать с головы: шапки, картузы, платки – есть, о чем рассказать. Тут и московские истории, и забытые профессии, и тайны нашего любимого района 9-ти площадей. Готовы слушать?
КАРТУЗНИКИ. Именно так назывались торговцы, которые продавали незатейливые головные уборы –картузы. Картузы были очень популярны среди населения и пользовались высоким спросом у купцов и уличных торговцев, госслужащих и дворников, ремесленников и мальчишек-подмастерьев.
Прогуляемся по улицам старой Москвы. Вот по Сухаревке незаметно двигается Смолин, «небольшого роста, плечистый, выбритый и остриженный начисто, в поношенном черном пальто и картузе с лаковым козырьком». А вот по бойкой улице по тротуару идет Пашка Грачёв «беспечной походкой гуляющего человека, руки его были засунуты в карманы дырявых штанов, на плечах болталась не по росту длинная синяя блуза, тоже рваная и грязная, большие опорки звучно щёлкали каблуками по камню панели, картуз со сломанным козырьком молодецки сдвинут на левое ухо». Щеголеватый молодой человек прогуливается под ручку с барышней. Одет он «в длиннополый черный сюртук и сапоги бураками, а черный картуз был надвинут на голову несколько набекрень».
Еще раз убеждаюсь, что в классической литературе можно начти не только рецепты старинных блюд, но описание нарядов и моделей модных туалетов для пошива у портных. Картузы же шились из сукна, бархата и кожи, более дешевые – клеенчатые и «бумажные». Зимой картузы были теплые: ваточные, плисовые ватные, из ворсистой шляпной материи, пуховые. Носили также меховые картузы – бобровые и котиковые. Цвета они тоже были разнообразного: синего, черного, белого, рыжего. Казалось, чего уж проще – картуз, ан нет. Модели были всякие, и тут была возможность помодничать. Картузы с прямым и четырехугольным козырьком, высокие и с узкими полями, «поля были острые, как ножи». Носили тоже по-разному, надвинув на глаза и ухарски надев набекрень, сдвинув на затылок или ухо.
Картуз можно было купить в магазине готового платья и специальном магазине, торговавшем картузами и фуражками. Но чаще всего у картузников в рядах прямо с лотков.
Обычно картузники сами находили покупателей. Подходили на улице и говорили, что головной убор клиента какой-то некачественный, а у него есть намного лучше. Работа эта была несложная, потому что к выбору картуза москвичи подходили без особых изысканий. Брали то, что давали. Да и средняя стоимость невысокая – 20 копеек за штуку.
Пошив тоже был делом несложным. Делали их в подвалах из кусков старой ткани. Такие картузы продавали на улицах. Иной раз картузы перешивали из ворованных вещей. Принесут воры «дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья.Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны.Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них - шапки и картузы.» (В. Гиляровский)
Но существовал и качественный товар. Его предприниматели отправляли в магазины головных уборов, получая 40-70 копеек за штуку, в зависимости от сорта изделия. Мастер, делавший картузы, мог зарабатывать до 30 рублей в месяц. Человек, который непосредственно торговал на улице, имел практически столько же, а иногда и намного больше. В день он мог продать на сумму даже в 2 рубля.
В наши времена картуз возвращается на улицы Москвы не только как часть костюма, который бережно сохраняют и реконструируют историки и этнографы, но и как головной убор из гардероба современного москвича.
Не так давно на Никольской можно было увидеть жителей старой Москвы, гуляющих по улице в нарядах середины XIX века. Это участники студии «Русские начала» в костюмах Дмитровского уезда Московской губернии. Картузы на мужчинах - реплики тех самых головных уборов, о которых мы с вами сегодня говорили.
Ну вот, мужчинам угодили, нарядили их и полюбовались. Да и сами вспомнили, а может, узнали и удивились. В следующий раз поговорим о платках, вот уж там точно есть, где разгуляться.
Автор: Елена Плечева, Руководитель культурно-этнографического клуба "Веретено"