Тезис «общее значит – ничьё» рассчитан на непонимание или недопонимание значения "общий". Даже современным российским законом понятие «общее имущество» достаточно неплохо разобрано, например, в соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса РФ – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц.
Например, нажитое в браке имущество принадлежит обоим супругам и является общим, при этом супруги пользуются им как своим и едва ли согласятся, что оно ничьё.
Общим является и подъезд жилого многоквартирного дома. Если жильцы это понимают - то благодаря их содержанию общего имущества подъездом приятно пользоваться. А если значительная часть жильцов начинает думать, что подъезд ничей - качество жизни у всех жильцов в подъезде падает, потому что они оказываются вынуждены пользоваться «ничьим», а значит заброшенным имуществом.
А ещё есть предприятия, находящееся в собственности работников, например у Чернышевского в «Что делать» швейная мастерская принадлежала швеям и прибыль от этой мастерской шла в карманы самих швей, а не к хозяину. Есть разнообразные исследования подтверждающие, что общее предприятие (товарищество, кооператив, колхоз и т.п.) в котором люди не обманываются фразой «общее – значит ничьё» развивается значительно эффективнее. Тут нет ничего необычного: исчезает отчуждённость человека от труда, даже находясь на рабочем месте он остаётся хозяином и на собственном примере наблюдает, что его вклад в предприятие неизбежно связан с его личным качеством жизни. Однако для того, чтобы имелась сама возможность для эффективного развития – необходимо наличие двух факторов: первый - сознательность, когда коллектив в лице большинства своих членов осознаёт, что общие интересы – это правильно понятые личные интересы; второй - возможность большинства воздействовать на несознательных членов коллектива вплоть до освобождения от членства.
Более того, такое общее, которое стали воспринимать как ничьё, кто-нибудь может попытаться сделать своим. В подъезде или подвале жилого дома могут появиться новые жильцы, а заброшенное имущество супругов может присвоить новый более расторопный собственник. Но самое главное – при таком подходе приватизаторы народных достояний оказываются не расхитителями общей собственности, а эффективными владельцами, вдохнувшими жизнь в ничьё имущество.
Условно общим можно считать имущество, находящееся в муниципальной или федеральной собственности. При этом чисто юридически собственность уже не является общей, а чем слабее обратная связь чиновников и граждан, тем меньше и влияние граждан на подобное имущество. Однако использование таких объектов, как, например, дороги, фонари, пляжи и парки осуществляется всё теми же простыми гражданами, преимущественно на бесплатной основе (если не считать налогов), поэтому, по крайней мере, пользование продолжает быть общим. Соответственно, отношение к местам общего пользования, как к ничьим, и зачастую следующее за таким отношением осквернение, ухудшают условия жизни самих пользователей.
Может быть, общее становится ничьим, когда собственников у этого общего становится слишком много? Давайте попробуем найти эту границу, когда общее становится ничьим и оказывается безвредным мусорить, портить и пачкать? Вот тамбур в подъезде возле вашей квартиры - общий или ничей? А двор? А улица? Город? Страна? Может быть природа ничья? Всё что угодно перестаёт быть общим ровно в двух случаях, когда у этого объекта появляется новый хозяин и/или когда старые хозяева отказываются от него, например, введённые в заблуждение новым хозяином.
Предела, когда общее становится ничьим нет, при условии наличия у большинства сособственников сознательности и рычагов для переубеждения несознательных. Понятно, что на имуществе, у которого мало сособственников проще и быстрее можно почувствовать пользу от вклада и/или вред от запустения. Однако превращение общего в «ничьё» по-прежнему наступает только от появления критического количества несознательных владельцев. Бывают люди, у которых и личная собственность в запустении, но мы же не заявляем, что личное – значит запустевшее.
Сейчас в восприятии очень многих людей все вещи разделились на «мои» и «чужие». Мы привыкли, что всё, что, условно говоря, нельзя положить себе в карман – не наше. И кажется, что так и должно быть, но при таком подходе вдруг становится сложно разобраться Родина-то всё ещё наша?
***
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.
Ставьте лайки, комментируйте и делитесь информацией с друзьями, если считаете, что эту статью должно увидеть больше людей.