Найти тему

Пётр Нестеров положил начало высшему пилотажу. Незаслуженно забытый юбилей

9 сентября 1913 года штабс-капитан Императорского военно-воздушного флота Пётр Николаевич Нестеров произвёл сложный манёвр, к которому давно готовился. Ровно 110 лет назад он на моноплане «Ньюпор» исполнил петлю в вертикальной плоскости, которую позже назвали его именем. А ещё её называют «мёртвой», потому что попытки исполнения подобного трюка заканчивались в то время разрушением аэроплана и гибелью лётчика.

Пётр Николаевич трюкачом не был. К выполнению петли он подошёл по-научному. Сделал точные математические расчёты, приняв во внимание все факторы: скорость, высоту, центробежную силу. И технику пилотирования - в отличие от исполнения фигуры на современных машинах, Нестеров выключал и заново включал двигатель, чтобы не перегрузить конструкцию самолёта. То есть подошёл к делу со всей ответственностью, во что не поверили высшие авиационные начальники. Штабс-капитана чуть было не арестовали за то, что он подверг риску дорогостоящее казённое имущество. И всячески критиковали «циркачество и акробатические излишества».

-2
Как и в случае с изобретением радио, первенство в исполнении «мёртвой петли» оспаривают европейцы. Якобы, первым манёвр исполнил известный французский пилот Адольф Пегу, и было это на неделю раньше – 2 сентября. На самом деле он показал в воздухе сложный пируэт, напоминающий букву «S», и некоторое время пробыл в воздухе вниз головой. Но до петли дело не дошло. Пегу несколько раз сделал её, но позже. А 14 мая 1914 года, на одной из встреч с поклонниками во время гастрольного тура по Европе, он лично признал с трибуны первенство Петра Николаевича.

Исполнением «мёртвой петли» Нестеров положил начало высшему пилотажу в авиации. Владение его фигурами спасало много жизней и выводило победителями лётчиков в схватках с менее искусным противником. Так что «трюкачество» русского офицера в небе было не напрасным.

Друзья, подписывайтесь на канал, и Вы узнаете много интересного из истории минувших дней!