Сочинение 13.3 (раньше 9.3) - это достаточно алгоритмичная, если уместно такое сравнение, работа, но предполагающая большую свободу пишущего в сравнении с 13.2
Вам предстоит прочитать текст, а потом объяснить предложенное понятие, ответить на поставленный в задании вопрос (напрямую связанный с понятием), привести один пример из текста, один из читательского/жизненного опыта и сделать общий вывод.
*** Кстати, в 13.3 не запрещается и второй пример приводить из прочитанного текста... 😉
☝️Здесь вы можете найти интересующую вас информацию.
Итак... ⤵️
Внимательно прочитайте предложенное понятие. Подумайте, что оно обозначает: черту характера, чувство, состояние, готовность к чему-то, умение или способность... А может, это понятие не связано с личностными качествами (настоящее искусство, драгоценные книги, общее дело, творчество...). Тогда подумайте, ЧТО делает искусство НАСТОЯЩИМ, а книгу ЛЮБИМОЙ.
Никогда не объясняйте понятие через формулу :
ПОНЯТИЕ - ЭТО КОГДА
ПОНЯТИЕ - ЭТО ТО, ЧТО
Подумайте, ЧТО обозначает дружба, героизм, мужество и пр.
➡️ Счастье - это ЧУВСТВО высшего удовлетворения жизнью.
Можно не выстраивать толкование через формулу --> ПОНЯТИЕ - ЭТО... Попробуйте объяснить понятие через характеристику, описание, перечисление ярких свойств.
➡️ ДРАГОЦЕННЫМИ можно назвать те КНИГИ, которые оказали на нас огромное влияние и навсегда остались в памяти и сердце.
*** Обратите внимание, как раскрывается понятие в тексте. Возможно, изображая ЗАВИСТЬ, автор показывает её составляющие на примере поступков своего героя. Или ЛЮБОВЬ обретает более конкретные очертания, если это любовь к РОДИНЕ.
Завершает вступительную часть сочинения КОММЕНТАРИЙ. Чаще всего это одно предложение, но написать его нужно особенно хорошо! 😉
Обратите внимание на ВОПРОС в задании 13.3.
Ответ на него может стать комментарием. Поделитесь своими мыслями, убеждениями, собственным пониманием важности анализируемого понятия.
Помните: писать следует о том, что вы сможете подтвердить как примером из прочитанного текста, так и примером из жизни (читательского опыта, истории, своей жизни или жизни других людей).
Как вы понимаете значение слова ПРЕДАННОСТЬ? В ЧЁМ заключается ЦЕННОСТЬ преданности?
👉 На мой взгляд, преданность - это едва ли не самое важное качество человека. Оно проявляется в абсолютном доверии и неизменной верности по отношению к тому, кто дорог. (Толкование понятия)
Я считаю, что преданность близких позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и легче переносить жизненные невзгоды и любые испытания. (Комментарий)
________________________
Центральная часть сочинения - это два примера, подтверждающих ваши рассуждения.
Старайтесь выбрать из прочитанного текста наиболее яркую иллюстрацию того, о чём вы написали в начале вашей работы.
Стоит обратить внимание на главного героя. Его поступки, мысли, внешность, а иногда и имя, данное автором, помогут вам быть убедительными.
Не забывайте, что вы пишете сочинение, поэтому не увлекайтесь пересказом!
Можно начать первый пример с предложения, где будут указаны 1)автор прочитанного текста;
2) герой, на примере которого вы будете рассуждать о дружбе/ героизме/ зависти и т.п.;
3) в той или иной форме само понятие.
👉 Севка Зайцев, герой текста Л.Куклина, испытал самую настоящую зависть.
Или так ⤵️
Потом вы КРАТКО (1-2 предложения) можете рассказать о поступке героя, где максимально проявилось то качество/чувство/ способность и пр., о котором вы написали в первой части своей работы. Обратите внимание на необходимость прочной смысловой связи между примером, который вы выбрали, и комментарием, сформулированным вами в начале сочинения.
Не забудьте о том, что вы пишете сочинение по прочитанному ТЕКСТУ, поэтому обязательно в свой краткий пересказ включите яркие цитаты или укажите номера предложений, над которыми работали, анализируя прступки/мысли/чувства героя.
Номера предложений можно указывать в скобках после того, как ваша мысль будет сформулирована. Цитирование не должно занимать значительную часть вашего примера! Можно сочетать цитирование с указанием номеров предложений. ⤵️
👉 Севка Зайцев "ленился учиться", поэтому успехи "отличничка-горчичничка" Владимира Брянцева вызывали у него обиду и даже гнев (предл. 39, 44, 46)
Или так ⤵️
Приведённый пример следует завершить небольшим пояснением/выводом.
В одном предложении нужно сказать о том, чем показателен тот случай (ситуация/история/факт/деталь), который лёг в основу примера.
Помните: вы доказываете™ мысль, сформулированную в комментарии!
_________________________
Второй пример вы тоже можете привести из прочитанного текста (баллы за это не снижаются😉), но попробуйте обратиться к своему опыту: читательскому или жизненному. Расскажите о том, что не только в прочитанном тексте есть подтверждение ваших мыслей.
Вспомните художественное произведение, где герой проявляет такое же чувство или обладает теми же способностями, что и герой анализируемого вами текста.
👉 Примером того, на что способен человек, поддавшийся чувству зависти, может служить произведение А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери". Два музыканта, два талантливых человека, два друга. Но зависть толкает Сальери совершить страшный поступок: он убивает Моцарта, не сумев принять то, что друг талантливее и с невообразимой лёгкостью добился большего.
Зависть, как мы видим, часто идёт рука об руку со злобой и даже жестокостью.
Или так ⤵️
_______________________
Завершить работу следует общим выводом.
👉 Оба примера стали наглядным свидетельством того, как страшна зависть. От неё страдают все, но прежде всего тот человек, который оказался во власти этого чувства.
Перечитывая работу, оцените, как соотносятся друг с другом комментарий в первой части сочинения, микровыводы, завершающие приведённые вами примеры, и общий вывод в конце работы. Они должны быть связаны общей идеей.
*** В статье приведены печатные примеры из сборника Г.Т. Егораевой "ОГЭ, Русский язык, 600 экзаменационных сочинений на отлично".