Но тяжёлый случай.
Тебе опротивела твоя работала. Бесят дети, скучны и неприятны коллеги. На работу идти не хочешь, внутри тяжесть: «О, боже, опять тащиться туда!»
Я испытывала подобное, и не один раз.
У меня был свой частный садик, бизнес, который неплохо держался на плаву. Но в какой-то момент всё обрыдло. Отводила ребёнка в школу и не хотела никуда идти. У меня работало несколько воспитателей, я не могла всё бросить и отнять у людей заработок. Но и продолжать эту тягомотину сил не было.
Выгорание бывает у всех – у руководителей, бизнесменов, «самозанятых», работающих в штате. От должности не зависит.
Не зависит от зарплаты, уровня ответственности/безответственности, власти, привилегий… Думаю, у Путина выгорание бывает ого-го!
Но жить надо, справляться с этим состоянием надо.
Как?
- Можно поменять среду. Способ радикальный: ты действительно всё бросаешь, наплевав на всех. Не факт, что поможет. Обязательства остаются невыполненными. Проблемы копятся. Помню, моя подруга студенческих лет, придя в состояние выгорания, плюнула на учёбу, экзамены, маму и ушла в многодневный поход. Результат можете представить.
Я тоже, в конце концов, закрыла садик, но это подсуетилась вселенная. Меня попросили освободить место, а нового я не нашла. Пришлось за короткий срок переделать кучу тяжёлой работы: всё собрать, что-то подарить, что-то продать, что-то увезти на хранение, вымыть и сдать помещение. Впереди не было ничего, но какой же свободной я себя чувствовала! Вот что значит выгорание.
Меняйте, бросайте – но будьте готовы к последствиям.
- Другой способ практикует моя близкая подруга. У неё серьёзный производственный бизнес. Куршавели она себе позволить пока не может, но съездить на пару-тройку дней на базу отдыха – вполне. Отключается от забот полностью. Дышит воздухом, приходит в себя. Ей помогает.
Наша директор поступает так же. Чтобы не бросаться на сотрудников, которые то косячат, то тупят, она ездит в отпуск несколько раз в году. Летом надолго, в течение года на недельку, и ещё зимой заграницу. И потом разруливает проблемы со спокойствием дзен-буддиста. Склочные родители, неадекватные дети, сбежавшие воспитатели, сломавшийся котёл на кухне за десятки тысяч рублей, проверка санэпидемстанции, очередной заскок Министерства образования… Директор просто методично всё это разгребает.
Не можете уехать, сходите в лес, пообнимайтесь с деревьями. Я хожу туда с собакой.
- Развивайтесь! Развивайтесь, друзья. Не стойте на месте. Болото внутри нас разрастается, если мы погрязаем в рутине.
У нас чуть больше 20 педагогов, которые постоянно находятся в школе и садике. То есть работают ежедневно. Выгорание – просто наше второе имя. Но одни активно занимаются творчеством, проходят курсы повышения квалификации, осваивают новые направления. А другие курсируют по маршруту «дом-работа», костерят жизнь, правительство, перемывают косточки всем остальным, разглядывают каталоги «Орифлейм»…
Пришла мне в голову мысль: может, это тоже их способ бороться с выгоранием? )))
Одна наша учительница в 60 лет ходит в студию рисования, ездит с внуками в Дом отдыха, ездит самостоятельно в путешествия по России, занимается в театральной студии для взрослых. И при этом ведёт класс. Это настоящий пример для меня!
Раз уж мы живём эту жизнь, давайте жить интересно.