Вступать в пространные рассуждения о творцах – сеятелях светлого, доброго, вечного и беспощадной цензуре, запихивающих их семена назад в... корзину, не хочу и не буду. Уж не обессудьте. Равно как не стану и нести банальщину о роли сатиры, поднимающей злободневные проблемы и обнажающей пороки человека и общества... Во-первых, незачем. А во-вторых, все и так всё понимают. Лучше сразу перейдём к любопытнейшим советским мультфильмам, которые, право слово, достойны просмотра.
«Баллада о столе», 1955 год.
Прежде чем рассказать о мультфильме, обратимся к истории. Достаточно всего раз, ибо кардинально мало что изменится, а последующие «оттепели» и «похолодания» не смогут перебить общего восприятия эпохи.
Итак, на дворе 1955 год. Большой мир лихорадит. Буквально на следующий день после Нового года в Панаме убивают полковника Ремона, французов гонят из Алжира, а папа римский Пий XII отлучает от церкви президента Аргентины... В Советском Союзе другие проблемы и задачи: организована первая советская комплексная антарктическая экспедиция под руководством Героя СССР Михаила Сомова, вводятся в эксплуатацию ГЭС, основан первый в мире космодром «Байконур»...
Ставки невероятно высоки. Однако великие прорывы коммунизма могут оказаться под угрозой из-за бюрократов и людей, занимающих не своё кресло.
Именно такого человечка – услужливого, никчёмного и пустого – демонстрирует советский мультфильм. Товарищ пролизал дорожку наверх и получил заветный стол, хорошо. Но что дальше? А дальше «бумага шуршит – работа стоит».
«Жил-был Козявин», 1966 год.
Часто, ох часто слышу ставшую легендарной стоку из стихотворения Николая Тихонова. «Гвозди бы делать из этих людей», – говорят знакомые, подразумевая несгибаемость, стойкость и самоотверженность. Комплимент, значится, хотят сделать. Беда в том, что произведение 1919 года не совсем про это. Или даже совсем не про то. Неоднозначности и недосказанности в нём много, но лейтмотив понятен любому, кто прочитал стих полностью: бездумное выполнение приказа.
В мультфильме как раз такой «гвоздь» – конторский служащий, настоящий робот, не задающий вопросов. Вот поручили ему узнать, где Сидоров, и указали направление поисков. И будьте уверены, «гвоздь» не собьётся с курса и обогнёт земной шар, приставая к встречным-поперечным с вопросом: «Вы Сидорова не видели?»
«Человек в рамке», 1966 год.
Мультфильм знаменитого режиссёра, художника и сценариста Фёдора Хитрука (1917-2012 гг.) о карьеристах, стремящихся любыми способами подняться по служебной лестнице и вместо дешёвой деревянной рамки заполучить позолоченный массивный оклад.
Когда такие люди достигают всего и взбираются на вершину пирамиды, им уже не до копошащейся внизу «черни». По дороге товарищи умудрились растерять всё человеческое, даже любовь и страсть они положили на алтарь собственным непогрешимости и величию.
И когда в ночи за окном слышен крик помощи, самый важный портрет просто переворачивается лицом к стенке.
«Шкаф», 1971 год.
Полное название – «Калейдоскоп-71: Шкаф». Короткометражка из советского телеальманаха показывает человека, полностью отгородившегося от окружающего мира. Неважно, что стало первопричиной: страх, неловкость или нежелание перемен. Главное – герой мультфильма уподобился африканскому страусу, зарывающему голову в песок.
Примечательно, что персонажа никто не неволит, он сам загоняет себя в тесные рамки. С муравьиным упорством, ежесекундно человек уменьшает границы восприятия. В конце концов он окукливается, полагая своё состояние истинной «зоной комфорта». Так новый шкаф превращается в гроб. И это сравнение станет ещё более верным, когда снаружи постучат ядерной дубиной.
«Стеклянная гармоника», 1968 год.
А это уже тяжёлая артиллерия. Мультфильм Андрея Хржановского долго был запрещён. Не спасли даже вступительные титры, поясняющие, что речь идёт о западном буржуазном обществе и пороках капитализма.
Не скажу, что режиссёр перемудрил, напротив. Картина хороша тем, что в этом ворохе образов и сюжетных поворотов можно углядеть параллели и отсылки практически к любым эпохе, обществу и явлению. Всё зависит исключительно от образованности и испорченности зрителя (не секрет, что очень часто два определения идут сообща и становятся едва ли не синонимами).
Люди – всего лишь винтики в огромной машине. Но будет ли она работать, если винтики испорчены? Если развращённый золотыми кругляшами гражданин – уже и не человек, а тварь с картин Босха?.. Одновременно автор оптимистично утверждает, что даже чёрной кляксе можно вернуть достойный облик. Где только взять волшебную гармонику?
Подготовил Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#мультфильмы
#сатира
#подборка
#ссср
#бюрократия
#цензура
#шкаф
#анимация
#история