Вечером позвонил Олег.
-Ты когда собираешься приезжать, тут какие-то непонятные слухи.
Я работал на аэродроме и в выходные уезжал дамой. Работа интересная, хоть и тяжелая. Обычно я уезжал утром, но теперь решил подстраховаться и поехал вечером. На аэродроме все было спокойно.
Утром тоже все тихо, но после построения начался небольшой ажиотаж, вроде должны куда-то лететь. Я сначала даже не придал значения, занимался своими делами и вдруг...
-Ну, что иностранец полетишь домой?- я опешил.
Техник звена, мой шеф, всех называл "иностранцами", а после развала Союза, таких было половина.
-Как, летим в Россию?
-Да, вроде намечается командировочка!
-А куда?
-Да, вроде Воронеж. Иди возьми все необходимое.
Я конечно не поверил, но сходил, взял мыло, щетку, пасту - нищему собраться - только подпоясаться. Возвращаюсь.
-Ну, думаю,- разыграли черти. В авиации это запросто.
Смотрю, а мой борт уже загружен. Делааа!
Шеф только показал где-что лежит. Вижу и второй борт уже готовый.
-Летишь один, на два борта. Если что, "бортачи" помогут. "Специ" тоже по одному летят. Главное, не расслабляйся, ты мужик опытный, всё получится!
А тут и экипажи подошли. Запуск. Выруливаем. Взлет, набор высоты и вперёд.
Лететь час с лишним.
Прошло почти двадцать лет, как я был на Родине и вот скоро, совсем скоро, за столько лет прикоснусь к родной земле. Как-то незаметно пролетело время, уже пенсия, а вроде не жил. Сначала служба, семья, гарнизоны, аэродромы, вот уже и пенсия. Сколько ночей бессонных мечтал о поездке на Родину. И вот...
После развала Союза, после сумасшедших девяностых, страшных цен, выехать было просто не реально.
Начиналось все в школе. Наша компания; пять парней, дружили ещё с первого класса. Витёк был отличником, а мы все остальные, мечтали стать военными. Виной тому был наш военрук, молодой всегда модно и элегантно одетый. Любовь всех девчонок и зависть ребят. Его рассказы о службе, о тревогах, о маршах, стрельбах, нас завораживали. Поэтому, а может по зову сердца, многие из нас подали заявление в военные училища. И некоторые даже поступили.
Ещё в нашей компании был Вася, мечтающий об археологии и всегда находивший что-то старинное, древнее, загадочное. И от него, мы узнавали об истории родного края в различных предметах старины, которые он доставал неизвестно откуда.
Любовь к Родине, к своему краю у нас воспиталась и впиталась на всю жизнь. Ведь у каждого человека воспитывается эта любовь. Первая любовь, первый поцелуй, первый заработок, все это нас связывает незримой нитью с милым нашим домом, с нашей улицей, с Родиной!
А я всегда мечтал о самолетах. Сначала книги - Водопьянов, Каверин. Потом фильмы. После окончания школы, пошёл работать на авиазавод. Проработал полгода. Получил повестку в армию. До самого приезда в часть не верил, что буду служить в авиации. Только когда увидел настоящий самолет - поверил!
Мои воспоминания прервал Серёга - радист.
-Слышь, Андреичь, границу пролетаем, уже считай на Родине!
-Так это-ж надо отметить!
Я достаю заветную бутылочку. Разлили. Выпили по-полтиничку. Ребята запасливые, закусили. Летим дальше.
Вот уже и снижение. Мы прильнули к иллюминаторам. Внизу проплывают поля, реки, леса. В лесах чёрными пятнами - очаги пожаров, деревья почти без веток, стволы чёрные обугленные. Страшная картина, даже с высоты. А высота все ниже. Мы уже на посадочном курсе. Садимся, заруливаем. Стоп!
Выходить не разрешают-граница.
-Сейчас таможня проверит - посмотрите.
После обязательного осмотра, командир уходит оформлять бумаги, а мы остаемся около самолёта. Аэропорт совсем небольшой, как в каком-то райцентре.
Возвращается командир.
-Работать будем с другого аэродрома. Сейчас перелетаем.
Мы загружаемся.
-Командир, далеко лететь?
-Двенадцать километров.
-Влет-посадка!
Запуск, взлетаем.
Так, я ещё не летал.
Набор высоты и с разворота, почти вертикально вниз. Снова посадка.
Мы на месте!
-Командир, заправка будет?
-Уже на подходе.
Подъезжает заправщик. Я заправляю, осматриваю. Подхожу к командиру. Он смотрит вопросительно, я киваю - порядок.
- Только водой заправить и можно работать.
Он уходит на КП. Мы осматриваемся, знакомимся с местным технарем. Вадим, старожил аэродрома, показывает, где можно взять оборудование, необходимое для обслуживания самолёта.
Возвращается командир.
-Летим! Сейчас заправят водой и вперёд.
Вскоре подъезжают две КПМки с водой. Заправляемся по полной. Техник по АДО(авиа-десантное оборудование) - контролирует.
Полетели!
Мы ждём. Вадим рассказывает про аэродром. Подходят ещё люди. Оказывается помощники, будут помогать нам. Знакомимся. Только как они собрались помогать, если самолёт видят первый раз, так близко. Ну ничего, научим - покажем. Наука не сложная.
Кроме нас на аэродроме работают "Илы"- громадные самолёты и "Кашки"- вертолеты. Пожары в тот год были серьезные - горело кругом.
Наш борт уже сел, заруливает. Стоп! Выходит экипаж.
-Пожары серьёзные, придётся поработать!- командир хмурится.
Замечаний по технике нет. Осматриваю - все в норме, правда передний пневматик уже на подходе. Ну да нечего, хватит пока. Подъезжает ТЗ - заправка.
-Не полная!-кричит штурман.
Понятно, значит пожар где-то рядом. Самолёт готов. Ждём команды.
Тихо. Подходят местные рассматривают, спрашивают. Знакомимся.
Постепенно начинает смеркаться. Подходит командир.
-Давай зачехляй. Ночью не летаем.
Я осматриваю, ещё раз всё проверяю, а как-же - авиация! Зачехляю оба борта. Все готово. Едем на ночлег. Пока доехали, умылись. Ужинаем уже по темноте. Кормят отлично. Теперь спать. Завтра подъём в шесть.
Утром снова на аэродром.
И началось! Два борта, а я один как Фигаро!
Один взлетает, второй садится. Пока заправил, осмотрел. Уже снова в полёт. Этот выруливает, первый на посадке. И так целый день.
Первые три дня промелькнули, как один. Экипажи периодически меняются.
А жара стоит под сорок! Местные организовали все отлично. Заправщик около нас постоянно. Откопали какую-то старую трубу с водой. Теперь вода тоже на месте. Не надо машины гонять. Заправили и водой. Восемь тонн не шутка!
Обливаюсь из шланга, теперь не так жарко. Снова запуск, очередной вылет. Я стою впереди - смотрю. Командир показывает - первый. Запускается первый двигатель. Огромные лопасти, почти пять метров в диаметре. Сначала медленно, как будьто нехотя, начинают вращаться, но через минуту уже гудит - рубит лопастями воздух. Потом запускается второй. Прогрев и вперёд. Медленно переваливаясь, выруливает на взлётную полосу.
Выравнивает. Максимал. Рёв, разбег и отрыв. Влёт!
Провожаю взглядом, но расслабляться некогда, на посадке второй.Готовлюсь встречать. И так до самого вечера.
День за днём. Видимо сильно горит вокруг.
В один из таких дней, Серёга подменил меня, и я смог слетать - посмотреть.
Заправились. Проверка. Летим! Я около иллюминатора наблюдаю.
Очаг пожара за сто километров. Летим на высоте шестьсот метров вдоль шоссе. В иллюминатор всё прекрасно видно. Движение на шоссе оживлённое. И вот на горизонте показался столб дыма. Направляемся туда.
Снижаемся. Первый проход пристрелочный. Командир со штурманом определяют, с какой стороны удобней зайти на сброс. Внизу вижу - пожарные и милицейские машины, люди мечутся.
Внезапно огонь перекинулся на кроны сосен и огромное пламя вспыхивает огненным шаром! Жар, кажется, достаёт даже до нас. Вираж, еще вираж, выравниваем. Всё -на боевом!
Самолёт летит строго по прямой, со снижением. В иллюминаторе мелькают верхушки сосен и елей. Все ближе, ближе, кажется сейчас коснемся.
И вот хлопают створки - сброс! Восемь тонн падают прямо в огонь!
Самолёт набирает высоту и с креном отваливает. Смотрим назад - дым белый, значит попали точно!
Если - чёрный, промазали!
После нас белый!
Возвращаемся на базу. Самолёт после сброса воды лёгкий, кидает в потоках. Заглядываю в кабину, все расслабились. Правый лётчик за штурвалом, командир со штурманом расслабились.
-Ну как?-спрашивают.
-Круто! Что и говорить! Честно говоря, испугаться не успел. Все так стремительно!
- Скорость триста, высота пятьдесят!
Я про себя думаю, если я на своей машине разгонялся до ста пятидесяти - страшно! А тут триста! И запас высоты, всего пятьдесят метров! Филигранная работа!
Летчики работали, как на войне. По пять, а то и по семь вылетов за день.И каждый раз, как на экзамене.
Напряжение всех сил - и моральных, и физических. Удержать такую махину в пятидесяти метрах от земли, да ещё попасть точно в очаг пожара!
Конечно сказывалось мастерство и опыт, но самое главное холодный расчёт и уверенность. Недаром у летчиков, всегда много различных наград - заслуженных!
Постепенно интенсивность полётов снижается. Побеждаем мы огненную стихию!
И вот уже неожиданно перерыв, достаточно большой, можно даже вдремнуть. Сдаётся огненный дракон, не устоял! И однажды командир обьявляет:
-Завтра, все с вещами на аэродром!
-Командир, домой?
-Нет, в Москву, за награждами!
-Так мы не готовы, нет приличной одежды, одни "комбезы"!
-А вы не переживайте, мы будем там не одни.
И тут подъезжает автобус, из него выходят несколько человек солидной внешности. Выгружают какие-то ящики и грузят в наш самолёт.
Благодарность!
Накрываем импровизированные столы. Садимся, отметить успешное завершение нашей командировки. Посидели, выпили. Когда вышли на перекур, я поинтересовался,
- Что нас так долго не вызывали?
-Ты знаешь, Андреичь, мы в возможностях авиации, очень сомневались. Ты видел.
У нас тут "Илы" и "КАшки" работали. "Ил" берёт почти сорок тонн, но выливает с высоты сто метров.
Ниже нельзя! Получается дождь, который, ты сам понимаешь, особо огню не помеха. "Кашка"- три тонны целит, попадёт не попадёт.
А ваши "драконы" в первом полёте парой, как дали!
Мы с наземниками, когда приехали проверить, не только огня, дыма не нашли! Поразительно! Что у вас за техника?
-Техника у нас хорошая, а люди еще лучше!
Мы улыбаемся
-Да, техника интересная! Мы честно говоря, не ожидали!
Ваши пилоты просто - асы!
-Вам, спасибо за помощь! Ребята помогали - и заправлять, и с оборудованием. Стремянку нашли такую, как надо, и топливом, и маслом. Вопросы решали. Вот так и надо выручать друг друга!
На следующий день был перелёт.
Взлет! Проход над полосой, помахав крыльями, и в небо!
Москва нас встречала радушно! Обильный обед! Экскурсия по Москве, потом ужин. Ночевали каждый в отдельном номере, на семнадцатом этаже.
Вид из окна, как из самолёта! Ночью - красота! Весь город в огнях! Зрелище незабываемое!
Утром подъем, завтрак и на аэродром. Там уже всё приготовлено для награждения. Курсанты академии МЧС, охрана кругом. Генералов - тьма, не говоря уже о полковниках.
Ждали премьера! Пока ждали, побщались с французами. Они тоже тушили пожары. Посмотрели их самолёт, они наши. Были еще белорусы, азербайджанцы. Эти на вертолетах.
Прилетел премьер. Нас построили в шеренгу.
Премьер сказал приветственное слово - благодарил всех, кто боролся с огнем, затем вручал ценные подарки - часы командирам.
Техсостав, поздравлял министр МЧС.
Потом фотографирование с премьером. И на фуршет!
Столы были накрыты в большой палатке. Все заходят и стараются встать с краю. Когда я зашёл, места оставались только в центре, а в центре стоял премьер со свитой.
Я смотрю на него, он рукой показывает - проходи не стесняйся! Я показываю, что мол в "комбезе"- неудобно. А он рукой маханул - пойдёт! Ну я и прошёл! Стою напротив самого.
Он поднял бокал, сказал тост. С французами чекнулся шампанским, и смотрит с кем ещё?
А тут я! Бокал у меня наполнен и я через стол протянул руку! Так с самим премьером чекнулся шампанским!
Наши потом долго подтрунивали,
- Ну ты старый, даёшь!
Потом был прелёт. Торжественная встреча в столичном аэропорту.
Вечером мы уже приземлились на своём аэродроме. Это был 2010 год.
Так закончилась эта командировка.
Так через двадцать лет я побывал на родной земле!
14