Петергоф это прежде всего фонтаны и дворцы, даже улицы там называются как при императорах: Разводная, Правленская, разумеется не все прежние названия сохранились, но вблизи дворцово-паркового ансамбля свято оставлено, как было. Вот только сквер Знаменова появился, но ведь тоже в честь многолетнего сотрудника музея-заповедника назван (Вадим Валентинович Знаменов был генеральным директором ГМЗ "Петергоф" с 1974 по 2008 г.), к тому же ранее сквер был безымянным. Так думала я, идя на встречу с начальником экспозиционной службы Государственного музея-заповедника "Петергоф" Нино Бежановной Вахания, чтобы поговорить о первом директоре заповедника Николае Ильиче Архипове - неутомимом и, пожалуй, самом главном исследователе Петергофа, при котором первое возрождение задуманной Петром Великим резиденции произошло.
"Он нам всё дал!" - воскликнула Нино Бежановна, когда заговорили о Николае Ильиче. Поводом вопросов стала любезно подаренная мне книга о Николае Ильиче Архипове, изданная в 2017 году к 130-летию со дня рождения первого директора музея-заповедника. Это издание открывало "Петергофскую летопись", задуманную Еленой Яковлевной Кальницкой в годы её работы в ГМЗ. Электронный вариант книги можно прочесть-скачать на сайте ГМЗ https://peterhofmuseum.ru/assets/files/20170904/d31f3f8b1f758a51bf5a5c633e53da57.pdf
О жизненном пути Н.И.Архипова писала некоторое время назад см. https://dzen.ru/a/Y7vdLVHuW0YfUB7u С тех пор знания мои обогатились прочтением новых материалов, например, узнала, что для поступления в университет 17-летнему Николаю пришлось уволиться из крестьян. Увольнительное свидетельство № 1288 выдали "июня 28 дня 1905 года волостной Старшина В.Евдокимов. Волостной писарь М.Травин". Позднее Николай Ильич, вспоминая студенческие годы, отмечал разнообразие литературной и художественной жизни столицы, и особенно привлекавшей его театральной. Однако, помня о том, что он в семье старший, от возможной благодаря врождённому артистизму, привлекательной внешности и владению риторикой театральной карьеры отказался в пользу более консервативной, с надёжным заработком стези преподавателя.
Получив направление на работу в Вытегру в 1912-м году, уже женатым на выпускнице Петербургского Учительского Института Таисии Павловне урождённой Соколовой, Николай Ильич преподавал географию и историю в Вытегорском реальном училище. В 1912-м в Вытегре проживало около 6 тысяч жителей, кроме Реального училища действовала Николаевская женская гимназия и Вытегорская учительская семинария. Впервые стоящее на торговом пути Великий Новгород - Шексна поселение упоминается в летописях в 1496 году, с 1773 года по указу Екатерины II переименовано в город, с 1776 года Вытегра - административный центр Вытегорского уезда.
С конца XIX века Вытегра была местом политической ссылки. Уроженец этих мест известный крестьянский поэт-символист Николай Алексеевич Клюев (1884 -1937), за агитацию Крестьянского союза в 1905-07 годы отсидевший полгода в Вытегорский и Петрозаводской тюрьмах, постоянно проживал в Вытегре.
В 1911 году вышел первый сборник стихов Клюева "Сосен перезвон". А.А.Блок отозвался о поэте как о «провозвестнике народной культуры». Безусловно в Вытегре Клюев был значительной, хотя и несколько скандально известной фигурой. Религиозность его стихов и отрицание города, как погубителя деревни, находили отклик в культурной среде. Николай Ильич Архипов был совершенно иным - доброжелательностью и порядочностью он завоевал уважение коллег, обрёл авторитет у горожан. Благополучная семейная жизнь, в августе 2014-го родился сын Илья, и преподавательская среда диктовали умеренность и осмотрительность.
Всё изменил 1917 год. Революцию Архипов принял с энтузиазмом. Вместе с творческой молодёжью города затеял выпуск газеты, ставшей центром культурной жизни Вытегры. Сближение с Клюевым, так же поддержавшим революцию и верившим в "справедливость, равенство, братство, идеалы" было естественно и неминуемо. Сложный язык его стихов Архипов, привыкший читать древне-русские рукописи, воспринимал легко и помогал Клюеву в редактировании и пересылке стихов в издательства. Клюев, благодаря своим связям, помог выжить семье Архипова в голодное время Гражданской войны. Николай Ильич оставался верен этой дружбе до конца несмотря на арест и последующий расстрел Клюева в октябре 1937 года.
Ну а в 1918-м Николай Ильич, искренне поверивший в благие намерения новых властей, стал кандидатом в члены РКП(б), а спустя год в 1919-м членом партии и выполнял ответственные поручения, требовавшие эрудиции и честности. Он заведовал Подотделом Охраны Памятников старины, руководил изъятием церковных ценностей в 1922-м году, благодаря ему часть произведений искусства была спасена от уничтожения и потом стала основой Краеведческого музея вместе с коллекцией флоры и фауны края, собранной энтузиастами - супругами Винницкими. Музей существует поныне и там Архипова считают одним из его основателей. Благодаря энергии Архипова в Вытегре появился ряд других культурных организаций, включая театр.
Сотрудничество Архипова с новой властью вызвало ненависть обеспеченного населения Вытегры. Получив угрозы, летом 1923 года Архипов с больной женой и сыном перебирается в Петроград, где принял должность директора школы рабочей молодёжи Московско-Нарвского района, а через год его назначают помощником Главного хранителя Петергофских дворцов-музеев.
Хотя новая власть провозгласила, что именно она впервые открыла двери царских резиденций народу, внимательный посетитель Эрмитажа может прочесть на доске перед входом в Малый Эрмитаж написанные ещё в XVIII веке Екатериной II Правила посещения Эрмитажа. Лица, получившие пропуска в Дворцовом Управлении, могли осматривать и другие царские резиденции во время отсутствия там монаршей семьи.
В Петергофе посетители допускались в Большой дворец и Монплезир, а дворцы в парке Александрия были закрыты как личные владения царской семьи. В дворцовом штате сохранялась должность архитектора, в обязанности которого входило следить за состоянием фонтанов и строений и проводить необходимые ремонты.
После февральской революции идея превратить царские резиденции в музеи, к счастью, возобладала, а пока большой проблемой было сохранить их от разграбления.
Весной 1918 г. главным хранителем Петергофа был назначен Фёдор Густавович Бернштам (1862 - 1937) - художник и архитектор, в прошлом директор библиотеки Императорской Академии художеств, искусствовед и общественный деятель, редактор журналов, компетентный и ответственный специалист, к тому же известный художник-иллюстратор, действительный член Императорской Академии художеств. Среди его архитектурных проектов — дворцы, соборы, дачи, надгробия известных людей.
При Бернштаме открылись дворцы Петергофа для посетителей: 18 мая 1918 года 500 человек с транспарантами и флагами прошли по залам Большого дворца. Также открылись экспозиции в Марли, Монплезире и Эрмитаже. Более двух тысяч экскурсантов посетили Петергоф в первое лето. Штат сотрудников был немногочислен, а обязанностей много больше их возможностей: проведение экскурсий, слежение за сохранностью памятников, а главное, опись дворцового имущества - кропотливая работа, требующая терпеливого многочасового труда и знаний. Героическими усилиями работников первого состава были осуществлены обмеры и описания содержимого Большого дворца и его кладовых, Коттеджа, Собственной дачи, Соснового домика (ныне несуществующего), Фермерского дворца, да ещё полная опись свыше 2000 живописных полотен, частично был разобран архив. Эта действительно героическая работа происходила в трудных условиях, так о Бернштаме прочла, что, работая в неотапливаемых помещениях, он отморозил руки. Под руководством Бернштама была восстановлена работа фонтанов, одновременно он был одним из организаторов библиотечных курсов в Петергофе и при Государственной Публичной библиотеке. В 1919 году Бернштам разработал шрифты для «библиотечного письма» и карточки «подвижных каталогов». В 1924 году Бернштам перешёл на работу в отдел искусств Государственной Публичной библиотеки.
В 1924 году после ухода Бернштама новым главным хранителем был назначен один из сотрудников первого состава Владимир Кузьмич Макаров (1885-1970), к тому времени уже ставший директором Гатчинского дворца-музея. Кардинально поменялся состав сотрудников: вместе с Семёном Степановичем Гейченко (1903-1993), Анатолием Владимировичем Шеманским (1904 - 1942) *), Татьяной Васильевной Сапожниковой (1890-1970) **) и Николаем Петровичем Удалёнковым (1881-1948) ***) в Петергоф пришёл Н.И.Архипов. Осенью того же года он был назначен Главным хранителем Петергофа, поста директора тогда ещё не было. Под его началом собрались люди, знающие музейное дело и имеющие несомненную тягу к нему. Можно сказать, что Архипов, наконец, нашёл дело всей жизни. Музей и его хранитель соединились. Одновременно началась голгофа Николая Ильича.
Первым испытанием стало наводнение, обрушившееся на город 23 сентября 1924 года. Как выглядел город показано в сборнике фотографий того времени
Огромный ущерб, нанесённый Нижнему парку, потребовал безотлагательных ремонтных работ: нужно было остеклить пострадавшие Монплезир, Марли, Эрмитаж, расчистить заиленные фонтаны. К счастью в одном из фрейлинских домов Архипов и Гейченко обнаружили чудом сохранившиеся архивы - документы XVIII-начала ХХ века за всё время строительства петергофской резиденции, включая чертежи выдающихся зодчих, работавших в Петергофе.
Бесценный архив был перенесён в кабинет Николая Ильича и тот вечерами после работы до поздней ночи разбирал, читал и систематизировал архив, подписывая каждый прочитанный документ, и только после этого последовательно и методично передавал бумаги в Государственный Исторический архив, где их можно найти и теперь. С этого момента все реставрационные работы производились на основе изучения архивной документации.
Таким образом была заложена основа научной реставрации памятников, которой пользуются реставраторы всего мира.
Обаяние личности Николая Ильича, его энтузиазм, умение сплотить коллектив и организовать работы максимально эффективно дали потрясающие результаты. Отмечая годовщину директорства Архипова сотрудники написали: "Уважаемый Николай Ильич! Год с небольшим, в течении которого пробыли Вы во главе нашего учреждения; но и за это короткое время, что мы проработали с Вами вместе, мы всё-таки успели узнать Вас и оценить, как должно. Впервые за время существования Петергофских Дворцов-Музеев мы увидели, что во главе стал человек с определёнными взглядами, поставивший себе определённую цель, и почувствовали, как темп работы стал живее и определённее; и в этом мы сами почерпнули новую энергию и новые силы".
Продолжая сплочённо работать, коллектив ГМЗ к действующим музеям добавил Коттедж, Екатерининский корпус Монплезира, Ольгинскую половину Большого дворца. Печатались исторические справки о Петергофе и научно-популярные издания для посетителей.
Однако политическая обстановка в стране менялась, колебалась и отнюдь не в сторону сохранения музейных ценностей. Городская Администрация считала, что дворцы Романовых следует использовать "более рационально": музеи закрыть и отдать здания во владение другим организациям.
Ещё больший гнев, в том числе части населения Петергофа, вызывало стремление Архипова вернуть Верхнему саду его первоначальный облик - задуманный в XVIII веке французский парк и огород для снабжения дворца. Огород был ликвидирован ещё при Анне Иоанновне, а красивейший французский парк после Николая I, предпочитавшего Петергоф другим резиденциям, постепенно зарастал, за ним не следили должным образом. К середине XIX века густые заросли сирени прославили Верхний сад, и к ним привыкли. Когда в 1925 г. были начаты работы по перепланировке больших партеров в Верхнем саду согласно планам П.-А. де Сент-Илера и для воссоздания первоначального замысла начали валить вековые деревья на месте будущих боскетов, пошли письма и жалобы уже массово. Аналогичные работы велись вокруг Марли и в других частях Нижнего парка. В конечном счёте это преобразило Петергоф - из "романтично доживающих" регулярные парки, особенно вкупе с возвращённой в годы правления Николая Ильича парковой скульптурой они превратились в прекрасный "второй Версаль", о котором лишь мечталось Петру Великому.,
В 1930-е административное давление усилилось, в Нижней даче на берегу залива, где родился долгожданный наследник Николая II Алексей Николаевич, устроили дом отдыха работников НКВД, в части комплекса Монплезира - однодневную базу отдыха. К счастью в другой части успели срочно начать реставрационные работы, приостановив таким образом полное разрушение интерьеров. Попытки Николая Ильича переубедить руководство, стремившееся преобразовать заповедник в парк культуры и отдыха на манер американских парков, объясняя, что там иная история и монарших резиденций просто не было, да и быть не могло в силу иного развития страны, а у нас ожерелье великолепных дворцов - драгоценная историческая реликвия, которую необходимо сохранить, результата не принесли. Скорее это даже дало обратный эффект...
Да и как могло быть иначе во время, когда ударными темпами шла коллективизация в деревне, а в городах, развивая промышленность, направо и налево распродавались накопленные веками художественные ценности для того, чтобы купить за границей необходимое оборудование. Опасно было что-то возражать против этаких продаж. Должности директоров музеев и хранителей коллекций становились смертельно опасными, многие музейщики пострадали в этот период. Не избежал ареста и Николай Ильич. Трудно сказать, что стало непосредственной причиной ареста. Хотя авторитет Архипова был очень высок, а популярность фонтанов постоянно росла, в годы борьбы с политической оппозицией возникло "дело музейных работников" и репрессии настигли не только директора, но и его коллег - сотрудников музея в роковом 1937 году. Были и те, кто предал Николая Ильича, ему и это довелось пережить.
Архипова отстранили от руководства, исключили из партии и арестовали. Решением тройки от 6 октября 1938 г. он был осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей за "контрреволюционную деятельность". Среди пунктов обвинения отмечалась и дружба с "кулацким поэтом Клюевым". Срок Николай Ильич отбывал в Соликамбумстрое, там из-за непосильных условий с ним случился правосторонний паралич. Благодаря профессионализму лагерных врачей - коллег по заключению и воле к жизни самого Николая Ильича удалось вернуть подвижность и даже каллиграфический почерк восстановить, что позволило ему по истечении срока в 1942 году уже на поселении, когда жизнь в столицах ему была запрещена, устроится делопроизводителем в Муллинском райпромкомбинате. Случайно в одной из книг научной библиотеки Нина Бежановна Вахания, готовясь к встрече со мной, обнаружила записку Николая Ильича. Образец красивого чёткого почерка, сохранившегося несмотря на перенесённые невзгоды, см. на фото
В дополнение к рабочим обязанностям по поручению профсоюза он проводил "разъяснительные читки газет и беседы о важнейших политических и военных событиях" с сотрудниками швейного производства.
Одновременно с Архиповым были арестованы и его сотрудники.
А.В.Шеманский после отсидки ушёл на фронт и погиб. С.С.Гейченко пришлось уволиться из Петергофа, не раз менять места работы, и всё же по ложному доносу его арестовали в 1941-м году. Испытав лесоповал, через 2 года он воспользовался возможностью освободиться из заключения добровольно вступив в штрафбат, дважды был ранен, остался без руки, до конца жизни ходил с пулей в ноге. После войны Гейченко был всего 41 год, но он писал, что уже чувствовал себя глубоким стариком. В воспоминаниях Гейченко есть и запись о встрече с Архиповым, уже после освобождения Николая Ильича. Гейченко пишет, что увидел старого-старого, заросшего бородой, седого человека. Они обнялись, заплакали, а успокоившись проговорили всю ночь, уговорив соглядатая уйти за стакан спирта.
Николай Ильич был уже очень одинок: жена Таисия Павловна скончалась вскоре после его ареста, её, как мог, поддерживал-подкармливал, а потом и похоронил С.С.Гейченко. Даже невозможно себе представить, каких усилий это потребовало. Единственный сын Архипова Илья, во время ареста отца студент, не отказавшийся от родителя несмотря на угрозы, погиб при защите Ленинграда в 1942 году. Оставались младшие сестры, о которых Николай Ильич, чувствуя себя старшим в семье, заботился, с 12 лет работая репетитором в более обеспеченных семьях. Переписка с Семёном Степановичем Гейченко, продолжавшаяся до конца жизни, поддерживала Николая Ильича в его одиночестве.
Когда после освобождения жестоко разрушенный Петергоф лежал в руинах, и решался вопрос о возможности восстановления дворцово-паркового ансамбля, не последним аргументом в пользу воссоздания сыграло то, что человек, досконально изучивший дворцовые ансамбли, жив. Во всяком случае это дало повод хлопотать за возвращение Николая Ильича. Письма академика И.А.Орбели, начальника Госинспекции по охране памятников при Главном архитектурном Управлении, одного из инициаторов возрождения дворцов, Н.Н.Белехова и других крупных специалистов, хорошо знавших Николая Ильича по довоенной работе, полетели в инстанции. Ждали возвращения Архипова на пост директора и оставшиеся в живых сотрудники музея в Петергофе, переименованном в тот период в Петродворец. Однако от административных постов Николай Ильич категорически отказался, избрав научную работу.
Он и не предполагал, какие препятствия у него возникнут, как бывшего политзаключённого по возвращении в Ленинград. Несмотря на то, что знания Архипова были остро востребованы на восстановительных работах, ему было запрещено жить не только в Ленинграде, но и в пригородах. Лишь в Гатчине удалось устроиться на работу в Гатчинский музей, откуда с риском для себя, выезжал для консультаций в Петергоф нелегально. Через три года скитаний Архипов был вынужден переехать в Новгород, где заведовал архивом проектно- восстановительных мастерских, потом перешёл на работу в Новгородский областной музей. Хлопотать за него продолжали, в то же время, несмотря на бесценный вклад в восстановительные работы древне-русских памятников Новгорода, интеллигентность и высокий профессионализм Архипова вызывали зависть и ненависть малообразованных личностей, зачастую назначенных на административно-надёжные должности. Только заступничество актёра Алексея Денисовича Дикого (1889-1955), бывшего сокамерника Николая Ильича, лауреата пяти Сталинских премий, сыгравшего после отсидки вождя народов в нескольких фильмах, случайно оказавшегося в Новгороде с концертом и дружески поприветствовавшего Архипова, спасло Николая Ильича от угрозы увольнения из музея, что лишило бы его средств к существованию.
Вернуться в Ленинград Архипов смог лишь в июле 1953 года и сразу был зачислен в штат Госинспекции по охране памятников, окунувшись в чтение архивов Петергофа, когда-то им же переданного в ЦГИА. Но и тут голгофа Николая Ильича продолжалась: так как должности старшего научного сотрудника для него "не оказалось", он был зачислен бригадиром строительных рабочих с соответствующим графиком работы. Словом, преграды и всякого рода унижения преследовали его до конца жизни. Даже реабилитирован Архипов был только посмертно по ходатайству его второй жены Анны Васильевны - вдовы репрессированного известного архитектора А.А.Юнгера, с которой Николай Ильич познакомился во время работы в Новгородском музее.
Историки знают, что такое архивная работа, это труд, который можно сравнить с поиском иголки в стоге сена, вот, например, один из источников информации - камер-фурьерский журнал. Рядом с императорским кабинетом в Большом дворце за роскошно-декорированным столом сидел человек с хорошим почерком и фиксировал все происходящее. Кто входил к императору, сколько времени продолжалась беседа, какие указания последовали, когда-куда выходил император, что кому дарил или кем назначал, что сказал или кого позвал, словом каждый шаг, включая погоду и появление царской собачки. В журналах фиксировалось, во сколько проснулась императрица, когда поехала пострелять, что подавали к столу. Просматривая эти записи, исследователь ищет и порой находит какие-то важные детали, проводя за этим кропотливым изнуряющим занятием часы, дни, месяцы... К счастью в бытность директором Николай Ильич уже читал архив, а потому знал, что и где искать, тем не менее поражает объём сделанного Архиповым.
В 1947 г. Н.И. Архипов начал создавать серию исторических справок о Монплезире, а в следующем году составил исторические справки по павильону Эрмитаж, дворцу Марли и Большому каналу, обеспечив таким образом достоверными сведениями в первые же послевоенные годы первоочередные реставрационные работы по всем основным объектам Нижнего парка. В 1949 г. Н.И. Архипов подготовил обобщающую историческую справку «Петродворец. Дворцы, сады и парки. (К вопросу о включении в список государственных заповедников)». В 1950-е гг. он выполнил многочисленные исследования, образовавшие беспрецедентный по своей важности свод исторических материалов, детальнейшим образом охвативший все объекты Нижнего парка и Верхнего сада.
В 1952 году Николай Ильич познакомился с молодым искусствоведом А.Г.Раскиным, вместе с которым написал ряд научно-популярных изданий.
Капитальный труд - монография "Петродворец", вышедшая в 1961 году и снабжённая обширным архивным материалом, не теряет своей актуальности по сей день. "Гениальная работа", - с волнением восклицает Нино Бежановна, и продолжает "никто из нас впоследствии ничего подобного не написал". В книге так подробно и доступно всё о Петергофе написано. Ведь до него были лишь сухие формальные описи, но не было научных описаний, прослеживающих причинно-следственную связь и объёмно отражающих историю создания ансамбля Петергофа.
Вот фрагмент одной из исторических справок Архипова о Петергофе. Судите сами, каким простым и ясным языком излагается то, для чего пришлось горы подобных документов и другой литературы пересмотреть.
"Удивительная судьба этого гениального музейщика, по сей день он остаётся единственным музейщиком-историком, издавшим столь капитальный труд", - резюмировала Н.Б.Вахания
Н.И.Архипов продолжал работать до самой смерти на 80-м году жизни 6 февраля 1960-го года. Похоронен на Серафимовском кладбище.
Разговор о кладбище дал повод Нино Бежановне сказать о том, что, к чести музея-заповедника, могилы всех сотрудников Петергофа содержатся силами коллег-музейщиков. Работники садово-паркового хозяйства регулярно прибирают могилы.
И ещё о традициях ГМЗ "Петергоф": в 20-х числах августа 1723 года Пётр I водил иностранных посланников и высокопоставленных гостей по Петергофу, презентуя Петергоф. Первым экскурсоводом Петергофа был Петр Великий. Теперь воссозданы все точки петровского Петергофа, в том числе благодаря описаниям Николая Ильича. Каждый понедельник в этом сезоне научные сотрудники возят посетителей на электрокаре по этим точкам с авторскими экскурсиями.
Дату рождения Петергофа в музее относят к найденной в походном журнале Петра I записи о Петергофе, когда на пути из Кронштадта в Петербург 14-пушечное судно - шнява "Мункер" 13 сентября 1705 года в "4 часа после полудня кинула якорь" в небольшой мызе на южном берегу Финского залива "против Петергофа".
Теперь, когда подходит к концу реставрация Верхнего сада в Петергофе - вероятно её уже завершат к концу этого года, а торжества открытия состоятся весной, ближе к лету, когда сад можно будет представить во всей красе - уместно вспомнить Николая Ильича Архипова, ведь именно он начал довоенную реконструкцию парков XVIII века, преобразившую Петергоф, а внедрённые им методические основы и конкретные архитектурные решения сделали возможным послевоенное восстановление ансамблей.
Да, он оставил музейщикам очень много. И, прежде всего, научный подход к реставрации объектов культурного наследия. Провозглашённый Архиповым принцип "восстанавливать на момент создания объекта" самый надёжный путь сохранения памятника, а музейное использование объекта - самый щадящий способ его эксплуатации. Нарушение этих постулатов грозит нам утратой памятников, а с ними и исторической памяти.
Тарасенко Елена
P.S. Многие факты биографии Архипова взяты мной из замечательной статьи А.Г.Раскина ****) и Т.В.Уваровой "Возвращение имени: Николай Ильич Архипов" см. https://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschenie-imeni-nikolay-ilich-arhipov/viewer
*) Об Анатолии Владимировиче Шеманском см. https://kircbs.ru/redkaya-kniga-anatolij-shemanskij-aleksandriya.-petergof/?ysclid=lmdhz83yy9959868185 Там же копия книги Анатолия Шеманского "Александрия. Петергоф". Иллюстрации В. А. Кочегура . - Ленинград: Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1936. - в формате pdf весит 80 Мб, в ней 202 страницы.
**) О Сапожниковой, в замужестве Чернавиной см. https://vk.com/wall-1054906_6222?ysclid=lmdifhc2ne640439415
***) Упоминание о художнике Николае Петровиче Удалёнкове (1881-1948) https://vk.com/wall-196682101_3741?ysclid=lmdiin7k4p496450090 Цитата Н.П.Удалёнкова взята из материала https://vk.com/@vkaskade-tragediya-i-podvig-22-sentyabrya-1941-godageroi-petergofa?ysclid=lmdiyng8u7486091136 Архитектор Александр Петрович Удалёнков (1887-1975), по-видимому брат Н.П.Удалёнкова, консультировал Архипова в 1925 году по поводу реставрации фонтанов Петергофа
Объявление аукционного дома о продаже картины Н.П.Удалёнкова "Натюрморт с цветами и картиной на стене, работа 1936 г." в 2018 г. за 12 т.р. см. https://artinvestment.ru/auctions/245600/works.html?wc=14#!
В собрании Музея Академии художеств есть картина Удаленков Н.П. Петроград ночью. 1923 Музейный номер Ж-1472 см. https://collection.artsacademymuseum.org/entity/OBJECT/30948?ysclid=lmdj9hya7d776173904
О работе архитектора А.П.Удалёнкова в Исаакиевском соборе см. https://museumstudy.ru/wp-content/uploads/2015/12/Любезников-Исаакиевский-собор-в-1917-1920-е-гг..pdf
****) Абрам Григорьевич Раскин (22 января 1924, Бобруйск, БССР — 28 июля 2023) — советский и российский художественный критик и историк искусства, учёный и публицист, знаток истории Петербурга, автор сценариев балетов и сборников лирических стихов, множества книг и альбомов. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999)
Дружил с архитекторами и искусствоведами, восстанавливавшими после войны Петергоф, много общался с Н.И.Архиповым. В круг интересов Раскина прочно вошло искусство петровского времени и второй четверти XVIII века. Совместные публикации в Архиповым.
P.S. Имя С.С.Гейченко, возродившего из пепла Михайловское и другие усадьбы, составившие заповедник "Пушкинские горы", на слуху, о нём много пишут, меньше известно его довоенная судьбу, в том числе работа в Петергофе. Фрагмент статьи "Вторая жизнь Семёна Гейченко", независимая газета Дубны ВСТРЕЧА ОТ 10.09.2013 https://www.dubnapress.ru/social/4420-2013-10-18-06-53-52 :
Хранитель Пушкинских Гор – Семен Степанович Гейченко, кажется, был вечным. Он не знал, а помнил, по какому рецепту готовили яблочный пирог в Тригорском в начале XIX века, какие цветы росли в соседнем Петровском у Ганнибала и даже какие спички были у Пушкина в Михайловском. Он совершенно естественно жил в этом старинном мире, и даже жена у него была какая-то нездешняя – яркая восточная красавица Любовь Джалаловна Сулейманова. Казалось, он привез ее прямо из южной ссылки Пушкина.
Но прежде чем поселиться в этом прекрасном мире поэзии и истории, Семену Гейченко пришлось пройти через все круги ада и потом создать этот заповедный мир своими руками. Как говорится, «из миража, из ничего, из сумасбродства своего».
«Во время войны я потерял все», – скажет он журналистам много лет спустя. Впрочем, потери начались гораздо раньше – еще в 1937 году, когда «разоблачали врагов», орудовавших в ленинградских музеях. Был арестован друг и наставник Гейченко директор петергофских дворцов-музеев Николай Ильич Архипов. Семену пришлось уйти с работы в Петергофе. А ведь он был выдающимся музейщиком, автором театрализованных экскурсий и путеводителей по петергофским дворцам.
После ухода с работы вся жизнь Гейченко пошла кувырком. Он развелся с первой женой Ириной Великановой, оставив ей двоих детей – Федора и Наталью. Его пристанищем становились то Русский музей, то Пушкинский дом, но он уже нигде долго не задерживался. Летом 1941 года его арестовали по ложному доносу за антисоветскую пропаганду.
Неосторожная фраза Семена Гейченко о том, что советские ученые «отгорожены от западной культуры китайской стеной», на судебном языке обозначала «восхваление западной демократии». 58-я статья. Его сослали на Северный Урал. Ему было 38. Опасаясь репрессий, его бывшая жена вскоре вышла замуж и дала его детям новую фамилию. Он остался один. Семья, профессия, работа, дом, бесценный архив, Петергоф, свобода – все осталось в прошлом.
Примечание Вадим Валентинович Знаменов (1936-2020). заслуженный работник культуры РСФСР (1984), генеральный директор ГМЗ "Петергоф" с 1974 по 2008 г., президент музея-заповедника с 2009 г.
О Петергофе: Петергоф (Peterhof по-немецки двор Петра) - грандиозная царская резиденция на южном берегу Финского залива, задуманная Пером Великим во славу победы в Северной войне. Дворцы, парки и особенно фонтаны составляют славу Петергофа. Особенности ландшафта обеспечивают подачу воды в фонтаны самотёком. Более 150 фонтанов в летнее время выбрасывают мощные струи с 10 утра до 19:45 ежедневно до 15 октября - дата закрытия летнего сезона. Вода идёт с Ропшинских высот, находящихся в 20 км от резиденции, по сложной фонтанной системе, включающей 18 прудов, 12 каналов, 10 крупных ручьёв и рек. Всего в системе 140 гидротехнических сооружений, о которых даже не догадывается посетитель, любующийся фонтанами. Площадь парков Петергофа 414,2 га. В Петергофе находятся 33 музея, в которых хранится 337876 музейных предметов. Дворцово-парковый комплекс Петергофа - объект Всемирного наследия Юнеско.