Найти в Дзене
Валерий Медведь

Памяти Николая Алдунина, Или несколько слов о русском Левше Валерий Медведь, Сергей Доценко

9 сентября 2009 года, 14 лет назад, ушёл из жизни легендарный тульский Мастер микроминиатюры, Николай Сергеевич Алдунин, которого несколько лет посчастливилось лично знать авторам. Число «09.09.09» стало роковым в судьбе русского самородка, создавшего в силу имевшегося у него Божьего дара много удивительных творений.
Работавший более тридцати лет на производстве токарь решил, как герой Лескова, «подковать» блоху. Золотыми подковами, разумеется. Как ему это удалось, просто не укладывается в голове. Ведь только одна блошиная подковка весит 0,00000004419 граммов, что означает: из одного грамма золота можно изготовить более 22-х с половиной миллионов таких подковок. А гвоздики? На каждую подкову - три гвоздя с диаметром шляпки в пять микрон! В природе не существовало инструментов для такой работы, и всё это Николай Сергеевич сделал сам, под микроскопом. В своё время на вопрос одного из авторов: «Как вам это удалось?» - Мастер ответил: «Огромное желание было. У всех моих «конкурентов» в ми

9 сентября 2009 года, 14 лет назад, ушёл из жизни легендарный тульский Мастер микроминиатюры, Николай Сергеевич Алдунин, которого несколько лет посчастливилось лично знать авторам. Число «09.09.09» стало роковым в судьбе русского самородка, создавшего в силу имевшегося у него Божьего дара много удивительных творений.

Работавший более тридцати лет на производстве токарь решил, как герой Лескова, «подковать» блоху. Золотыми подковами, разумеется. Как ему это удалось, просто не укладывается в голове. Ведь только одна блошиная подковка весит 0,00000004419 граммов, что означает: из одного грамма золота можно изготовить более 22-х с половиной миллионов таких подковок. А гвоздики? На каждую подкову - три гвоздя с диаметром шляпки в пять микрон! В природе не существовало инструментов для такой работы, и всё это Николай Сергеевич сделал сам, под микроскопом. В своё время на вопрос одного из авторов:
«Как вам это удалось?» - Мастер ответил: «Огромное желание было. У всех моих «конкурентов» в мире до сих пор работают компьютерные программы, выполняя заданный алгоритм действий, а я делаю всё вручную».

-2

На работу ушло более двух лет. В итоге появилась «блоха» во всём золотом великолепии. Не только «подкованная», но и с «седлом» и «стременами». Работу Мастера признали, появилась возможность в 2002 году покинуть производство, и через некоторое время мир, поражённый искусством русского Мастера микроминиатюры, получил возможность лицезреть:

-3

винтовку Мосина длиной менее 3-х миллиметров, со штыком и движущимся затвором;

-4

Останкинскую телебашню, уменьшенную в 850 000 раз;

-5

-6

-7

портреты русских писателей на рисовых зернышках;

-8

автомат Калашникова длиной 1,625 миллиметров, состоящий из 34 деталей;

-9

танк Т-34-85 длиной всего 2 миллиметра, собранный из 257 отдельных деталей;

-10
-11

-12

верблюжий караван из семи верблюдов (и три пальмы!) в игольем ушке, крошечный (но золотой!) российский рубль, маленькие самовар, велосипед, герб города Тулы и множество других удивительных ювелирных изделий, всего числом около тридцати.

Все эти микроминиатюры современный тульский Левша сотворил, повторимся, вручную, под микроскопом. Каждую «безделушку» он создавал на протяжении долгих месяцев. В течение немногим более шести лет. Без всяких «нанотехнологий», но тончайшими инструментами. Терпение у него было воистину ангельским. Для того, чтобы развить гибкость пальцев, Художник (сам он не любил по отношению к себе это слово) научился играть более чем на тридцати струнных музыкальных инструментах.

Были огромные планы, например, создать танцующую кадриль (под музыку гимна города-героя Тулы) блоху, модель автомобиля «мерседес». Но планам сбыться было не суждено. В возрасте 53 лет, через восемь дней после своего дня рождения, после продолжительной болезни Николай Сергеевич скончался в больнице. Был похоронен на кладбище в родном городе Алексин Тульской области.

Произведения искусства Мастера есть в музеях Тулы и Москвы, но, в основном, в частных коллекциях, и стоят теперь космические суммы. Сам Мастер жил очень скромно.

В настоящее время в мире нет больше ни одного самородка, способного творить то, что творил ВРУЧНУЮ Николай Сергеевич Алдунин. Гений его оказался уникален.

Память о нём будет жить в его творениях. Надеемся, пока будет стоять мир.

Валерий Медведь, полковник в отставке,

Сергей Доценко, подполковник запаса,

ветераны боевых действий

Фото с персонального сайта Николая Алдунина «Мои работы».