Найти тему
Горчичное зерно

Царство Божие начинается в душе и распространяется на всю землю

Притча о зерне горчичном. Современное изображение на керамике (фрагмент). Россия. Фото из открытых источников интернета.
Притча о зерне горчичном. Современное изображение на керамике (фрагмент). Россия. Фото из открытых источников интернета.

Мы продолжаем разбор бесед Дмитрия Владимировича Щедровицкого из цикла, посвященного Царству Небесному. Третья беседа называется «Царство Божье: прорастание в сердцах. Притчи Иисуса». В ней автор говорит о том, как нам работать над собой, чтобы Царство Божие наступило сначала в наших сердцах, а потом и во внешнем мире.

Эту беседу мы будем разбирать медленно и постепенно, ей будет посвящено несколько постов. Автор затрагивает очень глубокие вещи: что зависит от Бога, а что от человека; как соотносятся внутренние изменения человека и изменения внешнего мира.

Мы читаем в Евангелии от Луки:
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лук. 17, 20–21),

Это удивительно, ведь в прошлой статье мы разбирали пророчества о явном наступлении Царства Божьего на Земле. А здесь говорится о чем-то другом: о Царстве, которое в душе. Дмитрий Владимирович помогает нам разобраться в этом кажущемся противоречии.

Вначале автор делает общий обзор притч о постепенном возрастании Царства Божьего в душе человека, затем некоторые притчи разбирает подробно.

Притча о сеятеле. Геррада Ландсбергская. Иллюстрация из Hortus Deliciarum, XII век. Фото из открытых источников интернета.
Притча о сеятеле. Геррада Ландсбергская. Иллюстрация из Hortus Deliciarum, XII век. Фото из открытых источников интернета.

В притче о сеятеле (Марк. 4, 3-8 ) Царство Божие уподобляется человеку, который засеял поле. Это поле неоднородно, на нем есть разные участки. Вот как автор комментирует эту притчу:

Иное упало на оголенное каменистое место, не имело корня и иссохло; другое склевали птицы; третье засохло или завяло, будучи заглушено сорняками; и четвертое, наконец, на добрую землю упав, принесло плод в тридцать, в шестьдесят и во сто крат; при сем Иисус, закончив притчу, возгласил: «Имеющий уши слышать да слышит».
Значит, Царство Божие, о котором мы до этого говорили, что оно наступит по всей Земле как явное проявление власти Всевышнего над всеми разумными духами, здесь уподоблено чему-то очень медленно растущему, притом кое-где оно приносит плоды, а кое-где — нет. Кое-где оно заглушается или вообще похищается из сердец слушающих, а кое-где многократно возрастает; как это может быть?

Автор упоминает притчу о невидимо растущем семени (Марк. 4, 26-29). В этой притче Царство Божие сравнивается с человеком, который посеял семя на поле и не следит за посеянным, спокойно спит, а в это время посеянное само приносит сначала зеленые ростки, потом колосья, потом зерна.

Если посеявший — это Творец, то Он как бы не проявляет никакого интереса к возрастанию, предоставив его на волю сил природы или психических сил самого человека, и оно, в конце концов, возрастает само и проявляется в виде обильного урожая.

Автор не разбирает эту притчу, а только отмечает, что и здесь говорится о постепенном (и даже незаметном) возрастании Царства Божьего в душе человека. Может быть, история о невидимо растущем семени говорит как раз о том, как притчи постепенно проясняют важные вещи в нашем сознании? Может быть, образные притчи - это и есть незаметно растущие семена Слова Божьего?

Притча о горчичном зерне. Офорт Яна Люйкена. Амстердам, XVII в. Фото из открытых источников интернета.
Притча о горчичном зерне. Офорт Яна Люйкена. Амстердам, XVII в. Фото из открытых источников интернета.

Еще одна притча о Царстве Божием - это притча о горчичном зерне (Матф. 13, 31-32).

Зерно горчичное, будучи меньше всех семян и посеяно в землю, возрастает и становится ветвистым растением, так что и птицы небесные скрываются в его ветвях. Получается, что Царство Божие очень мало и требует долгого времени для своего роста; но когда возрастет, станет прибежищем для птиц небесных, а птицы небесные в Библии — это очень часто символ душ человеческих.
Притча о плевелах. Офорт Яна Люйкена. Амстердам, XVII век. Фото из открытых источников интернета.
Притча о плевелах. Офорт Яна Люйкена. Амстердам, XVII век. Фото из открытых источников интернета.

Дальше автор упоминает притчу о пшенице и плевелах (Матф. 13, 24-30).

Вспомним также притчу о пшенице и плевелах: когда хозяин посеял пшеницу на поле своем, то ночью, пока он спал, пришел враг его и засеял поле плевелами. Ну, казалось бы, будничная бытовая история: у человека был сосед, который его не любил и хотел испортить весь его урожай, засеяв поле его сорняками. И когда слуги сказали, увидев это: пойдем и выберем сорняки–плевелы,— то хозяин сказал: нет, оставьте расти то и другое до жатвы, и когда наступит жатва, будет видно, что с этим делать, тогда пшеница уйдет в закрома, а плевелы – сожгут.
Притча о закваске. Офорт Яна Люйкена. Амстердам, XVII в. Фото из открытых источников интернета.
Притча о закваске. Офорт Яна Люйкена. Амстердам, XVII в. Фото из открытых источников интернета.

В притче о закваске (Матф. 13, 33) содержится та же мысль о постепенном распространении Царства Божьего.

Царство Божие, или Царство Небесное (это одно и то же, как мы говорили), подобно закваске, которую женщина положила в три меры муки хлебной, доколе не вскисло все. Тесто не вскисает мгновенно, для этого требуется определенное время.

Дальше в беседе Дмитрий Владимирович дает ответ на вопрос о том, как соотносится «внешнее» Царство Божие, которое наступит на всей Земле, и «внутреннее», которое возникает в душе человека:

Мы говорили, что Царство Божие наступит на всей Земле после великого поражения нечестия, когда все народы почувствуют в сердцах своих желание взойти на гору Господню, прийти в Иерусалим, поклониться Господу в Храме Его, принять законы Его и служить Ему всем сердцем; когда не станут они больше воевать, когда примут законы Господни — законы справедливости и любви, когда каждый будет сидеть под своей маслиной и под своей виноградной лозой...

А притчи Иисуса Христа говорят о Царстве Божием как о внутреннем состоянии человека, о том, как меняется человек под воздействием Слова. Может быть, Царство Божие наступит у нас в душе, а вокруг на земле по-прежнему будут войны, ненависть и несправедливость? Может быть, все рассказы о земном Царстве Божием — это только красивые образы?

С одной стороны, мы видим, что Царство Божие наступит по всей Земле как явная власть Вседержителя над сотворенными Им созданиями. С другой стороны — оно не придет приметным образом, оно внутри вас; оно будет распространяться подобно закваске, как бы оквашивая все тесто; оно будет расти подобно злакам (несколько притч этому посвящено), оно меньше всего, но когда вырастет, то, подобно горчичному дереву, займет огромные пространства и станет прибежищем для птиц небесных.
Как сопоставить эти две диаметрально противоположные стороны учения: что это за Царство, которое внутри вас и одновременно оно вне вас; оно не придет приметным образом — и одновременно оно наступит по всей Земле, так что великие народы пойдут и скажут: «Отречемся от наших языческих законов и примем закон Бога Небесного». Очевидно, что речь идет о двух сторонах Царства Божия, о двух его гранях, которые нам, земным смертным людям, очень трудно увидеть сразу: мы обращаем внимание либо на одно, либо на другое, но не на то и другое одновременно.
В апокрифическом Евангелии от Фомы Иисус говорит: «Если те, которые ведут вас, скажут вам, что Царство на небе, то птицы опередят вас; если они скажут, что Царство за морем, то рыбы опередят вас; но Царство внутри вас и оно вне вас».

Дмитрий Владимирович говорит о том, что именно изменения в душах людей приводят к изменениям во внешнем мире, а не наоборот. Ведь когда в сердце человека возрастает свет, то меняются его отношения с Богом и с другими людьми. Таким образом, Царство Божие прорастает из внутреннего мира во внешний и постепенно охватывает всю землю.

Очевидно, что духовное учение и Писание в целом говорит о том, что именно внутреннее развитие приводит к внешним свершениям и проявлениям, что корни всего происходящего находятся внутри человека, в его духовном мире, а все, что мы видим вокруг, является следствием той самой сокрытой причины. Это видно, как мы помним, уже из повествования об Адаме, который, согрешив, т. е. нарушив волю Божью по отношению к себе и внутри себя, подверг порче, смерти, падению весь видимый мир, потому что сказал ему Всевышний: «Проклята земля из-за тебя…» (в Синодальном переводе «за тебя»). Земля стала произращать тернии и волчцы, т. е. сорные и колючие травы, и человек был обречен на совсем иную жизнь, нежели та, что была предназначена ему до этого. Точно так же, очевидно, и Царство Божие, прорастая в душах и сердцах, принесет великий внешний плод, то есть послужит исправлению того самого мира, который пал вместе с падением человека. Значит, с восстанием, возрастанием и спасением человека будет спасаться и весь внешний мир, таково Учение и Писание.

Получается, что Царство Божие уже есть в нашем мире, но пока в виде зерна, из которого оно должно вырасти. Где находится это зерно? В нашем сердце. Его посадил Иисус Христос. Мы же со своей стороны должны улучшать почву и прикладывать усилия для роста зерна. С полем, которым является наш внутренний мир, нужно обращаться аккуратно. Например, нельзя раньше времени вырывать сорняки, чтобы не испортить хорошие посевы.

Так притчи дают нам практические советы, что нужно делать, чтобы Царство Божие росло в наших сердцах. Например, притча о сеятеле объяснила мне, что именно от моего восприятия зависит польза от изучения Писания. Бывает, что я читаю Библию, а потом все прочитанное куда-то улетучивается из памяти. Значит, мне не удалось вникнуть в смысл, и зерно склевали птицы. Или Слово упало в терние и было заглушено какими-то бытовыми мыслями и заботами. Что же делать, чтобы зерно прорастало и приносило плод? В каждом прочитанном отрывке есть что-то, что важно для меня сейчас, что можно приложить к моей жизни. Если найти этот смысл и стараться исполнить его, зерно начинает расти и давать плоды.

Мы разобрали только начало беседы, полностью её можно послушать здесь. Дальше автор подробно разбирает некоторые притчи о Царстве Небесном. Но об этом - в следующих постах.

Книги и беседы Д.В.Щедровицкого выложены на сайте shchedrovitskiy.ru