В моём понимании бизнесмен - это человек взрастивший в себе определённый уровень психологической адекватности и устойчивости, который не выдаётся нашей системой образования и воспитания "по умолчанию". Думаю что напишу на эту тему отдельную статью. Сейчас же хочу затронуть один из аспектов этой устойчивости - отношение к ошибкам.
Довольно часто я встречаю отношение к совершаемым ошибкам, как чуть ли не к концу света. Бывает так, что человек, не в состоянии принять своё несовершенство и отрицает саму возможность того, что он ошибается и яростно набрасывается на того, кто ему на ошибку указывает. Выглядит это довольно удручающе, особенно если речь идёт о собственнике бизнеса.
Мне нравятся два высказывания на эту тему, одно приписывается Уинстону Черчиллю и звучит так: "Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче не теряя энтузиазма". (Статью о важности позитивного настроя можно прочитать здесь)
И второе Томасу Эдисону - "У меня не было никаких неудач, я узнал тысячи способов которые не работают".
И добить можно всем известной цитатой - "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
Иными словами ошибки в любом деле, любом бизнесе и предприятии это абсолютно нормальный путь развития. Как раз тот, кто изо всех сил старается казаться безупречным, безошибочным, "в белом пальто", не признаёт ошибок, а соответственно не двигается и не развивается.
Тот же кто имеет в себе силы признавать свою неидеальность и многократную ошибочность своих действий и решений - движется вперёд.
Я бы даже сказал, что есть закономерность - чем предприниматель честнее сам с собой и больше ошибок признаёт, тем быстрее он движется.
Кроме того, так как собственник задаёт тон и рабочую атмосферу в своей компании, то его отношение к своим ошибкам считывается сотрудниками и они, в свою очередь так же как собственник будут либо бояться их как огня, либо быстрее признавать, обучаться и расти за счёт этого дальше.
Таким образом принятие и признание ошибок являются неизбежной частью бизнеса, и важность их признания не должна быть недооценена. Собственники бизнеса, которые готовы принять ответственность за свои ошибки и использовать их для улучшения своих процессов, могут создать открытое и доверительное окружение, укрепить отношения с клиентами и обеспечить развитие как бизнеса, так и своих сотрудников.
Что ещё почитать
Какие гарантии могут быть в бизнесе
Принципы предпринимателя