В России больше не будут выдавать лицензии на услуги пейджинговой связи. Действующих лицензий тоже не осталось, а последние абоненты обслуживались до конца 2021 года: в частности, пейджерами всё ещё пользовались на Кольской АЭС и в Центральной клинической больнице.
Интересно, что и первые в мире пейджеры, которые появились в США в 1956 году, изначально тоже нашли себе применение в больницах. Тогда ещё не передавали никакие сообщения: функцией пейджера был просто вызов конкретного врача – если его искали, то его пейджер подавал сигнал, и нужно было подойти к ближайшему телефону и набрать диспетчера. В СССР аналогичные приборы у медиков и спецслужб появились ещё в шестидесятых годах.
Принцип действия пейджинговой связи заключается в рассылке закодированных широковещательных сообщений в радиоэфире. Каждый приёмник «слушает» весь эфир и ждёт своего уникального кода. Как только код получен – подаётся звуковой сигнал. Впоследствии вместе с кодом стали передавать и короткие текстовые сообщения, которые пейджер отображал на встроенном экране. Сначала это были просто цифры (и можно было передать номер, по которому абоненту следовало позвонить), а потом и символы.
Однако концепция оставалась неизменной: пейджер всегда был именно дополнением к телефонной связи и такая связка позволяла не совсем удобно, но зато дёшево заменить мобильный телефон. В России была даже реклама: «Пейджер, карта, таксофон – ваш мобильный телефон». То есть, для исходящих звонков абонент мог использовать ближайший таксофон, а если кто-то хотел вызвать его, то отправлял сообщение на пейджер через оператора по телефону и ждал, когда ему перезвонят. Получалось не очень оперативно, но, самое главное, дёшево: мобильная связь тогда была недоступной по цене для большинства населения.
Расцвет пейджинговой связи в России пришёлся на конец девяностых и начало нулевых годов. Впрочем, массовой услуга не была, ею пользовались в основном в деловых, а не в личных целях – у массовой аудитории просто не было в ней потребности – по-настоящему «народной» стала именно мобильная связь, как только цены на неё стали доступными, а пейджинговая связь всё равно была относительно дорогой (от $10 в месяц, что и по тем временам, и по нынешним – 900 с лишним рублей в месяц – не для всех). То есть, аудитория тогда выбрала оперативность.
Интересно, что сегодня, 20 лет спустя, низкая оперативность пейджинговой связи устраивает большинство абонентов – ведь сегодня львиная доля коммуникаций происходит через мессенджеры, предполагающие, что получатель сообщения прочитает его не сразу и отреагирует тоже не сразу; а о голосовом созвоне уже принято договариваться заранее!
Были в России и твейджеры: то есть, двухсторонние пейджеры, с которых можно было отправлять текстовые сообщения другим абонентам, они приходили весьма быстро: за 30-40 секунд. По сути, те же мессенджеры, только аппаратные. Правда, набирать текст на них было невозможно из-за отсутствия клавиатуры и тем более сенсорного экрана – приходилось выбирать из запрограммированных шаблонов, но их можно было сохранить несколько сотен, так что для договорённостей о встречах и созвонах их возможностей хватало.
Но, опять же, по тем временам это было дорого ($13-17 в месяц) и для массовой аудитории не очень понятно из-за отсутствия потребности. Люди, привыкшие пользоваться стационарными телефонами и готовые к тому, что нужного абонента может не быть дома или на рабочем месте в конкретный момент времени, строили коммуникации по-другому – например, договаривались о встрече в нужное время в нужном месте заблаговременно и не меняли свои планы.