В советско-российской культмассовой традиции появление атомной бомбы принято изображать так — ее изобрели бездушные американцы и долбанули по мирным японским городам.
Однако все было, конечно, гораздо сложнее. Фильм довольно точно отражает хронологию событий, связанных с созданием оружия массового поражения.
К началу Второй мировой войны лидерами исследований в области ядерной физики были немецкие ученые. Именно на основании этой информации руководство США решило срочно сконцентрировать усилия на том, чтобы догнать и перегнать Германию. Никто не сомневался, что если Гитлер первым завладеет принципиально новым оружием, всем будет очень плохо.
В «тумане войны» американцы не могли знать, что германские физики-ядерщики сделали ошибку и пошли слегка не по тому пути. У них получалась не компактная атомная бомба, а большой взрывающийся атомный реактор. Он, по расчетам, был таким громоздким, что не имелось никакой возможности его передвигать, ну разве что смонтировать на очень большом корабле. Именно поэтому Гитлер холодно отнесся к ядерным разработкам, а не потому, что не понял блестящих перспектив.
Но, повторимся, в Америке этого не знали и считали, что немцы где-то на год-два впереди всех.
В этих условиях на сверхсекретный «Манхэттенский проект» по скорейшему созданию невиданного нового оружия были выделены гигантские средства и собраны лучшие американские (и немножко английских, а также всяких других) мозги.
Руководить научной частью проекта поставили Роберта Оппенгеймера (Киллиан Мерфи) — гениального, лучшего в США физика-ядерщика. Но с кучей скелетов в шкафу самого разного плана.
Он подозревался в симпатиях к СССР (русские хоть и были на тот момент союзниками США в борьбе с Гитлером, но мало кто из американской элиты сомневался, что это не надолго), его брат был открытым коммунистом. Его жена Китти (Эмили Блант) - экс-коммунистка, как и один из ее прошлых мужей, уехавший воевать за свои идеи в Испанию, где и погиб.
Даже любовница Оппенгеймера Джин Тэтлок (Флоренс Пью), и та коммунистка. Кстати, после их первого секса, еще задолго до «Манхэттенского проекта», начинающий ученый читает Джин случайный отрывок из индийского эпоса «Бхагавад-гита»: «Я — смерть, разрушитель миров». Пророческая фраза станет его мантрой на всю оставшуюся жизнь.
В этом крошечном эпизоде Нолан показывает, что блестящий физик был еще и полиглотом, легко освоившим несколько языков, включая такие экзотические, как санскрит и голландский.
Мерфи уже называют одним из главных претендентов на следующий «Оскар» за главную роль. А безусловный претендент на этот приз за роль второго плана - Мэтт Дэймон, сыгравший главного руководителя «Манхэттенского проекта» генерала Лесли Гровса. Он отлично передал характер человека, который, несмотря на свой военный бэкграунд (как сказал один американский историк, это был тупой, как и все хорошие генералы, но совсем не глупый, юморной и порядочный человек) смог разглядеть в Оппенгеймере того, кто быстро сделает результат. Он позволил ему набрать в команду крайне подозрительных, с точки зрения спецслужб, людей и дал гению определенную свободу.
При этом Гровс прекрасно понимал, что ничего хорошего после окончания проекта большинство этих ученых не ждет.
Фильм Нолана, как обычно, нелинейный и прыгает между временами, предлагая разные взгляды на одни и те же события.
Его главный герой, в общем-то, немногословен и внешне безэмоционален (каким и был настоящий Оппенгеймер). Говорит в фильме он, в основном, уже после войны на слушаниях, где выясняют, копаясь в семейном «грязном белье», которое местами очень неприглядно — не он ли из-за симпатий его окружения к коммунистам передал Советскому Союзу секреты американской ядерной программы. Обвиняемый ретроспективно объясняет все свои действия и предстает перед зрителем гением, который метался между совестью и долгом, женой и любовницей, убеждениями и приказами.
На других, еще более поздних слушаниях, на главного героя можно посмотреть уже совсем другими глазами. Здесь допрашивают Льюиса Штраусса — бывшего руководителя комиссии по атомной энергии США. Его подозревают в том, что именно он ранее натравил спецслужбы на Оппенгеймера и по сути сломал ему научную карьеру.
Как обычно, режиссер сумел передать многое в стиле минимализма. Здесь нет ужасающих сцен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, есть лишь совещание, где решается - надо ли кидать атомные бомбы на Японию, когда главный враг, Гитлер, уже повержен, и куда именно. Но этого хватает.
Хорошо показана трансформация юного гика не от мира сего с явными психологическими проблемами в руководителя крупнейшей в мире военной лаборатории (который четко понимает, что и зачем он делает) и героя нации. А потом - в ужаснувшегося своим творением человека, живущего с ощущением вины и безуспешно пытающегося прекратить начатую его руками гонку ядерных вооружений, которая грозит разрушить весь мир (кстати, была теория, что первое же испытание атомной бомбы вызовет неконтролируемую цепную реакцию, и это сожжет всю земную атмосферу). Ведь хотя президент США Трумэн заверял Оппенгеймера, что «люди будут помнить того, кто приказал сбросить бомбу, а не того, кто ее создал», вышло ровно наоборот.
Очень сильной получилась финальная сцена встречи главного героя и престарелого Альберта Эйнштейна, прародителя современной квантовой физики.
В целом фильм можно назвать самым реалистичным на сегодняшний день творением Нолана. Все выглядит весьма достойно, смотреть его будет интересно не только любителям истории. Разве что женщины традиционно для этого режиссера получились скучноватые - та же настоящая Джин Тэтлок была более интересной и разноплановой особой, чем экранная. Да и к музыке есть вопросы. Тот, кто запретит Нолану использовать в своих фильмах скрипки, сделает большое дело для мирового кинематографа.
Если вам не интересны трехчасовые фильмы Нолана, то на этой неделе в кинотеатрах Хабаровска состоялись премьеры и других картин: российской комедии «Праздники», американского триллера «Гнев материнский», китайского мультфильма «Пернатый патруль», бельгийского ужастика «Нейросеть», британской биографической драмы «Голда. Судный день».
Хабаровчане билеты на фильм «Оппенгеймер» и на другие киноновинки недели могут приобрести с помощью нашего сервиса «Кино».
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru