Появление ребёнка на экране всегда вызывает у зрителей массу эмоций. Взрослые умиляются или вспоминают самих себя в раннем возрасте, а дети сопереживают сверстникам и с увлечением наблюдают за их шалостями и приключениями в фильме. Режиссёры поняли это ещё на заре кинематографа и потому редко когда упускали возможность задействовать в кино не только взрослых, но и маленьких актёров.
Однако, если до начала 1920-х годов дети и снимались в фильмах, то как правило в эпизодических ролях, а чаще всего и вовсе в массовке.
Всё изменилось с выходом на экраны фильма «Малыш», режиссёром и главным взрослым актёром в котором был легендарный Чарли Чаплин. Вторую же главную роль, роль беспризорного ребёнка, в нём сыграл четырёхлетний Джеки Куган.
Знакомство с «Бродягой»
Чаплин увидел своего маленького артиста во время одной из постановок в оперном театре Лос-Анджелоса, где тот выступал вместе с отцом - танцором-эксцентриком Джоном Генри Куганом-младшим. Причём, по воспоминаниям легендарного актёра, родитель будущего ребёнка-кинозвезды не произвёл на него особого впечатления. Так, всего лишь ещё одна посредственность на театральной сцене. А вот сын...
На следующий день Чаплин встретился с отцом Джеки и заключил с ним контракт на съёмки в фильме, который совсем скоро превратил маленького мальчика в первого в мире ребёнка-кинозвезду.
Правда, по каким-то причинам не желая сразу задействовать неизвестного юного актёра в серьёзном проекте, Чаплин для начала снял Джеки в короткометражке «Удовольствия дня» продолжительностью всего 18 минут.
Сюжет фильма крайне незатейлив: в нём рассказывается об одной семейной прогулке. О том, как отец (роль которого сыграл сам Чаплин) мать и двое детей (роль одного из которых как раз и играл Джеки Куган) решили совершить небольшой морской круиз. По дороге на пристань, на самом корабле и по дороге домой с ними происходит множество забавных и смешных происшествий...
Словом, вышел этакий добротный и юморной немой фильм. Но это была всего лишь одна из множества однотипных кинокомедий 1910-1920-х годов. Тогда как Чарли Чаплин уже тогда мечтал о большем. О чём-то куда более драматичном и при этом масштабном.
От смешного до грустного: комедия и драма в одном фильме
И вот, убедившись, что Джеки выглядел на киноэкране столь же талантливым, харизматичным и раскованным как и на сцене театра, Чаплин приступил к съёмкам первого в мире полнометражного фильма, который изначально должен был называться «Беспризорный». Впрочем, ещё до окончания работы над проектом, тот был переименован в «Малыш».
Задачи перед актёрами - и взрослыми, и ребёнком, стояли непростые. В фильме должны были удачно переплестись друг с другом юмор и шутки, ирония и драма, остросоциальные проблемы и лирика... Чаплин мечтал, чтобы новый фильм вызывал у зрителей не только неудержимый смех, но и чувство сострадания, и милосердие. И, надо сказать, ему это блестяще удалось.
Сюжет «Малыша» по своей закрученности может сравниться с любым детективом. Всё начинается с того, что горе-мамаша подбрасывает нежеланного ребёнка в дорогую машину после чего растворяется в туманном будущем... Откуда ей было знать, что этот автомобиль через несколько минут будет угнан?
Заметив младенца на заднем сиденье машины, похитители, недолго думая, оставляют его на ближайшей свалке в трущобах, где его и обнаруживает Чаплин, играющий роль бедняка, живущего в жалкой коморке.
Ребёнок ему вроде бы и не нужен, но пройти мимо брошенного младенца и хотя бы не попробовать ему помочь, Бродяга не может. Он по-своему пытается устроить судьбу найдёныша: пытается подкинуть его в чужую детскую коляску, отдать кому-то из прохожих... Тщетно!
И вот, окончательно убедившись в том, что от ребёнка ему не избавиться гуманными методами (а другие Бродяга, в принципе, и не рассматривает поскольку человек он добрый, только вот очень бедный), он приносит малыша в свою коморку, где растит как собственного сына.
Далее в жизни Бродяги и его найдёныша происходит много разных событий: смешных и грустных, малозначащих и драматичных. Но заканчивается всё хорошо: через несколько лет подросшего Малыша находит родная мать, которая к тому времени стала известной актрисой и потому может позволить себе теперь содержать сына. А Бродяга получает неплохое вознаграждение за то, что столько лет заботился о ребёнке...
Съёмки начались в июне 1919 года и продолжались 154 рабочих дня. Ещё 118 рабочих дней пришлось потратить на монтаж. Работы предстояло масса: весь материал должен был быть тщательно отфильтрован. В итоге в фильм попало меньше 2% отснятых кадров. Но оно того стоило. Поскольку «Малыш» сразу же стал, как сейчас бы сказали, блокбастером: в 1921 году он был вторым по кассовым сборам.
И неудивительно: ведь фильм и вправду получился новаторский. Первая в мире полнометражка и первая же трагикомедия в кинематографе... Это было почти немыслимым достижением для начала 1920-х годов.
Жизнь после «Малыша»
Джеки Куган стал звездой сразу после выхода фильма на экраны. Публика восхищалась талантами и обаянием маленького актёра.
Что же касается Чаплина, то тот внимательно следил за тем, как складывается кинокарьера мальчика и даже приходил в гости. Но сам больше не снимал его ни в одном из своих фильмов.
Впрочем, Джеки, несмотря на юный возраст, а вернее, благодаря ему, и так был невероятно востребован в киноиндустрии. Уже в том же 1921 году он снялся в фильме «Шалопай Пека». Этот фильм тоже вышел удачным в плане кассовых сборов и популярности, хотя до известности «Малыша» он, конечно, не дотянул.
А вот следующее кино, в котором сыграл Джеки Куган - «Мой мальчик» про сироту, сбежавшего от иммиграционной службы и прибившегося к старому, на тот момент безработному капитану корабля, оказался провальным.
Но уже в 1923 году на экраны выходит фильм «Папочка», принёсший Джеки кроме огромных гонораров ещё и прозвище «великий трагический герой». Согласитесь, что это весьма неплохо для девятилетнего мальчика.
К этому времени гонорары Джеки Кугана возросли настолько, что ему мог бы позавидовать почти любой из взрослых коллег. Но сам юный актёр заработанных им миллионов так и не увидел. Всеми его заработками распоряжались родители, выделявшие сыну от щедрот своих 6 долларов в неделю на карманные расходы.
Впрочем, деньги они не промотали, а вложили в создание и развитие «Jackie Coogan Productions», которая занималась в первую очередь продюссированием и дальнейшим развитием кинокарьеры Джеки.
Всего «Jackie Coogan Productions» снимет 33 фильма с его участием, 3 из которых будет с озвучкой. Кроме того, благодаря работе сотрудников корпорации, имя юного актёра уже вскоре превратилось в бренд, под которым выпускались игрушки, сладости, книги, школьные принадлежности и даже одежда.
Джеки принимал участие и в благотворительных проектах. Так, например, в 1924-м году он отправился в четырёхмесячный тур по пяти европейским странам и несколькими штатам США, дабы собрать гуманитарную помощь для детей, оставшихся без крова во время греко-турецкой войны.
Однако в 10 лет Джеки Куган поступил в «Городскую Военную Академию», где был полный пансион. Покидать во время учебного года закрытое учебное заведение не разрешалось и потому все съёмки пришлось переносить на время каникул.
Это и стало началом конца кинокарьеры Джеки Кугана. Нет, роли у него ещё были, и вроде бы, неплохие. Но проблема заключалась в том, что зрителям было неинтересно смотреть на выросшего Малыша.
Повзрослев, Джеки Куган утратил детские обаяние и непосредственность и стал всего лишь одним из многих. И студия, в которой Джеки снимался, переключила своё внимание на его младшего брата Роберта, решив сделать из него новую кинозвезду.
Безуспешно. Роберт очень старался, но ему так и не удалось достичь славы и популярности старшего брата.
Что же касается Джеки, то он, так и не закончив «Университет Южной Калифорнии», скатился до ролей в низкобюджетных короткометражках.
И вот вчерашняя «звезда экрана», став совершеннолетним, решил потребовать заработанные деньги у матери и отчима (отец Джеки к этому времени уже умер). Но мать заявила, что никаких денег её старший сын не получит, мол, не было у них с ним таких договорённостей. Да и вообще, доходами несовершеннолетних детей, как известно, распоряжаются их родители или опекуны.
Всеми правдами и неправдами через 18 месяцев бесконечных судебных заседаний Джеки удалось отсудить у матери и отчима 126 тысяч долларов, дом и права на некоторые фильмы, в которых он снимался. Большая же часть заработанного им капитала бесследно испарилась, будучи растраченной отцом на неудачные инвестиции.
Но Джеки Куган не смог с толком распорядиться полученным имуществом. Деньги к тому же ещё и быстро закончились. Большая часть ушла на оплату услуг адвокатов, а меньшая испарилась в результате неудачных инвестиций в авторемонтный бизнес.
Пытаясь хоть как-то поправить своё финансовое положение, Джеки Куган отправился на фронт, служил в Бирме и позже даже был награждён Воздушной медалью США за особые заслуги. После возвращения домой попытался вернуться в киноиндустрию, но... оказался никому не нужен.
В конце концов роли у него и у брата всё же появились, но незначительные и, как правило, в малобюджетных фильмах. Более-менее знаковой оказалась лишь роль дяди Фестера в знаменитом сериале «Семейка Аддамс».
Да и то ради её получения Кугану пришлось обрить голову и фактически самому придумывать мрачноватый образ своего персонажа.
В итоге всё, чего он добился - это того, что теперь на улицах его узнавали не как выросшего «Малыша», а как «дядюшку Фестера».
Когда же один из журналистов спросил Джеки о том, как это тот докатился до таких ролей, последовал ответ: «Мне просто были нужны деньги».
Первый в мире ребёнок-кинозвезда дожил до 1 марта 1984 года и покинул этот мир, напоследок успев сыграть роль лесника в хорроре «Добыча».
Вместо заключения
Может показаться удивительным, но Джеки Куган оставил след не только в киноиндустрии, но и в... юрисдикции. Затеянный им в 1930-е годы судебный процесс против родственников, заставил власти Калифорнии задуматься о пробеле в законодательстве штата. А именно - о судьбе капиталов, накопленных ребёнком.
Кроме того в обществе начали расползаться слухи о том, что новые дети-кинозвёзды, такие, как Ширли Темпл, Микки Руни, Джейн Уитерс, Дина Дурбин, Фредди Бартоломью, по сути окажутся беззащитными перед произволом взрослых. И, достигнув совершеннолетия они, точно так же, как и Джеки Куган, могут в один далеко не прекрасный день обнаружить, что от их миллионов, заработанных на съёмках, остались лишь одни воспоминания.
Пришлось властям Калифорнии позаботиться о том, чтобы в будущем избежать подобной несправедливости. В 1939 году был издан новый закон, названный «Законом Кугана». Отныне работодатель, заключающий контракт с ребёнком-актёром или, к примеру, фотомоделью, должен был перечислять определённый процент от суммы контракта непосредственно на личный счёт юного таланта.
На момент издания закона эта сумма должна была составлять не меньше 50% от заработанных ребёнком денег. Но в 2000-м году произошли изменения и теперь она составляет от 15%. Можно и выше - с согласия и разрешения родителей. К слову, детский счёт, на который студия или компания должна будет перечислять деньги, так и называется: «Счёт Кугана».