Найти тему
TopReports

Неблагодарность. Как с ней быть?

- Я для них всё делаю… стараюсь… из кожи вон лезу! А они мне – даже «спасибо» не скажут! – так говорят те, кто пытается угодить всем и стать безупречным во всем. И чем больше усилий он прилагает в этом направлении, тем хуже он себе делает. Как минимум такой человек обречен стать неврастеником, как максимум – рискует впасть в депрессию.

Есть такое правило: то, что дается даром – никогда и никем не ценится. И вовсе не потому, что люди такие черствые. Это особенность человеческой психики, которая формировалась тысячелетиями. И это нормально.

Почему же людей с детства приучают угождать всем? Плохое воспитание?

А потому, что свойство любой системы - фирмы, государства, или даже обычной семьи заключается в том, чтобы обесценить потребности каждого или по крайней мере свести их к минимуму, в противном случае, система перестанет существовать.

Очень многие люди (если не все), сталкивались к сожалению, с обесцениванием в детстве. Ребенок приносит пятерку и ждет от родителей похвалы. В ответ ему бросят небрежно:

- Ну, молодец… хотя мог бы, конечно, и получше учиться!

Он будет стараться и дальше, но родители не сочтут нужным давать своему малышу позитивное подкрепление.

- А зачем, собственно? Ребенок хорошо учится, потому что он обязан это делать! Это его долг! И нечего его хвалить – перехвалишь – скатится на двойки. – считают большинство родителей. И напрасно…

С годами круг людей, от которых повзрослевший ребенок будет ждать благодарности в свой адрес будет только увеличиваться. Сюда войдут друзья с провалами в памяти, которые вечно просят в долг, а потом забывают о нем; нагловатые коллеги, за которых приходится доделывать проекты ради «личностного роста»; хамоватое начальство которое сначала уговаривает, а затем требует в приказном порядке поработать в отпуск, дабы выполнить план.

- И как со всем этим, спрашивается, быть?!

Хочешь изменить мир – начни с себя! Очень важно научиться говорить «нет» вежливо, но категорично.

Отказывать – полезно для здоровья!!!

- Дружище! Помоги занести два рояля на двадцать пятый этаж. А то лифт не работает, а два грузчика поясницы себе надорвали. Ты же сильный! Тебе же не сложно, правда?

- Я услышал твою просьбу, но не приму в этом участие. Мне важно сохранить свое здоровье! Надеюсь мой отказ не повлияет на наши добрососедские отношения!

Бывают и курьезные случаи, особенно в профессиональной сфере. В глазную клинику доставили древнюю бабусю. Зрение она потеряла лет сорок назад. Ей сделали операцию на хрусталик, и старушка прозрела. А прозрев глянула на себя в зеркало и завопила на врачей:

- Вы что наделали, изверги?! Это не мое лицо! У меня не было столько морщин! Верните мне мою кожу обратно!

Бабулю понять можно: она, потеряв зрение в далекой молодости, запомнила себя цветущей и красивой и сам процесс старения для нее прошел незаметно. Но врач вместо благодарности получил порцию негодования, да еще с угрозами пожаловаться в прокуратуру на некачественное лечение. Правда, всё обошлось без судебных тяжб.

- Что же делать специалисту в подобном случае? Получать негатив за хорошую работу и считать это нормальным?

Конечно, понадеявшись на добро и получив зло – можно сильно разочароваться в жизни. Если неблагодарность людей задевает вас за живое, значит вы слишком зависимы от чужого мнения и от этой зависимости нужно избавляться. И первое, что нужно усвоить:

· Человек взаимодействует не с реальными людьми, а со своими представлениями о них. Иными словами, человек может на вас проецировать свой негативный опыт. Например, вы педагог начальной школы и папа одного из ваших учеников смотрит на вас как солдат на вошь блохастую, а всё потому, что этот папа видит в вас ту самую «училку», которая его унижала в далеком детстве. Понятно - он хочет, чтобы вы из его балбесика сделали закоренелого вундеркинда, причем сразу и навсегда.

Здесь хорошо помогает следующий прием. Мысленно наденьте на этого папашу клоунский парик, красный нос и представьте себе будто он говорит с вами, надышавшись гелием. Второй момент:

· Чужое мнение – это не истина в последней инстанции. Не стоит полагать что, если вас кто-то наградил словом не столь оригинальным, сколь нецензурным, значит с вами что-то не в порядке. Если вы продавец и столкнулись с грубостью клиента, не принимайте его слова на счет своей некомпетентности. Очень часто клиент хочет купить ваш товар и вас вместе с ним за бесплатно. Хотя, для некоторых и бесплатно – это слишком дорого, надо чтобы вы клиенту доплачивали и кланялись ему в ноги до самой до земли.

Так позвольте себе роскошь не работать с теми покупателями, кто всеми правдами и неправдами пытается на халяву оторвать себе ваш товар или услугу. Это элементарное уважение к своему труду. И третье:

· Вам никто не обязан говорить «спасибо».

Поэтому просто выполняйте свою работу, берите оплату за свой труд и не надейтесь, что вам будут целовать руки и возводить на пьедестал. Поблагодарят – хорошо, а если нет – тоже хорошо (вы же взяли плату с клиента). Как писал А. С. Пушкин: «… хвалу и клевету приемли равнодушно…» То есть с мудрым спокойствием на лице выслушивай и вычурную благодарность, и лютую злобу, не забывая, что и то и другое по сути своей являются лишь звуковыми волнами, значения которым придавать не стоит.