За грибами к ДОТу Карельского укрепрайона

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много. В частности по дороге к Сарженскому озеру есть большой ДОТ, точнее даже опорный пункт из нескольких Дотов. Но в этот раз решили с соседом дойти до точки, к которой дороги нет. По крайней мере на карте не обозначено.

Да и сам ДОТ появляется на Яндекс карте, только при максимальном увеличении масштаба. Так то в районе Медного озера целая линейка ДОТов, и обычно на карте два видны даже при средних масштабах (карта 1), а этот видимо исключение (карта 2 отмечен маркером).

Естественно, военно-историческая прогулка имела и прикладное значение. Несмотря на то, что уже грибов на зиму заготовлено в достатке, но зуд на тихую охоту никак не проходит, и захотелось немного поменять локацию.

Вот к этому третьему ДОТу мы с соседом и отправились.

Маршрут пролегал от остановки автобуса Медное озеро, через одноименный дачный поселок, и дальше по лесу вдоль берега. Единственное сомнение вызывала необходимость как-то форсировать Черную речку, которая собственно и явилась основой Медного озера, которое если полностью его обозначать, называется Меднозаводской разлив. То есть озеро искусственного происхождения, получившееся запруживанием этой самой Черной речки, которое было сделано для нужд когда-то стоявшего здесь медного завода. Завода нет давно, а название осталось. Его сохранению наверное способствует цвет воды в озере, обеспечиваемый огромным количеством взвешенных частиц торфа. Их так много, что после купания тело становится бронзовым. Что впрочем не мешает местному пляжу быть одним из самых популярных мест отдыха. Даже из Питера народ летом приезжает купаться.

Но, мы то не купаться приехали, поэтому от остановки автобуса, мимо богатых дач областного начальства, прошли по поселку в сторону предполагаемого нахождения ДОТа.

Хоть я уже довольно много раз бывал на Медном озере, но это в основном было связано с рыбалкой, и по его юго-западному берегу пешком ходил всего один раз три года назад.Мне тогда запомнилось - что через болото, отделяющее поселок от леса были проложены аккуратные мостки.

Неприятный сюрприз ожидал нас, когда мы с другом вышли на тропинку, известную мне по походу трехлетней давности. Мостки оказались нарезаны бензопилой на аккуратные менее чем метровые кусочки, и разбросаны в стороны. Кому мешала тропа через болотце? Впрочем, сделано это было довольно давно, потому что народ все равно явно ходит по этой тропе , и набросал на нее досок и палок, в изобилии валяющихся в лесу прилегающем к поселку.

Лес прямо за дачами встретил нас грибами. Причем красиво встретил, аккуратненьким подберезовичком. Я уже традиционно первый гриб фотографирую.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-2

Грибы конечно хорошо, но мимо кочки с брусникой тоже не пройти. Собирать я ее не хочу, но несколько горстей в рот закинул. Хороша сейчас эта ягода.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-3

Не то что черника, которая еще стоит на кустах, но уже водянистая и практически безвкусная. Только на отдельных, солнечных местах крупные черничины еще сохраняют летний вкус.

Приятной неожиданностью стали попадающиеся изредка белые. Не шквал, но по сравнению с прошлыми походами - вполне прилично. Правда многие норовили спрятаться или притвориться какой-то поганкой. Но в итоге это наверное лучший заход за белыми у меня в этом сезоне.

Понятное дело, что кроме белых никуда не делись и подберезовики

И стайные, и штучные, они конечно составили основу сбора. Но в этот раз и красные тоже попадались.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-6

И даже нашелся рекордный гриб, вполне крепкий, но оставленный на развод.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-7

Немного попадалось моховиков. Видимо им еще не сезон. Чуть позже их будет побольше, но сейчас небольшие семейки радовали глаз.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-8

И отдельная песня - козлята. Об их изобилии я даже снял небольшое видео. Но я их не беру, хотя например мариновать они мало чем хуже того же моховика ( который кстати и не моховик совсем, а тоже один из видов масленка). Но собирать козлят мне откровенно лень 90% их червивы с самого своего момента проклевывания. Но посмотреть на россыпи этих грибов бывает соблазнительно

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-9

Но грибы - грибами, а мы потихоньку продвигаемся к цели путешествия. И тут снова не могу не сказать о ... вредительстве Яндекса.

Раньше я даже не брал с собой других навигаторов, поскольку определение координат Яндексом работало отлично. Иногда с небольшой задержкой, в местах с плохим интернетом, но в целом, "зацепив" местоположение, Яндекс тащил точку довольно точно. Теперь, фигушки.

Вышли на берег озера, решили свериться с картой.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-10

Место, где я в свой первый поход на Медное три года назад ловил окуней. Находится на противоположном от дороги берегу озера.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-11

Фиолетовая точка на карте вверху примерно соответствует реальному местоположению. Яндекс при включении карты показывает несколько секунд реальное местоположение, а потом "красная стрелочка" улетает куда Бог пошлет. (Предполагаю, что к ближайшему ретранслятору) . И дальше начинается "угадай где ты находишься". Впрочем о том, что Яндекс испортился как навигатор, я уже писал.

Но вот это оставшееся свойство - определять в первые секунды местоположение правильно мне все же реально помогло. В противном случае до ДОТа бы мы так и не дошли. Даже находясь в нескольких десятков метров от него можно пройти мимо, если идти лесом.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-12

А вот с небольшой старой дороги он виден хорошо, хоть конечно и сильно зарос. К тому же место посещаемое, похоже тут летом был чей то лагерь, понастроили шалашей и загородок прямо на ДОТе.

Про ДОТ тоже снял небольшое видео. Уже после похода посмотрел в интернете. Служили на таких точках... девушки. Такой ДОТ - 9 девчат. Понятно, почему такие мелкие помещения внутри. Мне в рост там не встать.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-14

Три помещения внутри, но непонятно, как там люди размещались, очень тесно. В одной из "комнат" (хотя клетушку 2 х 2 метра сложно назвать комнатой, сохранилась лестница из скоб наверх

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-15

Видимо наверху был еще колпак, но после войн его взорвали, как делали с многими финскими ДОТами на перешейке.

О наличии "чего-то" наверху говорит и странно выгнутая арматура снаружи. (Выделил синим)

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-16

Сзади вход и немного траншейных коммуникаций. Над входом видны остатки труб, видимо системы вентиляции.

Но внутри все оборудование давно демонтировано. Голые стены. Только в одном месте осталось несколько фарфоровых изоляторов от проводки. Общее впечатление - гнетущее. Внутри сыро и холодно. Наверное такой и должна быть память войн, что б не вызывать романтизма. И не забывать нашу историю.

Походили по ДОТу минуты три. Больше не за чем. И потихоньку пошли в обратную дорогу. Хотели сначала дожать круг вокруг озера. Но, прикинув время и расстояния, решили поискать "короткую дорогу" назад. И в общем-то нашли, и даже миновали поселок, обойдя его по линиям электропередач.

Прогулка получилась и интересной, и добычливой.

Карельский укрепрайон - система оборонительных сооружений, построенных на Советско-Финской границе в 20-30 годы прошлого века. В окрестностях Сертолово остатков этих укреплений довольно много.-18

Если б еще с собранными грибами не надо было бы возиться...