Найти в Дзене
Дневник без памяти

Идеальная жена Третьего рейха

Какой была Магда Геббельс- идеальная арийка и самая жестокая мать Третьего рейха. Когда в 1938 году Гитлер планировал свой визит в Рим по приглашению его коллеги - диктатора Бенито Муссолини, он знал, что только одна из жён немецких лидеров сможет получить одобрение итальянского двора и соблюсти его жестокий протокол. Это была Магда Геббельс- жена министра информации и немецкой пропаганды. Но, увы, она ожидала ребёнка и не смогла сопровождать делегацию по этому случаю. Действительно, Магда Геббельс считалась первой леди Третьего рейха. Верная последовательница Гитлера и его идеологии, она была очень многогранной личностью. С раннего детства Магда вращалась в высшем обществе, много путешествовала и была талантливым лингвистом. Ко всему прочему она была умна, очаровательна и элегантна. Заботливая и прилежная жена одного из главных нацистов, Магда долгое время была иконой и примером идеальной матери национал-социализма. Что, впрочем, совершенно не помешало ей в один миг оборвать жизни ш

Какой была Магда Геббельс- идеальная арийка и самая жестокая мать Третьего рейха.

Когда в 1938 году Гитлер планировал свой визит в Рим по приглашению его коллеги - диктатора Бенито Муссолини, он знал, что только одна из жён немецких лидеров сможет получить одобрение итальянского двора и соблюсти его жестокий протокол. Это была Магда Геббельс- жена министра информации и немецкой пропаганды. Но, увы, она ожидала ребёнка и не смогла сопровождать делегацию по этому случаю.

Действительно, Магда Геббельс считалась первой леди Третьего рейха. Верная последовательница Гитлера и его идеологии, она была очень многогранной личностью. С раннего детства Магда вращалась в высшем обществе, много путешествовала и была талантливым лингвистом. Ко всему прочему она была умна, очаровательна и элегантна. Заботливая и прилежная жена одного из главных нацистов, Магда долгое время была иконой и примером идеальной матери национал-социализма. Что, впрочем, совершенно не помешало ей в один миг оборвать жизни шестерых своих детей…

-2

Магда Геббельс родилась в 1901 году в Берлине, правда при рождении ее звали по другому: Йоханна Мария Магдалена. Девочка родилась вне брака, её Мама Августа работала горничной у инженера Оскара Ришеля и рассчитывала, что именно родившееся дитя позволит перестать ей быть в доме слугой и поможет превратиться в полноправную хозяйку. Стоит заметить, что ей это удалось, правда Оскар не любил маленькую Магду. Более того, он откровенно боялся ребёнка, уверяя, что в её застывшем взгляде есть что-то дьявольское.

Семья просуществовала не долго. Августа и Оскар развелись, когда Магде исполнилось четыре года. А когда девочке было семь лет ее Мама вышла замуж во второй раз, за состоятельного предпринимателя еврея Рихарда Фридлендера. Для Магды отчим оказался счастливым билетом в новую жизнь, наполненную любовью, заботой и возможностями. Падчерицу Рихард обожал и всячески баловал. Он с удовольствие тратил на ребёнка и деньги и время. Вскоре Магда стала не только обладательницей восхитительных платьев и игрушек, о которых раньше могла только мечтать, но и наконец поняла, что такое отцовские любовь и внимание.

-3

Их связь была настолько сильной, что когда Августа развелась с Рихардом, девушка в знак протеста взяла его фамилию. Конечно, тогда она не могла знать, что через несколько лет, когда в Германии будет процветать нацизм, а евреев будут преследовать и массово уничтожать, её отчим сгинет в концлагере. Историки до сих пор не знают, была ли Магда Геббельс в курсе того, что делали с её отчимом, когда она посещала приёмы и во всём поддерживала мужа. Но одно известно точно: отношение к «еврейскому вопросу» своего мужа и фюрера, которого Магда любила не меньше супруга, фрау Геббельс приняла и никогда не пыталась спорить с ними на эту тему.

С первым мужем Магда познакомилась в поезде, когда возвращалась из Берлина в пансион, где получала образование. На первый взгляд это была неслыханная удача: не так часто в одном купе с тобой оказывается настоящий миллиардер, да ещё и недавно овдовевший. Гюнтер Квандт на тот момент как раз подумал о новом браке и потому с удовольствием флиртовал с милой попутчицей-блондинкой. Магда же не упустила своего шанса, но как скоро стало понятно - себе на беду.

-4

На момент свадьбы ей было 19 лет, Гюнтеру - 39. Девушка мечтала о приемах и путешествиях, в то время, как Квандт предпочитал сидеть дома и оказался ужасным скрягой. Со стороны всё выглядело идеально, но вскоре Магда лишилась и денег, и свободы. Каждую копейку и поход в театр приходилось вымаливать у мужа, его родственники возненавидели молоденькую «выскочку», Гюнтер требовал, чтобы супруга занималась только воспитанием детей - двое у него остались от первого брака, ещё троих он усыновил после гибели приятеля.

Единственным хорошим воспоминанием Магды о первом браке стала поездка в США. Не надо было присматривать за детьми и заниматься хозяйством, она увидела множество прекрасных мест, каждый день встречалась с новыми людьми, постоянно слышала комплименты…В неё даже влюбился племянник президента США Герберт Гувер: мужчина клялся, что женится на Магде, пусть только она уйдёт от Гюнтера. Но так получилось, что в итоге Магда выбрала не племянника президента США, а молодого студента-еврея Виктора Арлозорова, с которым завела роман.

-5

Виктор искренне любил девушку и бросался выполнять любые ее капризы. И для Магды это закончилось разводом: Гюнтером обнаружил письма Арлозорова и выгнал супругу из дома. Вот только он не знал, что фрау Квандт захватила с собой не только платья, но и его послания любовницам. Когда это всплыло на суде, доказав неверность мужа, Магда получила огромные отступные, содержание, квартиру в столице, право пользоваться поместьем и опеку над единственным рождённым в браке сыном Харольдом.

От Квандта Магда ушла в 1929 году и уже через год бросила Арлозорова, так как влюбилась в другого мужчину: как-то она услышала выступление министра нацистской пропаганды Йозеффа Геббельса и пропала. Безусловно, Магда не прониклась в мгновение Ока идеями нацизма и антисемитизма, однако, ее покорило то, с каким вниманием и одобрением люди слушали речи Геббельса. Падкая ко всеобщему вниманию, Магда решила попытаться обязательно привлечь такого видного мужчину. Отныне все её мысли были заняты Геббельсом и единственное, о чем она мечтала - встретиться с ним и получить хоть один шанс очаровать его. Сидеть сложа руки Магда не стала: сначала она вступила в партию НСДАП, а очень скоро стала личной помощницей Геббельса. Правда, при первой встрече с ним она была несколько разочарована. Йозеф Геббельс был маленького роста и худощав, к тому же хромал в следствие перенесённого в детстве остеомиелита и поэтому пользовался ортопедическим устройством. Но при этом он был непревзойдённым оратором, умеющим быстро завладеть умами своих слушателей, и Магда оказалась в их числе. Вскоре они поженились. «Мы дали торжественный обет друг другу: когда мы покорим Рейх, мы станем мужем и женой. Я очень счастлив!» - писать Геббельс в дневнике за год до свадьбы.

Ещё до свадьбы Геббельс познакомил Магду с Адольфом Гитлером, который сразу расположил к себе жену лучшего друга. Фюрер даже выступал в качестве шафера жениха, когда пара поженилась в декабре 1931 года.

-6

А вскоре Магда поняла, что любит лидера национал-социалистов чуть ли не больше, чем собственного мужа…

Рассказывали, что Адольф как-то признался, что тоже испытывает к избраннице соратника некоторые чувства, а потом добавил: «Но моя невеста - Германия, а долг - служить немецкому народу!» И Магда поняла, что её единственный шанс оставаться возле фюрера - быть женой его верного министра.

Какой была Марта Геббельс хорошо описывает С.Реутов в книге «Любовь в объятиях тирана»:

«Она следила за своей внешностью, пользовалась косметикой, меняла в течение дня одежду в соответствии с обстоятельствами и носила исключительно платья, сшитые для неё лучшими модельерами. Она всегда была аккуратно причёсана, у неё были холёные ухоженные руки. Она так хорошо научилась владеть собой, что однажды, когда на кухне взорвалась газовая плита, продолжала, не моргнув глазом разговаривать со своими гостями… Магда стала прямой противоположностью настоящей немецкой женщины - скромной и послушной, не курящей, не употребляющей алкоголя, довольствующейся незатейливой одеждой. И именно её Гитлер безусловно ценил, только ею восхищался, только ей он безгранично доверял и только ей он прощал и ни разу не упрекнул за пристрастие к курению и крепким напиткам. Только с ней он вёл себя абсолютно раскованно, только к ней он обращался за советом и только к её советам он прислушивался. Она была единственной женщиной, с которой он мог говорить о политике, и только её он считал особой в высшей степени достойной и представлял её как свою первую даму.

И она платила ему безграничным восхищением и преданностью…»

Магда и Йозеф стали родителями шестерых детей, которых они окрестили именами, начинающимися с Латинской буквы «Н» - инициала фамилии их обожаемого лидера: Хельга, Хильдегард, Хельмут, Хольдине, Хедвиг, Хейдрун. Магда также была первой женщиной, получившей Почетный крест немецкой матери - награду, которая должна была сделать её образцом для подражания для других немецких матерей. Однако, семейная жизнь Геббельсов не была безоблачна…

Как оказалось, Йозеф с лёгкостью заводил романы на стороне, и когда Магда узнала об очередном романе мужа с молодой чешской актрисой ( которую он, к слову, поселил в их квартире, в соседней спальне), решила развестись. Магда и сама не была образцом супружеской верности, но подобное её глубоко оскорбило. Конечно, никакого развода не последовало: Магда отказалась от него, когда фюрер счёл, что эталонная леди не имеет права разрушать семью.

Что касается детей, то воспитывала их Магда Геббельс по заветам Третьего рейха. Только первой дочери, Хельге, повезло. Книга терапевта Иоганны Хаарер «Немецкая мать и её первенец» вышла спустя несколько лет после рождения Хельги. Всем остальным детям пришлось пройти через «правила Иоганны», суть которых сводилась к тому, чтобы избежать эмоциональных привязанностей матери и ребёнка. Детей с рождения предписывалось держать в одиночестве, а плачь игнорировать: утешишь малыша один раз и ребёнок поймёт, что для привлечения внимания ему достаточно заплакать. И как итог, из него вырастет «маленький, но непримиримый домашний тиран». В остальном, как и многие другие дети Германии маленькие Геббельсы забавлялись с игрушечным автомобилем, в котором сидел крошечный Гитлер с подвижной рукой. А вечером семья собиралась за настольными играми: бросая кубики и двигая фишки, они уничтожали английский флот или выгоняли евреев из города.

Роль «идеальной супруги и матери» к концу жизни сильно подкосила Магду - она чувствовала себя совершенно измождённой. Она ослабела и морально, и физически и всё чаще посещала больницу и провозила всё больше времени в домах отдыха. Магда страдала тяжёлой невралгией, поразившей мышцы лица. Кроме того, у неё начались проблемы с сердцем, а последние силы забирала затяжная депрессия, которую Магда лечила проверенным средством - коньяком. Но фрау Геббельс до последнего продолжала изображать счастье, которого на самом деле в её жизни почти никогда и не было…

«Я сообщил фюреру, что ты тоже твёрдо решила остаться в Берлине и даже отказываешься передавать наших детей каким-либо посторонним лицам. Фюрер не считает, что такой поступок является правильным, но он вызывает у него восхищение. Он очень доволен нами.», - говорил Геббельс жене в апреле 1945 года, когда Красная Армия уже подходила к Берлину. И Магда ответила ему: «Мы связаны с Рейхом самыми прочными узами. Его победа - наша победа, его крах - наша гибель. Вместе с нашими детьми мы переедем в бункер рейхсканцелярии и останемся с фюрером до конца…»

30 апреля 1945 года Гитлер покончил с собой, а незадолго до того, предчувствуя печальный финал, Магда написала письмо своему первому сыну, который в это время находится в лагере военнопленных в Северной Африке: «Мир, который придёт после Фюрера, не стоит того, чтобы в нём жить. Поэтому я изберу детей с собой, уходя из него. Жалко оставить их жить у той жизни, которая наступит. Милостивый Бог поймёт, почему я решилась сама, взяться за своё спасение». Так жена главного нацистского пропагандиста решила уйти на тот свет и захватить с собой всех своих детей, которым было от 4-х до 11-ти лет. В бункере было множество людей, которые умоляли пощадить малышей. Клялись, что сберегут их и тайно вывезут из страны под другими именами. Однако, Магда была непреклонна. 1 мая 1945 года она попросила врача сделать детям уколы морфина, после чего, уже сонным, им положили в рот раздавленные капсулы с ядом. Потом Магда попросила мужа поскорее покончить и с ней: перед тем, как принять цианистый калий он смотрел, как его жена корчится в предсмертных муках… Никакой жалости не вызывает смерть этих двух приспешников Гитлера, но фотография из шестерых детей, одетых в пижамы и аккуратно лежащих в ряд на коврике, словно спящих, а не мёртвых, не может не вызвать жалости и эмоций…

Трупы четы Геббельсов были свалены охраной в яму, где раньше похоронили двух собак, на которых Гитлер испытывал яд, и сожжены. Их обгоревшие тела были найдены советскими военными, а опознаны они были в том числе и по золотым партийным значкам НСДАП на остатках одежды и лежащему рядом золотому портсигару Гитлера, который он за несколько дней до самоубийства подарил жене Геббельса. Но больше всего советских солдат ужаснула усиленная вскоре картина: в одной из спален словно спали в своих кроватях шестеро маленьких детей.

Старший сын Магды от первого брака - Харальд Квандт перелил войну и жил обычной жизнью. Если не считать того, что стал миллиардером. Вместе со своим единокровным братом он унаследовал промышленную империю, созданную их отцом Гюнтером Квандтом ( при нацистах она производила огнестрельное оружие марки «маузер» и зенитные снаряды ). Единственный выживший сын Магды Геббельс скончался в 1967 году и его бизнес-империя перешла к четырём дочерям. После войны и вплоть до самой смерти он ни разу не давал интервью о своей матери и отчиме.

Интересно, что одна из дочерей Харальда, Колин-Беттина, пройдя ортодоксальный гиюр, вышла замуж за еврея, а их сын (правнук Магды Геббельс) получил имя Хаим (на иврите означает «жизнь»). Он переехал жить в Израиль и сделал карьеру военного. Как и его дед, Хаим предпочитал ничего не рассказывать о связях с одной из самых нацистских семей и ничего не делает знать о своей прабабушке, которую считает самой жестокой матерью в мире.