Найти в Дзене
Особое мнение

Все версии фильма "Крик" (Scream, 1996)

История создания этого фильма началась с нищего начинающего сценариста по имени Кевин Уильямсон, который в начале 90-х после окончания колледжа переехал в Голливуд. Однажды, в марте 1994 года, Уильямсон присматривал за домом своего друга, и на третий день пребывания в одиночестве ему на глаза попался шедший по телевизору эпизод программы "Поворотный момент" (Turning Point, 1994-1999), в котором рассказывалось о серийном убийце по имени Дэнни Роллинг. В августе 1990 года Роллинг в небольшом городке Гейнсвилль, штат Флорида, в течение четырёх дней убил пятерых студентов, вломившись в их дома. Он изувечил их тела, а одного из них вообще обезглавил.

"Мне стало очень жутко. От страха я даже плохо соображал. Во время перерыва на рекламу я услышал шум. И мне пришлось пойти осмотреть дом. И я вошёл в гостиную, а окно там было открыто”, - рассказывал Уильямсон на канале CNN в 1998 году. - Я прожил в этом доме два дня. И никогда не замечал, чтобы это окно было открыто. И вот тут, я по-настоящему испугался. Я пошёл на кухню, взял нож для разделки мяса и мобильный телефон. Я набрал номер своего приятеля." Приятель, которого звали Дэвид Бланчард, всё время пока Уильямсон осматривал дом, говорил с ним по телефону. Он постоянно произнёс: "Берегись, Ганнибал Лектер тебя достанет.", а потом он повторял эту фразу с каждым известным ему маньяком из популярных фильмов ужасов.

Обойдя весь дом и не обнаружив там никого, Уильямсон лёг спать. Промучившись всю ночь от кошмаров он проснулся рано утром и сразу начал писать сценарий, пока ещё свежи были воспоминания. За основу он взял написанную им ещё в колледже небольшую одноактную пьесу, в которой девушку по телефону донимает неизвестный человек. В результате было написано вступление на 25 страниц, тот самый знаменитый пролог, в котором неожиданно для всех погибает героиня Дрю Бэрримор. Но пока он отложил его в сторону.

Кевин Уильямсон
Кевин Уильямсон

В то время Уильямсон закончил работу над своим первым сценарием, который назывался "Убить миссис Тингл" (Killing Mrs. Tingle). Он передал его своему приятелю-агенту и уже через две недели сценарий был "забронирован" кинокомпанией Interscope (есть в Голливуде такой термин как "optioned", когда заинтересованное лицо за небольшую плату, оговоренную в контракте, получает первоочередное право впоследствии на покупку сценария, если дело дойдёт до запуска проекта в производство). Режиссёром будущего фильма должен был стать Джо Данте ("Вой", дилогия "Гремлины"). По словам Уильямсона, он почти год потратил, работая над переписыванием сценария вместе с Данте, однако по каким-то причинам постановщик решил отказаться и проект был "заморожен". Правда после успеха "Крика" он был в срочном порядке снова запущен в производство под немного изменённым названием "Проучить миссис Тингл" (Teaching Mrs. Tingle).

В итоге Уильямсон оказался без работы и у него катастрофически не хватало денег на жизнь. Чтобы заработать хоть немного, он решил дописать начатый ранее сценарий о телефонном маньяке, к которому у него уже было готово вступление. Он надеялся быстро его закончить и продать хотя бы за $5 тыс. какому-нибудь продюсеру вроде Роджера Кормана, у которого Уильямсон успел даже сняться в парочке фильмов до того, как принял твёрдое решение стать сценаристом. Это оказалось не сложно, тем более, что ранее он не раз в мыслях возвращался к этому сюжету и уже представлял его в общих чертах. Весь процесс у него занял всего один уик-энд, во время которого он для большего вдохновения слушал саундтрек из карпентеровского "Хэллоуина" (Halloween, 1978). Также сценарист сразу набросал на пяти страницах идеи и для возможных двух продолжений, чтобы показать потенциальную финансовую привлекательность своей истории. Изначально будущий фильм носил название "Страшное кино" (Scary movie).

Уильямсон передал сценарий своему агенту и очень скоро о нём уже говорил весь Голливуд. И хотя все были от него в восторге, приобретать права на его экранизацию пока никто не торопился, поскольку жанр ужасов в то время находился в большом упадке. Некоторую заинтересованность проявляли компании Universal Pictures и Morgan Creek Entertainment, но в итоге всё свелось к двум потенциальным покупателям - производственной компании Оливера Стоуна под покровительством Paramount Pictures и Woods Entertainment, которая в то время заключила сделку на производство своих фильмов под покровительством компании братьев Вайнштейн Miramax. И хотя Paramount предлагала бо́льшие деньги, Уильямсон решил продать своё детище Miramax, поскольку та обещала немедленно запустить его в производство. По слухам, гонорар сценариста составил от $400 тыс. до $500 тыс.

Основатели кинокомпании Miramax братья Боб и Харви Вайнштейны
Основатели кинокомпании Miramax братья Боб и Харви Вайнштейны

"На самом деле Оливер Стоун предложил нам больше денег, - рассказывал, наученный опытом, Уильямсон, - но я выбрал Miramax, потому что у них был новый лейбл - Dimension Films. Он специализировался на создании жанровых фильмов, и я решил, что с ними у сценария будет больше шансов быть экранизированным. Если бы Оливер Стоун или Paramount купили его, он легко мог затеряться в процессе разработки на студии."

Согласовав с Бобом Вайнтштейном необходимые изменения, Уильямсон отправился править свой текст. Вайнтштейн потребовал немного снизить градус жестокости и исключить из сценария отрубленные конечности и покинувшие своё привычное местонахождение внутренние органы, а также добавить ещё одну сцену убийства в середине фильма, поскольку слишком долго там ничего такого не происходило. Название тоже не совсем устраивало Вайнштейна - он хотел, чтобы у потенциального зрителя не возникло ошибочное представление о фильме как о комедии, но его поменяли уже позже, по ходу съёмочного процесса.

Далее продюсеры занялись поиском подходящего режиссёра, который бы смог грамотно перенести сценарий на экран. Сначала никто и не думал о кандидатуре Уэса Крэйвена, полагая что это должен быть кто-то из молодых и талантливых постановщиков вроде Брайана Сингера или Роберта Родригеса, чьи фильмы "Обычные подозреваемые" (The Usual Suspects, 1995) и "Отчаянный" (Desperado, 1995) были очень популярны в то время. Кандидатуру Крэйвена предложила исполнительный продюсер Марианн Маддалена, которая до этого неоднократно работала с ним в качестве его ассистента, в том числе и над последним на тот момент его фильмом "Вампир в Бруклине" (Vampire in Brooklyn, 1994).

Уэс Крэйвен, одно из ранних фото
Уэс Крэйвен, одно из ранних фото

Маддалена показала сценарий Крэйвену, которому тот очень понравился, и он даже согласился оказать любую необходимую помощь в его производстве, однако занять должность режиссёра наотрез отказался, поскольку твёрдо для себя решил покинуть "гетто хоррора" и попробовать свои силы в другом жанре. Плюс ко всему у него намечался другой проект - новая экранизация готического романа Шерли Джексон "Призрак дома на холме" (The Haunting of Hill House, 1959), в котором ужасы уходили на второй план и большее внимание уделялось психологической составляющей истории. Так что продюсеры продолжили свои поиски предлагая занять режиссёрское кресло таким людям как Дэнни Бойл, Том Маклафлин, Сэм Рэйми, Джордж А. Ромеро, Квентин Тарантино и Энтони Уоллер. Однако все они видели будущий фильм как комедию, что совершенно не устраивало руководство студии.

Тем временем, один из продюсеров фильма Кэри Вудс, заручившись поддержкой своего приятеля и по совместительству агента Дрю Бэрримор, сумел заинтересовать актрису сценарием Уильямсона, и та согласилась сыграть роль Сидни Прескотт. И когда к проекту уже была прикреплена Бэрримор, Крэйвен пару месяцев спустя после своего первого знакомства со сценарием, ещё раз перечитал его и в этот раз уже не был так категоричен. С экранизацией "Призрака дома на холме" у него ничего не получилось, и он заявил, что если студия Miramax сделает ему достойное предложение, то он может и согласиться, и Вайнштейн пообещал режиссёру полную свободу при выборе своего следующего проекта.

Уильямсон переживал, что Крэйвен захочет внести какие-то свои правки и изменения в его текст, которые полностью поменяют его первоначальную идею. И когда он получил от режиссёра целую стопку листов его заметок, он был просто в ужасе, однако оказалось, что в основном там были подправлены различные ошибки и опечатки, которые Крэйвен не мог оставить без внимания, будучи преподавателем английского языка по специальности.

С Дрю Бэрримор, утверждённой на главную роль, создатели фильма устроили кастинг на роли остальных персонажей. Планировалось набрать молодых ещё не примелькавшихся актёров, за исключением репортёрши Гейл Уэзерс, на роль которой хотели пригласить кого-то более опытного. Рассматривалось множество известных актрис того времени, среди которых были Брук Шилдс и Джанин Гарофало, но предпочтение решили отдать набирающей популярность телевизионной актрисе Кортни Кокс, больше известной как Моника Геллер из ставшего уже культовым телесериала "Друзья" (Friends, 1994 – 2004). Крэйвен поначалу сомневался в её кандидатуре, и тогда она написала ему письмо с заверениями, что, не смотря на её привычное для всех амплуа, "стать «с***кой» для неё не составит проблем".

На роль Билли Лумиса студия сама продвигала своего кандидата - актёра Винса Вона, который сыграл в готовившемся к выходу в прокат фильме Miramax "Тусовщики" (Swingers, 1996) и в котором студийные боссы увидели серьёзные задатки будущей кинозвезды. Однако он не смог участвовать в кастинге из-за болезни. Что интересно и получивший в итоге эту роль Скит Ульрих, быстро набиравший в то время популярность в Голливуде, тоже не смог участвовать в кастинге на роль Билли из-за занятости на других проектах, но очень хотел сыграть роль серийного убийцы. По счастливой случайности его девушка Леонора Скелфо также участвовала в кастинге и получила небольшую роль чирлидерши в сцене в женском туалете. Во время прослушивания она упомянула, что её привёз туда её парень. А когда она назвала его имя, то директор по кастингу Лиза Бич, которая изначально очень хотела пригласить его на пробы и неоднократно пыталась их организовать, лично вышла к машине и попросила Ульриха пройти прослушивание на роль Билли.

Уэс Крэйвен и Дрю Бэрримор на съёмках
Уэс Крэйвен и Дрю Бэрримор на съёмках

Дэвид Аркетт изначально был приглашён на прослушивание на роль Билли Лумиса, однако актёру больше приглянулся заместитель шерифа Дьюи Райли, который в сценарии был прописан как "тупой качок". Аркетт предложил Крэйвену немного изменить этот персонаж, сделав его похожим на Джона Уэйна, который пытается быть крутым парнем, но у него для этого слишком доброе сердце. По сценарию героя Аркетта в финале убивали, но во время съёмок Крэйвен понял, что персонаж может понравится зрителям, и на всякий случай снял эпизод, в котором живого Дьюи грузят в машину «Скорой помощи». И оказалось, что интуиция режиссёра не подвела - на тестовом показе зрителям очень понравился этот персонаж, и он решил "оставить его в живых".

Также изначально на роль Билли прослушивался и Мэттью Лиллард, но ему предложили попробовать себя в роли Стю. Актёр в тот же день потратил несколько часов на заучивания реплик у себя в машине, пока ждал начала прослушивания на эту роль.

Уэс Крэйвен и Дэвид Акркетт на съёмках
Уэс Крэйвен и Дэвид Акркетт на съёмках

Уже после того, как начался кастинг и были выбраны некоторые актёры на основные роли, вдруг выяснилось, что Дрю Бэрримор не сможет сыграть Сидни Прескотт, потому что обнаружились накладки в её съёмочном графике и у неё возникли обязательства по другим более приоритетным проектам. Исполнительный продюсер Марианн Маддалена, заявляла, что Дрю хотела вообще покинуть проект, но, чтобы не расстраивать Вайнштейнов, решила исполнить небольшую роль жертвы в прологе. И хотя все в итоге согласились, что это даже пойдёт фильму на пользу, неожиданно посреди подготовки к съёмкам остаться без актрисы на главную роль было известием не из приятных и пришлось в срочном порядке организовывать прослушивание на роль Сидни.

Среди основных претенденток на неожиданную вакансию оказались Алисия Уитт, Бриттани Мёрфи и Нив Кэмпбелл. Также какое-то время рассматривались кандидатуры Молли Рингуолд, которую в этой роли очень хотел бы видеть Кевин Уильямсон, и Риз Уизерспун, но Рингуолд посчитала что уже не готова играть подростка в свои 27 лет, а Уизерспун выглядело слишком юной, хотя и была ровесницей большинства других претенденток. Ну и в конечном итоге, после совместных прослушиваний с уже утверждённым на роль Скитом Ульрихом Крэйвен остановил свой выбор на 22-летней канадской актрисе Нив Кэмпбелл. Крэйвену понравилось, как она исполнила свою роль в телевизионном сериале "Нас пятеро" (Party Of Five, 1994–2000), по словам режиссёра, там он разглядел её способность «достоверно сыграть невинность и справиться с физически и эмоционально тяжёлой ролью». Также все участники кастинга отметили её атлетизм, приобретённый после десяти лет занятий балетом в детстве, который придавал её героине необходимую внутреннюю силу.

Уэс Крэйвен и Нив Кэмпбелл на съёмках
Уэс Крэйвен и Нив Кэмпбелл на съёмках

На роль Татум Райли, подружки Сидни, основными претендентками были Наташа Лионн, Роуз МакГоуэн и Тора Бёрч. Крэйвен отдавал своё предпочтение Наташе Лионн, однако оказалось, что ей на момент прослушивания было всего 16 лет, а это означало, что она не сможет участвовать в съёмках без официального разрешения от своих родителей, такая же ситуация была и с Торой Бёрч. Так что единственной подходящей по всем параметрам кандидаткой оказалась Роуз МакГоуэн. Но и у неё не всё прошло гладко. Miramax предложила ей гонорар в $50 тыс., но её агент выдвинул требование в $250 тыс., чем неимоверно разозлил боссов студии. Так что, чтобы вернуть себе роль МакГоуэн пришлось ещё три раза пройти прослушивания, устроенные ей в назидание, и получила она за роль ровно $50 тыс., хотя всем остальным основным актёрам в итоге заплатили по $100 тыс.

На роль Рэнди Микса, ходячей киноэнциклопедии, был выбран Джейми Кеннеди, для которого это была практически первая роль в кино, если не считать находившегося параллельно в разработке фильма База Лурмана "Ромео + Джульетта" (Rómeo + Júliet, 1996), где он исполнил небольшую роль кузена заглавного героя. Кроме него на эту роль рассматривались Сэт Грин, Джейсон Ли и Брекин Мейер. И студия была не очень довольна выбором Крэйвена, предпочитая видеть в этой роли более опытного актёра, но режиссёр сумел убедить всех в правильности своего выбора, за что Кеннеди был очень ему благодарен.

Также в фильме есть несколько любопытных камео. Сам режиссёр появился в образе уборщика в школе по имени Фред, одетого в культовые красно-зелёный свитер и широкополую шляпу. Ненадолго в кадре появилась и звезда "Изгоняющего дьявола" (The Exorcist, 1973) Линда Блэр, сыгравшая наглую репортёршу, пытающуюся взять интервью у Сидни возле школы.

Когда дошло дело до выбора места съёмок, изначально было принято решение, что из-за наличия в сценарии большого количества различных локаций, где просиходит действие, снимать будут не в павильонах, а на натуре. Специально обученные агенты по поиску локаций подыскали для Крэйвена подходящие варианты в трёх разных городах - Уилмингтон в штате Северная Каролина, Ванкувер в канадской провинции Британская Колумбия и Санта-Роза на севере штата Калифорнии.

Самый экономически выгодный канадский вариант не устроил режиссёра, поскольку из-за сурового климата частные дома там были редкостью, а те что попадались были в основном из брёвен или кирпича, мрачные и с маленькими окнами. Режиссёру же хотелось, чтобы дома в его фильме подчёркивали уязвимость персонажей и не выглядели как крепость, особенно дом для пролога, в котором убивают героиню Дрю Бэрримор - его Крэйвен представлял сделанным преимущественно из стекла.

Приблизительно по тем же причинам был отвергнут вариант и с Уилмингтоном. Хотя климат там был и значительно мягче, чем в Канаде, и дома там большей частью были деревянными, но окна у них всё равно были небольшими, и к тому же там возникали большие сложности с довольно оживлённым движением на местных дорогах, которое было бы очень трудно регулировать в процессе съёмок.

И только в калифорнийском городке Санта-Роза Крэйвен наконец нашёл то, что искал. Но тут возникла другая проблема - стоимость проведения съёмок там была намного выше и требовала увеличения бюджета фильма приблизительно на $2 млн. Этому известию совсем не обрадовались братья Вайнштейны, к которым Крэйвен приехал в Нью-Йорк, чтобы обсудить результаты своих поисков. После довольно бурного обсуждения, в конце которого режиссёр вышел из их офиса полагая, что он уволен, Вайнштейны всё-таки передумали и выделили необходимые средства на съёмки в Калифорнии.

Но на этом проблемы с Санта-Розой не закончились. Среди прочих всевозможных соглашений и разрешений подписанных и согласованных с различными городскими институтами, было также и соглашения с местной школой, согласно которому, кинематографисты в обмен на $10 тыс. получали право снять необходимые им сцены на её территории в период с 19 апреля по 4 мая 1996 года. И во время подписания этого соглашения никаких проблем не возникло - всех его участников всё устраивало.

Нив Кэмпбелл и Роуз МакГоуэн
Нив Кэмпбелл и Роуз МакГоуэн

Однако, к исходу марта один из попечителей школьного совета вдруг решил выразить протест против разрешения создателям фильма использовать школу, возмутившись тем, что в фильме есть "сцены с потрошением подростков". Также были обнаружены и другие сцены, вызвавшие недовольство школьного совета.

Это дело получило широкую огласку среди местных жителей, ещё и потому, что они не успели оправиться после похищения осенью 1993 года молодой девушки по имени Полли Клаас из расположенного неподалёку городка Петалума. Это дело тогда на два месяца привлекло внимание не только всех соседних городов, но и всех Соединённых Штатов, пока не был задержан Ричард Аллен Дэвис, который сознался в её убийстве.

Как бы не возмущалась часть местных жителей, но адвокатам пришлось им напомнить, что соглашение уже было подписано, деньги выплачены и содержание фильма не является юридическим основанием для расторжения этого соглашения. А студия, чтобы задобрить совет школы, предложила увеличить сумму, указанную при заключении соглашения до $30 тыс. В результате было принято решение позволить кинематографистам снимать свой фильм на территории школы, но только не в самом здании, мотивировав это тем, что кинематографисты будут мешать учебному процессу. Эти кадры Крэйвену пришлось снимать в здании бывшей начальной школы, а ныне общественного центра, расположенного в 30 километрах южнее Санта-Розы городка Сонома, что обошлось студии в дополнительные $27 тыс.

Уэс Крэйвен в отместку за причинённые школьным советом неприятности, которые в общей сложности обошлись создателям в $300 тыс., в финальных титрах добавил особую надпись: "Никакой благодарности школьному совету города Санта-Роза".

-13

До начала съёмок ещё оставалось решить вопрос с внешним видом главного злодея, которого Уильямсон в сценарии описал просто как "ghost mask killer" (убийца в маске призрака). Создание маски было поручено Грегу Никотеро, одному из основателей компании KNB EFX, которую наняли для создания специального грима и специальных эффектов для фильма. "[Никотеро] делал разные маски. Это были ведьмы, это были гоблины с большими носами с бородавками, ну вы знаете, как выглядят ведьмы...", - вспоминал художник фильма Брюс Алан Миллер. Но ни один из предложенных Никотеро вариантов не нравился режисёру.

Как это часто бывает помог случай. Когда Миллер, Маддалена и Крэйвен подыскивали дом, в котором могла бы жить Татум, лучшая подруга Сидни, вместе со своим братом Дьюи, им попался один, принадлежавший местному юристу и его жене. В детской комнате на втором этаже, которую супруги решили не переделывать, несмотря на то, что их дети выросли и жили уже в своих домах со своими семьями, Маддалена нашла висящую на кровати маску, напоминающую картину Эдварда Мунка "Крик". "Я сбежала вниз и сказала: «Уэс, это наша маска. Она просто великолепная.»", - вспоминала Маддалена. Маска, обнаруженная Маддаленой, была разработана дизайнером Бриджит Слейертин для компании по производству игрушек Fun World в начале 90-х и называлась она "Призрак с арахисовыми глазами" (The Peanut-Eyed Ghost).

Но никто не разделил её восторга. Прошло ещё пара недель безуспешных попыток и в отчаянии Миллер послал своего помощника в дом того юриста, чтобы тот одолжил у семейной пары обнаруженную Маддаленой маску. Сначала KNB EFX, пыталась как-то преобразовать исходную маску создав на её основе свою, чтобы не пришлось решать вопросов с правообладателем, но у них не получилось придать ей тот же пугающий вид. Тогда продюсерам пришлось связываться с компанией FunWorld, к счастью её название было указано на внутренней поверхности маски, и покупать права на её использование в фильме. Так что Крэйвен наконец-то получил свою маску, но только уже на следующий день после начала съёмок. Поэтому пришлось переснять несколько уже готовых кадров, в которых убийца появлялся в другой маске, которая по словам Крэйвен выглядела очень глупо.

Однако не все испытали облегчение от того, что наконец-то решился не дававший покоя вопрос с маской. Когда Боб Вайнштейн её увидел, он был в ужасе, но не в хорошем смысле этого слова. По словам очевидцев, он грозился отослать на съёмочную площадку пять масок, чтоб Крэйвен с каждой из них отснял сцены, посмотрев которые Вайнштейн бы выбрал ту, которая его устроит больше остальных. "Я думал, что эта маска была дурацкой. - рассказывал позже Боб. - Думал, что люди будут над ней смеяться. Думал, что Уэс сошёл с ума."

Съёмки стартовали 15 апреля 1996 года со сцены убийства героини Дрю Бэрримор. Поначалу всё шло довольно неплохо до те пор, пока спустя несколько дней братья Вайнштейн не увидели первые отчёты со съёмочной площадки. К претензиям по поводу маски добавилось неудовольствие асексуальным внешним видом героини Бэрримор, но самое главное им не понравилась работа самого Крэйвена, которую они назвали "посредственной, в лучшем случае". Вайнштейн даже прислал режиссёру отснятые материалы с других проектов Miramax, которые в то время находились в произодстве, среди которых был и "Ночное дежурство" (Nightwatch, 1997), чтобы продемонстрировать Крэйвену, как надо снимать кино.

Вайнштейн послал несколько доверенных человек разобраться с тем, что происходило на съёмочной площадке, донести до Крэйвена свои претензии и найти пути их решения. В итоге сошлись на том, что режиссёр смонтирует из отснятого материала большую часть сцены с Бэрримор в том виде, в котором он её задумывал и представит на рассмотрение Вайнштейнам. Крэйвен и монтажёр Патрик Люссье в срочном порядке занялись монтажом и отправили готовый результат в Нью-Йорк в головной офис Miramax.

Через 10 минут после того, как просмотр сцены в Нью-Йорке был окончен. Боб позвонил на съёмочную площадку и признал, что был не прав. "Это было очень обидно. Так нельзя обращаться с режиссером. - рассказывала позже продюсер фильма Кэти Конрад. - Это было крещение огнём, которое Уэс, безусловно, выдержал. Это был первый и, вероятно, последний раз, когда Боб признал, что был неправ."

Позже продюсеры фильма предполагали, что у всей этой истории был и скрытый мотив - таким образом Вайнштейн пытался получить от кинематографистов рабочую смонтированную версию вступительной сцены для показа на предстоящем кинофестивале. "Им [Вайнштенам] не разрешалось просматривать отснятый материал в течение восьми недель после завершения съемок. Он [Боб] хотел показать отснятый материал на Миланском кинофестивале", - заявляла Марианн Маддалена. Но, как заявлял продюсер Стюарт М. Бессер, не в характере Боба было о чём-то просить, он любил чтобы все его пожелания выполнялись беспрекословно.

Изначально Крэйвен планировал озвучить убийцу уже на этапе пост-продакшна голосом специально нанятого для этого актёра Роджера Джексона, однако на съёмках Дрю Бэрримор попросила, чтобы этот актёр играл сцены вместе с ней, чтобы она лучше могла вжиться в роль. Чтобы добиться большего погружения, Крэйвен решил спрятать Джексона от Бэрримор в отдельном помещении, откуда он общался с ней по телефону, и даже между дублями он не показывался другим актёрам, что их изрядно пугало и нервировало, а также придавало сценам необходимую реалистичность. Планировалось, что Джексон поможет сыграть свои сцены только Дрю Бэрримор, а впоследствии его вообще хотели заменить на другого актёра - Тома Кэйна. Однако всех настолько впечатлило его исполнение этой роли, что он остался до конца съёмок и снялся во всех последующих частях серии.

В роли самого убийцы в маске в кадре всегда появлялся профессиональный каскадёр, за исключением одной сцены, в которой убийца подкрадывался к ничего не подозревающему Рэнди. В этой сцене под маской прятался Скит Ульрих, лично попросивший об этом одолжении у Уэса Крэйвена.

В этой сцене убийцу сыграл Скит Ульрих
В этой сцене убийцу сыграл Скит Ульрих

Несмотря на довольно напряжённое начало, после того, как смонтированная Люссье и Крэйвеном 13-минутная эпизод был благосклонно принята Вайнштейнами, в дальнейшем съёмочный процесс продолжался без особых потрясений. Студия без каких-либо возражений выделяла деньги на всё, о чём бы не просил их режиссёр, как, например, использование в саундтреке дорогостоящей оркестровой музыки, которая изначально не была включена в бюджет.

Крэйвен создал на площадке очень уютную и дружелюбную атмосферу, в которой каждый чувствовал себя комфортно. Марианн Маддалена рассказывала, что для большинства актёров это был первый опыт работы с режиссёром, в присутствии которого мог они чувствовали себя в безопасности и который относился к ним с уважением. "Вам не приходилось кричать или повышать голос, это не такая атмосфера. Этого требовал Уэс, и мы все этому следовали. Я думаю, что все актёры почувствовали себя частью команды. "Все были равны, - вспоминал продюсер Стюарт М. Бессер. - У нас были актёры, которые уважали режиссера, режиссёр, который уважал их, продюсер, который уважал их, и наоборот. Вот как, это работает".

Большим испытанием для съёмочной группы стали съёмки финальной сцены, также известной среди участников как "Сцена 118", которая в фильме занимает 42 минуты экранного времени. В ней было задействовано много персонажей в нескольких сюжетных линиях на различных локациях. Снимали её в течение 21 дня по 12 часов в сутки и исключительно по ночам.

Именно во время съёмок этой сцены Крэйвен уволил оператора Марка Ирвина. Фильм снимали при помощи анаморфотного объектива, который искажает и растягивает изображение для достижения определённого соотношения сторон. Однако ни у Крейвена, ни у Ирвина не было большого опыта работы с объективами этого типа. По официальной версии, во время одного из просмотров отснятого материала Патрик Люссье пожаловался на неправильно выставленный фокус в кадрах, снятых Ирвином, что может стать большой проблемой при последующем монтаже. После чего Крэйвен, посовещавшись с продюсерами уволил Ирвина и нанял вместо него Питера Деминга ("Шоссе в никуда").

Ирвин в свою очередь утверждал, что с отснятым им материалом не было никаких проблем и он весь в последствии был использован в готовом фильме. Вместо этого он утверждал, что его сделали козлом отпущения, потому что фильм выбился из графика на съёмках заключительной сцены. Он заявлял, что у Крейвена был уговор, согласно которому, если фильм не уложится в график, режиссёру придется лишиться своего гонорара. Как бы там ни было, но Крэйвен с тех пор больше никогда не общался с Ирвином, зато с Демингом он снял все последующие продолжения этого фильма и свой проект мечты - драму "Музыка сердца" (Music of the Heart, 1999).

Завершился съёмочный процесс 16 июня 1996 года. И дальше начинался двухмесячный период пост-продакшна, во время которого у создателей тоже не обошлось без осложнений.

Обложка CD с саундтреком к фильму
Обложка CD с саундтреком к фильму

Одной из главных задач на этом этапе была запись саундтрека, сочинить который было доверено начинающему композитору Марко Белтрами, только окончившему профильную школу при университете Южной Калифорнии. Крэйвен нанял его, ещё когда он в срочном порядке монтировал для студии ту самую 13-минутную начальную сцену с Дрю Бэрримор, которая должна была доказать братьям Вайнштейнам его профпригодность. Белтрами тогда написал для неё временный саундтрек.

"Уэс искал композитора для фильма, и я прислал ему свою демо-запись, - позже вспоминал сам Белтрами. - До этого момента я не видел ни одного фильма ужасов. Я никогда не был поклонником этого жанра. Когда я пришел на встречу с Уэсом, я помню, как он сказал: «Забавно, на тех демо-кассетах, которые мы получаем, все звучат как Джон Уильямс. И ты был первым, кто звучал оригинально». Затем он произнёс: «Почему бы тебе не взять начальную сцену фильма домой в эти выходные и не озвучить её для нас». Это была непростая задача, потому что звуковая дорожка длилась 13 минут, в течении всей сцены смерти Дрю Бэрримор."

У Белтрами не было дома студии для работы над этой сценой, так что ему пришлось попросить об услуге одного из своих приятелей. Но с поставленной задачей он справился, его дорожка устроила Крэйвена и продюсеров, и ему было предложено написать саундтрек и к остальной части фильма. Бюджет на создание музыкального сопровождения был небольшой, Белтрами мог позволить себе оркестр, состоящий из не более чем 30-40 человек. Во время записи одной из композиций ему не хватало струнных исполнителей, и он решил дополнить саундтрек свистом, велев музыкантам насвистывать, играя на своих инструментах, но поскольку не все они обладали таким навыком, Белтрами пришлось попросить Крэйвена, Люссье и двух продюсеров Маддалену и Конрад посвистеть вместе с остальными.

Ближе к концу съёмок студия наконец-то определилась с будущим названием фильма. Харви Вайнштейн предложил назвать его "Scream" (Крик), так же, как и вышедшую годом ранее песню Майкла и Джанет Джексон, которая пользовалась большой популярностью, а снятый на неё видеоклип победил в 11 номинациях на вручении премий MTV Video Music Award в 1995 году. Однако студия Sony Pictures решила, что создатели пытаются нарушить их авторские права на название фантастического фильма "Крикуны" (Screamers, 1995), и подала на них в суд. Но в итоге студиям удалось договориться самостоятельно и иск был отозван.

Свой первый смонтированный вариант фильма представил на суд боссов Miramax и те остались очень довольны. Чуть позже был устроен тестовый показ в городке Секокус, штат Нью-Джерси. "Все были просто в восторге, - рассказывал Крейвен. - В одну минуту люди смеялись, а в следующую вскакивали от страха со своих мест. Оценки, которые мы получили, все были либо 10, либо 9 из 10 за всё - за персонажей, за сюжет, за темп повествования, так что это был действительно экстраординарный показ. Miramax сказала: «Никаких изменений, просто закончи его». Нам осталось отснять всего несколько кадров, а потом отправить фильм к звукорежиссёрам."

Оставалось только получить у MPAA (Американская Киноассоциация) прокатный рейтинг и назначить дату премьеры. И вот с MPAA у режиссёра возникли большие проблемы. Первоначальный рейтинг, который фильм получил был NC-17, который запрещал доступ в кинотеатры зрителей моложе 18 лет. Все топовые сети кинотеатров предпочитали не связываться с фильмами получившим такой рейтинг, а это значило что прибыль от таких проектов получить будет очень сложно. Поэтому Miramax потребовала от режиссёра, чтобы он подредактировал фильм, чтобы он смог получить более мягкий рейтинг R.

"Они не дали нам никаких конкретных указаний о том, где вырезать восемь кадров из кадра, чтобы мы присвоили нам рейтинг R, потому что они не хотели, чтобы их считали цензорами", - объяснял монтажёр Патрик Люссье. Больше всего комиссию волновали две сцены - открывающая с убийством героини Дрю Бэрримор и финальная, в которой большего всего вопросов вызывали кадры, на которых убийцы протыкали друг друга ножами. Но также пришлось слегка подредактировать сцены убийств Стива Орта, у которого выпадали наружу его внутренности, оператора Кенни, которому перерезали горло, и лучшей подруги Сидни - Татум, которой дверь гаража раздавила голову. Также, хотя открыто никто из членов комиссии не говорил, им очень не нравилась фраза: «Не фильмы делают психов. Они делают их изобретательней.» (Movies Don’t Create Psychos, Movies Make Psychos More Creative).

В общей сложности фильм представляли на рассмотрение MPAA девять раз, прежде чем он получили заветный рейтинг R. Всё решилось благополучно только после вмешательства Боба Вайнштейна, который лично встретился с председателями комиссии и объяснил им, что фильм - это сатира на весь жанр слэшера и игра на низменных чувствах потенциальных зрителей не является его первоочередной задачей. И из "театральной" версии в итоге было вырезано не так уж и много - в общей сложности всего несколько секунд экранного времени.

Фото с премьеры фильма
Фото с премьеры фильма

Впоследствии, наученные опытом Крэйвен и Люссье, чтобы избежать подобной ситуации с MPAA во время съемок "Крика 2", представили версию, в которой было гораздо больше насилия и запекшейся крови, чем они намеревались включить в итоговый кинотеатральный вариант. Они решили, что если они включат больше кровавого отснятого материала в начале, то после внесения изменений, чтобы получить требуемый рейтинг, у них получится версия, которую они хотели изначально. И их план сработал очень успешно.

Студии большинство фильмов ужасов стараются выпустить в конце года в хеллоуинский сезон, считая его самым прибыльным временем для этого жанра. Релиз "Крика" тоже был запланирован на конец года, но только на 20 декабря 1996 года, в преддверии совершенно другого праздника - Рождества, который в Штатах традиционно считается семейным и фильмы в основном именно этого жанра можно увидеть в кинотеатрах. Боб Вайнштейн решил, что это идеальное время для премьеры, поскольку у фильма не будет никаких конкурентов. Однако больше никто не разделял его уверенности, и все были уверены, что такое решение очень плохо скажется на кассовых сборах.

Премьерный показ состоялся 19 декабря 1996 года в кинотеатре AMC Avco в Вествуде в Лос-Анджелесе, а в широкий прокат фильм вышел, как и планировалось, на следующий день. И премьерный показ подтвердил все самые худшие ожидания создателей фильма - его сборы составили всего чуть более $6 млн. Учитывая, что почти все фильмы с каждой последующей неделей проката приносят существенно меньше прибыли по сравнению с предыдущей, лучшее, на что могли надеяться продюсеры, так это на то, что их фильм не станет убыточным. Руководство студии, не веря в столь печальный результат, даже наняло гадалку, которая предсказала, что фильм быстро исчезнет из кинотеатров.

Однако, к большому удивлению и радости своих создателей и благодаря исправно работающему сарафанному радио, первые посмотревшие фильм зрители поделились своими впечатлениями со своими знакомыми и родственниками и на второй уик-энд сборы фильмы выросли и составили уже около $9 млн., а на третий - $10 млн. Фильм оставался в десятке самых кассовых американских фильмов в течение 9 недель, а его итоговые сборы составили $103 млн. и ещё $70 млн. принёс международный прокат.

Остались довольными и критики, которые согласно сайту Rotten Tomatoes выдали фильму 81% положительных рецензий, при общем их числе 89. Все были в восторге от этой остроумной деконструкции заезженного жанра, которая ещё оказалась очень эффектная и как сам слэшер.

Не менее успешно фильм продавался и на домашнем видео. В июне 1997 года он был выпущен на VHS и LaserDisc и стал одним из самых продаваемых релизов года. В формате LaserDisc фильм был представлен в его изначальной "режиссёрской" версии. Чуть позже 3 декабря этого же года фильм был выпущен и на DVD, на котором была записана его "театральная" версия. Впоследствии он неоднократно переиздавался в этом формате как самостоятельно, так и в компании с его продолжениями. Практически во всех странах на всех DVD изданиях была доступна только "театральная" версия фильма, за исключением некоторых стран, таких как Германия, Япония и Скандинавского региона, где выходили DVD издания и с "режиссёрской" версией.

На Blu-Ray фильм впервые был выпущен 29 марта 2011 года и на диске была записана также только "театральная" версия. Позже в США выходила и ещё и некая версия "без цензуры", но это было "пиратское" издание. К 25-й годовщине выхода фильма на экраны и в преддверии премьеры его мягкого перезапуска "Крик" (Scream, 2022) компания Paramount, которая к тому времени владела правами на франшизу, подготовила и его реставрацию в 4К разрешении. Издание также содержало только "театральную" версию фильма на дисках формата 4К UltraHD и появилось в США в продаже 19 октября 2021 года.

Версии, в которых фильм выходил

1. Оригинальная "театральная" версия с рейтингом R и продолжительностью 111 минут.

2. "Режиссёрская" версия, вышедшая в США на LaserDisc, в некоторых европейских странах на DVD и переизданная впоследствии на Blu-Ray. Длиннее "театральной" приблизительно на 6 секунд.

3. В Германии на домашнем видео на DVD и Blu-Ray фильм выходил в сокращённой версии продолжительностью около 109 минут. В этой версии были подредактированы те же сцены убийств, что и в "театральной" версии, но намного сильнее.

4. Вышедшее в США бутлегерское Blu-Ray издание содержало некую версию "без цензуры", продолжительность которой, если верить обложке, составляло 114 минут. По этому изданию никакой другой информации мне на данный момент найти не удалось.

Отличия "режиссёрской" версии фильма от "театральной"
(продолжительность "театральной" версии (ТВ) - 01:51:02,
продолжительность "режиссёрской" версии (РВ) - 01:51:12).

1. Добавлен кадр с логотипом компании Miramax. (время РВ - 00:00:00, продолжительность - 14 секунд)
(этот пункт может отличаться в зависимости от издания)

2. Использован альтернативный кадр с парнем Кейси - Стивеном, которому убийца разрезал живот. (без разницы во времени)

  • "театральная" версия. Использован крупный план Стивена. (время ТВ - 00:07:58, продолжительность - 2 секунды)
-25
  • "режиссёрская" версия. Использован общий план, на котором видно, как внутренности Стивена вываливаются наружу. (время РВ - 00:08:12, продолжительность - 2 секунды)
-26

3. Пару секунд спустя использован ещё один альтернативный кадр со Стивеном. (без разницы во времени)

  • "театральная" версия. Использован общий план Стивена, но его внутренности уже лежат на земле. (время ТВ - 00:08:02, продолжительность - 2 секунды)
-27
  • "режиссёрская" версия. Здесь наоборот использован крупный план Стивена. (время РВ - 00:08:15, продолжительность - 2 секунды)
-28

4. Кадр с висящей на дереве Кейси длится чуть дольше. (время РВ - 00:13:04, продолжительность - 1 секунда)

-29

5. Камера приближается к висящей на дереве Кейси в "режиссёрской" версии намного медленней, из-за чего сам кадр длится дольше. (время ТВ - 00:12:51, продолжительность - 3 секунды, время РВ - 00:13:06, продолжительность - 5 секунд, "режиссёрская" версия длиннее на 2 секунды)

6. Буквально на несколько мгновений длится дольше кадр, на котором голову Татум расплющивает гаражной дверью. (время РВ - 00:17:46, продолжительность - 0,5 секунды)

-31

7. Кадр с Кенни, которому убийца перерезал горло, длится чуть дольше. (время РВ - 01:24:01, продолжительность - 2 секунды)

8. Кадр, в котором Стю в ответ бьёт ножом Билли, длиннее на несколько мгновений. (время РВ - 01:35:31, продолжительность - 0,5 секунды)

-33

9. Использованы альтернативные кадры, когда Билли ещё два раза бьёт ножом Стю. ("режиссёрская" версия длиннее на 1 секунду)

  • "театральная" версия. Кадр со Стю длится на несколько мгновений дольше, звуки ударов ножом слышны за кадром, а в следующем кадре Сидни произносит: "Вы е***нутые. Вы посмотрели слишком много фильмов." (You sick fucks. You've seen one too many movies.) (время ТВ - 01:35:47, продолжительность - 6 секунд)
  • "режиссёрская" версия. Здесь после кадра со Стю добавлено два кадра - на первом замахивающийся для удара Билли, на втором пошатнувшийся от удара Стю. Последующий кадр с Сидни, в котором она произносит: "Вы е***нутые. Вы посмотрели слишком много фильмов." (You sick fucks. You've seen one too many movies.), разделён ещё двумя аналогичными кадрами с Билли и Стю и немного сокращён. (время РВ - 01:36:05, продолжительность - 7 секунд)

10. Альтернативный кадр с лежащим на полу отцом Сидни. (без разницы во времени)

  • "театральная" версия. Использован статичный кадр. (время ТВ - 01:36:16, продолжительность - 3 секунды)
  • "режиссёрская" версия. Здесь камера опускается с отца на пол под ногами Стю, который весь залит кровью. (время РВ - 01:36:34, продолжительность - 3 секунды)

11. В конце фильма в "театральной" версии добавлен логотип Miramax. (время ТВ - 01:50:54, продолжительность - 8 секунд)
(этот пункт тоже может изменяться в зависимости от издания)

-38

Честно говоря, довольно странно, что фильм так и не был официально выпущен в "режиссёрской" версии в высоком разрешении - сейчас эти правки выглядят совсем нелепыми, по сравнению с теми же "Пилой" или "Хостелом", да и "Криком" образца 2021 года. Не совсем понял, откуда взялась копия "режиссёрской" версии, которую я использовал для сравнения, но думаю, что она с того "пиратского" диска, о котором я писал выше. У нас в сети я её не нашёл, но зато попадалась сокращённая германская версия, которая почему-то шла с пометкой "театральная". В общем правки конечно довольно незначительные и заметить их не так уж легко, всё-таки братья Вайнштейны всегда славились своими навыками убеждения, так что рекомендовал бы смотреть фильм в максимально доступном на данный момент разрешении 4К и в "театральной" версии, тем более что "режиссёрскую" версию не так-то уж и легко найти.

Рубрика "Случайный фильм из прошлого" | Особое мнение | Дзен
Рекомендации | Особое мнение | Дзен