Найти тему
Наедине с кумиром

Янина Жеймо: она не понимала, как Хейфиц, услышав ложную весть о ее смерти, смог так быстро забыть их любовь

Оглавление
Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.
Янина Жеймо – миниатюрная хрупкая женщина с миловидным детским личиком, имела сильный характер, который помог ей пройти сквозь многочисленные жизненные испытания и стать известной на всю страну актрисой.

Детство под куполом цирка

Будущая знаменитость родилась в белорусском городке Волковыск в семье цирковых артистов. Ее отец, польский дворянин Жозеф Болеслав Жеймо, был и наездником, и гимнастом. А мать, Анна Констанция Лозинска, крутила сальто-мортале перед самыми родами. Помимо Янины в семье подрастала еще одна дочь — Эля.

Девочки с раннего возраста постигали азы профессии и были знакомы со всеми жанрами циркового искусства. Единственное, чего не позволял отец своим детям, так это осваивать трюки на высоте, даже несмотря на то, что они имели отличную силовую подготовку и хорошую растяжку.

-2

В три года Янина вышла к публике под крышей шапито. Малышка несла огромный барабан и стучала в него, совсем не попадая в ритм. Но зрителям нравилось. Так семья и гастролировала по городам и весям, пока их жизнь не изменила трагедия.

Когда Янине исполнилось 14 лет, Болеслав Жеймо сильно простудился и тяжело заболел. Совсем скоро стало понятно, что мужчина не выкарабкается. К тому же у него обнаружили закрытую форму туберкулеза, хотя супруга до последнего отказывалась в это верить и спустила почти все сбережения на его лечение.

После смерти Болеслава осиротела не только семья. Распалась и их цирковая труппа. Матери пришлось переехать в Петроград. Именно здесь она планировала найти работу, чтобы прокормить дочерей.

-3

Так в 1925 году появилось их трио «Жеймо» быстро покорившее отечественную эстраду. Вот только по поводу будущей профессии у Янины не было сомнений. Она не хотела больше выступать под куполом цирка, а мечтала только об одном — стать актрисой.

Первые шаги

В 15 лет девушка втайне от мамы отправилась поступать в мастерскую ФЭКС (фабрика эксцентрического актера). Но сдать экзамены оказалось совсем непросто. Аттестовали ее руководители студии — молодые режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.

Их смущал маленький рост и возраст девушки. Незадолго до этого у Янины случился гормональный сбой, и она перестала расти. Ее рост составлял всего 148 сантиметров, а размер ноги едва дотягивал до 31.

Однако цирковая закалка дала о себе знать. Юное дарование показало себя талантливейшей актрисой, исполнив несколько трюков и этюдов из прошлых выступлений. Разумеется, ее приняли в студию.

-4

Первый фильм с участием Жеймо «Мишки против Юденича» вышел в 1925 году. Там ей досталась роль мальчика. Увидев себя на экране, девушка была сильно разочарована — она показалась себе слишком бледной и невыразительной.

Молодой коллега Андрей Костричкин, как мог, уговаривал подругу. Он объяснил, что киногеничность зависит от работы осветителей, а еще попросил оператора поработать с Яниной, и впредь та стала выглядеть в кадре естественно.

Замуж за игромана и встреча с большой любовью

С тех пор молодые люди не расставались, а вскоре и поженились. В браке родилась дочка. Ее назвали в честь мамы. К сожалению, Костричкин совсем не хотел брать на себя обязанности главы семейства.

Он с удовольствием проводил время за преферансом в компании таких же игроманов. Проблемы жены и дочери его не интересовали. Янина недолго терпела азартного мужа и подала на развод.

-5

Со своим вторым супругом и любовью всей своей жизни Янина познакомилась на пробах картины «Моя Родина». Режиссер Иосиф Хейфиц был настолько очарован непосредственностью и легкостью молодой артистки, что непременно утвердил ее на роль.

На съёмочной площадке у них завязались романтические отношения. Чувства были настолько сильными, что режиссер и актриса решили пожениться.

-6

Это была по-настоящему счастливая семья. Молодой режиссер подавал большие надежды и готов был носить супругу на руках. К тому же он всем сердцем полюбил дочь Янины как свою родную. Актриса много снималась, и тогда все заботы о ребенке муж брал на себя. Вскоре у пары родился сын Юлий, которому суждено было стать успешным в Польше кинооператором.

Карьера

В основном Жеймо доставались образы подростков, и она великолепно с ними справлялась. Артистка была настолько убедительна и органична в своих ролях, что ни зрители, ни дети-актеры представить себе не могли, что перед ними мать двоих детей.

-7

Две короткометражные комедии — «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград» принесли ей популярность и признание. Примечательна была и роль Аси-«пуговицы» в фильме «Подруги» (1935 г.). А образ слепой девушки из фильма «Доктор Калюжный» был настолько правдоподобен, что зрители завалили студию "Ленфильма" жалобными письмами.

Одним словом, в довоенные годы Жеймо была настолько востребована, что, вернувшись с одних съемок, сразу же спешила на другие. Ее персонажи отличались озорным характером и одновременно бесстрашием и отвагой. Именно такие героини были необходимы зрителям в предвоенные годы.

-8

Он думал, что она погибла

В начале Великой Отечественной войны Янина отправила дочку и сына к дальним родственникам в Алма-Ату. Иосиф Хейфиц в это время находился в Монголии, где заканчивал работу над фильмом «Его зовут Сухэ-Батор». А позже должен был приехать в Ташкент монтировать новый фильм. Детей он планировал забрать с собой.

Сама актриса осталась в Ленинграде и, как могла, помогала своему городу. По ночам таскала мешки с песком, дежурила на крышах и гасила зажигательные бомбы, а днем выступала в госпиталях с концертными программами. Кроме того, она ухаживала за больной сестрой, отдавая ей и племяннику часть своего продуктового пайка.

Только в 1942 году они смогли покинуть Ленинград. Жеймо с сестрой, племянником и коллегами повезли на поезде в Ташкент. Состав двигался очень медленно, то и дело пропуская военные эшелоны. На одном из полустанков известную артистку вместе с труппой пригласили в свой вагон военные, ехавшие в том же поезде.

-9

В это время налетела вражеская авиация, и вагон, в котором остались близкие Янины, был полностью уничтожен. Возникла неразбериха. Посчитав Жеймо погибшей, ответственные люди отправили печальное известие мужу.

Все по-разному справляются с горем. Иосиф был уверен, что жена погибла, и не видел ничего плохого в том, чтобы продолжить жить дальше с другим человеком. Тем более «воскресшая» Янина смогла добраться до Ташкента лишь через два месяца. Но дверь квартиры, где проживала ее семья, открыла незнакомая женщина...

-10

Депрессия

Актриса безумно любила супруга, но ничего не хотела больше слышать о человеке, который, как она считала, её предал. Сам он предпринял множество попыток возобновить отношения. А когда понял, что все напрасно, написал любимой прощальное письмо.

В нем он обвинил ее в том, что она посмела судить его, оставшегося с двумя детьми на руках и поверившего через несколько месяцев известию о ее смерти. Они расстались, но каждый из них остался со своей болью, от которой избавиться получилось еще не скоро.

После разрыва Янина тяжело заболела. Нервный срыв дал осложнение на психику, у нее начались глобальные провалы в памяти, отказали ноги. С болезнью ей помог справиться доктор, прописавший особую микстуру, которая на деле оказалась обычной сладенькой водичкой.

-11

Эффект плацебо сработал, исцелив актрису от выгорания. Вместе с этим она захотела жить еще больше, а самое главное — смогла вернуться к профессии.

Золушка

В 1947 на экраны вышел фильм-сказка «Золушка». 37-летняя Янина, сыгравшая юную замарашку Золушку, была утверждена не сразу. Режиссер картины Надежда Кошеверова рассматривала другую кандидатуру. А вот сценарист Евгений Шварц видел в этой роли только Жеймо.

Зная ее трудную судьбу, он был уверен, что Янина в полной мере покажет на экране не только все свое обаяние и нежность, которых в ней было хоть отбавляй. Но и вызовет у зрителя сострадание.

-12

Так и вышло. Эта роль принесла артистке вторую волну популярности. Ее выдающаяся игра вызвала восторг у критиков, которые предсказывали ей блестящее будущее в киноиндустрии.

После премьеры фильма режиссеры один за другим предлагали ей роли юных подростков и девочек, считая, что она более всего подходит для них. Любая на ее месте воспользовалась бы этим, но Янина приняла решение, удивившее всех.

На пике популярности она ушла из кино. В народе пошли слухи, что ее работа в «Золушке» не понравилась Иосифу Сталину, и якобы режиссеры перестали приглашать актрису на съемки.

-13

Более правдоподобна версия о том, что из-за слабого здоровья и возраста она уже не могла играть детей, да и не хотела, а в другом амплуа ее просто не воспринимали.

Как бы там ни было, но без работы 45-летняя Жеймо не осталась. Она занялась озвучиванием мультфильмов и дубляжем. Персонажи картин «У стен Малапаги», «Жюльетта» и мультяшная Герда из «Снежной королевы» заговорили благодаря именно ей.

Замуж из благодарности

Еще до съемок в «Золушке» Янина встретила своего последнего мужа. Польский режиссер Леон Жанно появился рядом с ней в самый трудный период жизни и помог справиться с депрессией.

Как потом рассказывала дочь актрисы, мама вышла в третий раз замуж из благодарности. Ее сердце по-прежнему принадлежало лишь одному человеку — Иосифу Хейфицу.

-14

В 1957 году Леон решил перевезти жену в Польшу. Сын Юлий уехал с матерью, а вот дочь осталась в Москве. Янина Костричкина устраивала свою личную жизнь и получила работу литературного обработчика синхронного перевода иностранных картин на «Мосфильме».

К сожалению, ни былая слава, ни бесспорный талант не помогли Жеймо адаптироваться в новой стране и применить себя. Семья жила скромно в небольшом доме. Единственным их доходом была зарплата мужа, который работал на местной киностудии.

Тридцать лет Янина Болеславовна прожила в Варшаве. Несмотря на стесненные условия и отсутствие работы, женщина обрела здесь душевное спокойствие и, наконец, смогла отпустить все свои обиды и разочарования.

-15

Она научилась стряпать пироги и сладкий хворост и старалась повсюду сопровождать мужа. А при любом удобном случае приезжала в Советский Союз навестить дочь и внучку.

Перед смертью советская актриса наказала детям похоронить ее в Москве. В 1987 году ее тело перевезли в столицу. Похороны были тихими и скромными. В последний путь ее провожали дети, муж и несколько поклонников.

Леон пережил любимую супругу на 10 лет и все эти годы бережно хранил память о ней.