Найти тему
AROMA TEA COFFEE

На какой заправке самый вкусный кофе?

Оглавление

Вкусный кофе на АЗС – миф или реальность? Ответ на этот вопрос нашли эксперты нашей чайно-кофейной компании. Они объехали пять популярных автозаправок в городе Ижевске, на каждой пробовали кофе и выносили свой вердикт.

К вам едут ревизоры!

Роли ревизоров на себя примерили Роман Гуламов, тренер бариста и специалист по качеству кофе AROMA TEA COFFEE, и Илья Зыков, маркетолог компании.

Роман, специалист по качеству кофе AROMA TEA COFFEE, вызвался совершить рейд по ижевским заправкам.
Роман, специалист по качеству кофе AROMA TEA COFFEE, вызвался совершить рейд по ижевским заправкам.

Эксперимент не претендует на глобальные выводы. Выборка локаций случайная, посетили только по одной заправке «Башнефти», «Газпрома», «Татнефти», «Лукойла» и HIMPRO GSM. В то же время, всё это сетевые точки, то есть нужно предполагать, что в них должны действовать сетевые стандарты.

Кофейный бизнес на заправках рассматривали с точки зрения стоимости, вкуса и качества напитков, оценивали обслуживание и дополнительный сервис.

Сколько стоит кофе на АЗС

Разницу в ценах мы ощутили на собственных кошельках. На каждой из заправок Илья и Роман покупали один американо и один капучино маленького объёма (по 200 мл). Самой бюджетной покупка оказалась на HIMPRO GSM: 210 рублей за два напитка. Самый высокий ценник – на «Лукойле», 360 рублей.

На других точках цифры распределились так: «Газпром» –
238, «Татнефть» – 298 и «Башнефть» – 305 рублей. То есть покупатели «авто-кофе» платят примерно столько же, сколько отдавали бы за него в обычных городских кофейнях с профессиональным оборудованием и бариста. Но как известно, цена – фактор не всегда решающий. Что насчёт удовольствия?

Американо и капучино на АЗС

Традиционно самые популярные напитки у любителей натурального кофе – капучино и американо. Первый, по мнению Романа, разочаровал в половине случаев. Во главе антирейтинга – «Газпром» и «Лукойл». На этих заправках американо готовят из робусты очень сильной обжарки. Гость чувствует угольный вкус с пепельным послевкусием. Чтобы задекорировать чрезмерную горечь, придётся щедро добавить сахара или сладкого сиропа.

Капучино и американо от Лукойла в фирменных пупырчатых стаканчиках
Капучино и американо от Лукойла в фирменных пупырчатых стаканчиках

Больше всего понравился американо на «Татнефти»: насыщенный и плотный, с жареными орешками во вкусе. Напиток на HIMPRO GSM можно назвать неплохим, он привлекает шоколадно-ореховыми нотками, но водянистый и недостаточно насыщенный.

«Что касается капучино, важно понимать, на каком молоке его делают: на натуральном или сухом порошковом», – рассказал Илья. Цельное натуральное молоко мы обнаружили на «Татнефти» и «Газпроме». Но если на первой молочный кофе ощутимо приятный, с грамотно выверенными пропорциями, то на второй АЗС в капучино есть запах пластика и химии, а пенка быстро тает.

На HIMPRO GSM, «Лукойле» и «Башнефти» в ход идёт сухое молоко. На нём пенка всегда получается воздушной и сладкой, «хоть ложкой ешь». Роман пришёл к выводу о том, что на HIMPRO GSM следует либо перенастроить аппарат, либо поменять кофейную смесь: из-за её слабой насыщенности кофейный вкус потерялся за молоком. Напиток получился а-ля молочный коктейль. Это не то, чего ожидает большинство людей от привычного капучино.

Сладкая жизнь

«Кофе невкусный? Зато сахар бесплатный!» – шутит Роман. – «Сам я пью кофе без сахара, и это профессиональное. Во-первых, хороший кофе совершенен сам по себе. Во-вторых, работа такая – оценивать вкус, аромат, терруар. Важно чувствовать природный букет без прикрас».

Рядовой потребитель, по опыту эксперта, поступает иначе. Подсластить чай или кофе – наше любимое. Сладкий вкус подсознательно ассоциируется с чем-то питательным и калорийным, приносящим радость. А вот горький и кислый вкусы, которые найдутся в любой сбалансированной чашке кофе, человеческий мозг воспринимает не так однозначно.

Берите, не жалко! Бесплатный сахар к кофе есть на всех АЗС
Берите, не жалко! Бесплатный сахар к кофе есть на всех АЗС

Среднестатистический гость кофейни удивится, если не увидит сахарницы на столе или порционные стики. Есть они и на каждой из перечисленных заправок, в отличие от сиропов. Последние предложены только на «Лукойле», «Башнефти» и «Татнефти». То есть «апгрейдить» напиток с помощью карамельной, ореховой или, например, апельсиновой добавки можно при желании.

«Нам понятна любовь российских потребителей к сладкому, поэтому на своём производстве мы обжариваем кофе под сладкий профиль», – говорит Илья. – «Это позволяет зерну проявить природную сладость, а потребителю – сокращать количество добавленного сахара в чашке».

Стандарты обслуживания

Комфортные условия для кофе-брейка обеспечены на большинстве сетевых АЗС. Везде, кроме газпромовской, есть столики и диванчики или стулья. На «Башнефти» предлагают перекусить хот-догом, а на «Татнефти» богатый выбор национальной выпечки. Таким образом автозаправки берут на себя функции придорожных кафе.

Почему невкусно?

Вкус кофе на заправках складывается из двух факторов. Первый фактор – оборудование.

АЗС – это не кофейня, здесь нет бариста, поток людей постоянный и их нужно обслуживать быстро, без кофейных автоматов не обойтись. На «Газпроме» работает суперавтомат FRANKE. У «Татнефти» – китайская новинка Dr.Coffee. На «Лукойле», «Башнефти» и HIMPRO GSM – вендинговые машины Rheavendors.

Как пояснил сотрудник сервисного центра AROMA TEA COFFEE, все перечисленные бренды не вызывают претензий и отлично справляются со своими функциями, но лишь в том случае, если правильно настроены и своевременно обслужены. К сожалению, на «Газпроме» машинка оказалась плохо промыта, что проявилось в специфическом привкусе напитков. Среди заправок, где работает Rheavendors, только на «Башнефти» вендинг пока не нуждается в настройке.

Второй фактор, влияющий на вкус кофе из автомата, – состав кофейной смеси. Обычно на заправках используют недорогое зерно для неизбалованной аудитории и так получают высокую маржинальность продукта. Кофе, сваренный из пережаренной дешёвой робусты – это «кофе для дальнобойщиков». Пить такую горечь без сахара, по словам Романа, совсем невозможно. Зато сразу «просыпаешься» и можешь ехать дальше.

Кофе на дороге, как бензин, позволяет ехать дальше
Кофе на дороге, как бензин, позволяет ехать дальше

Кто победил?

И всё же, на какой заправке кофе самый вкусный? Мы отдаём первое место «Татнефти» за приветливость персонала, уютную атмосферу, большое количество сиропов (10 штук), сбалансированную смесь из арабики и робусты плюс натуральное молоко в капучино. Это единственная АЗС, на которую не жаль заехать только ради кофе.

Капучино и американо с Татнефти. А татары умеют в кофе!
Капучино и американо с Татнефти. А татары умеют в кофе!

Мечты сбываются?

Больше всего вопросов у наших «ревизоров» возникло к точке «Газпрома». При входе в помещение заправочной станции нас встретил рекламный баннер Julius Meinl – легендарный венский кофе. Производственные мощности этой компании расположены в Австрии и Германии.

Мечты, наверное, и сбываются, но точно не у российских обжарщиков кофе.
Мечты, наверное, и сбываются, но точно не у российских обжарщиков кофе.

«В последние годы мы собственными шкурами чувствуем, как важна поддержка российских производителей не на словах, а на деле», – добавляет Илья. – «Например, мы закупаем оборудование для обжарки в России. Производители данного оборудования тоже заказывают большую часть комплектующих в РФ, и ниточка тянется дальше. В трудное для страны время нам хотелось бы создать новые рабочие места, нарастить производство и поддержать своих поставщиков... Что мы бы и сделали, если бы поставляли кофейное зерно на автозаправочную сеть, к примеру. Однако «Газпром» покупает кофе не у нас. И даже не в России. Такое вот национальное достояние».

Личное мнение

Бизнес бизнесом, но кофе – продукт для людей, и выбирать, каким он будет, в высоких кабинетах должны не только на основе цифр, но и с учётом пользы и вкуса. Мы уверены: в России достаточно кофепроизводитей, которые способны поставлять продукцию оптом, по конкурентным ценам и гораздо лучшего качества, чем есть на АЗС сейчас.

Обращаем внимание, что на момент публикации этой статьи мы не не сотрудничали и не сотрудничаем ни с одной из сетей заправок, упомянутых в тексте. Мы не заинтересованы в рекламе или антирекламе любого из перечисленных выше брендов. Наш «кофейный рейд» преследовал цель лишь удовлетворить профессиональный интерес и поделиться частным мнением.

Ещё почитать по теме:

Еда
6,93 млн интересуются