Вкусный кофе на АЗС – миф или реальность? Ответ на этот вопрос нашли эксперты нашей чайно-кофейной компании. Они объехали пять популярных автозаправок в городе Ижевске, на каждой пробовали кофе и выносили свой вердикт.
К вам едут ревизоры!
Роли ревизоров на себя примерили Роман Гуламов, тренер бариста и специалист по качеству кофе AROMA TEA COFFEE, и Илья Зыков, маркетолог компании.
Эксперимент не претендует на глобальные выводы. Выборка локаций случайная, посетили только по одной заправке «Башнефти», «Газпрома», «Татнефти», «Лукойла» и HIMPRO GSM. В то же время, всё это сетевые точки, то есть нужно предполагать, что в них должны действовать сетевые стандарты.
Кофейный бизнес на заправках рассматривали с точки зрения стоимости, вкуса и качества напитков, оценивали обслуживание и дополнительный сервис.
Сколько стоит кофе на АЗС
Разницу в ценах мы ощутили на собственных кошельках. На каждой из заправок Илья и Роман покупали один американо и один капучино маленького объёма (по 200 мл). Самой бюджетной покупка оказалась на HIMPRO GSM: 210 рублей за два напитка. Самый высокий ценник – на «Лукойле», 360 рублей.
На других точках цифры распределились так: «Газпром» – 238, «Татнефть» – 298 и «Башнефть» – 305 рублей. То есть покупатели «авто-кофе» платят примерно столько же, сколько отдавали бы за него в обычных городских кофейнях с профессиональным оборудованием и бариста. Но как известно, цена – фактор не всегда решающий. Что насчёт удовольствия?
Американо и капучино на АЗС
Традиционно самые популярные напитки у любителей натурального кофе – капучино и американо. Первый, по мнению Романа, разочаровал в половине случаев. Во главе антирейтинга – «Газпром» и «Лукойл». На этих заправках американо готовят из робусты очень сильной обжарки. Гость чувствует угольный вкус с пепельным послевкусием. Чтобы задекорировать чрезмерную горечь, придётся щедро добавить сахара или сладкого сиропа.
Больше всего понравился американо на «Татнефти»: насыщенный и плотный, с жареными орешками во вкусе. Напиток на HIMPRO GSM можно назвать неплохим, он привлекает шоколадно-ореховыми нотками, но водянистый и недостаточно насыщенный.
«Что касается капучино, важно понимать, на каком молоке его делают: на натуральном или сухом порошковом», – рассказал Илья. Цельное натуральное молоко мы обнаружили на «Татнефти» и «Газпроме». Но если на первой молочный кофе ощутимо приятный, с грамотно выверенными пропорциями, то на второй АЗС в капучино есть запах пластика и химии, а пенка быстро тает.
На HIMPRO GSM, «Лукойле» и «Башнефти» в ход идёт сухое молоко. На нём пенка всегда получается воздушной и сладкой, «хоть ложкой ешь». Роман пришёл к выводу о том, что на HIMPRO GSM следует либо перенастроить аппарат, либо поменять кофейную смесь: из-за её слабой насыщенности кофейный вкус потерялся за молоком. Напиток получился а-ля молочный коктейль. Это не то, чего ожидает большинство людей от привычного капучино.
Сладкая жизнь
«Кофе невкусный? Зато сахар бесплатный!» – шутит Роман. – «Сам я пью кофе без сахара, и это профессиональное. Во-первых, хороший кофе совершенен сам по себе. Во-вторых, работа такая – оценивать вкус, аромат, терруар. Важно чувствовать природный букет без прикрас».
Рядовой потребитель, по опыту эксперта, поступает иначе. Подсластить чай или кофе – наше любимое. Сладкий вкус подсознательно ассоциируется с чем-то питательным и калорийным, приносящим радость. А вот горький и кислый вкусы, которые найдутся в любой сбалансированной чашке кофе, человеческий мозг воспринимает не так однозначно.
Среднестатистический гость кофейни удивится, если не увидит сахарницы на столе или порционные стики. Есть они и на каждой из перечисленных заправок, в отличие от сиропов. Последние предложены только на «Лукойле», «Башнефти» и «Татнефти». То есть «апгрейдить» напиток с помощью карамельной, ореховой или, например, апельсиновой добавки можно при желании.
«Нам понятна любовь российских потребителей к сладкому, поэтому на своём производстве мы обжариваем кофе под сладкий профиль», – говорит Илья. – «Это позволяет зерну проявить природную сладость, а потребителю – сокращать количество добавленного сахара в чашке».
Стандарты обслуживания
Комфортные условия для кофе-брейка обеспечены на большинстве сетевых АЗС. Везде, кроме газпромовской, есть столики и диванчики или стулья. На «Башнефти» предлагают перекусить хот-догом, а на «Татнефти» богатый выбор национальной выпечки. Таким образом автозаправки берут на себя функции придорожных кафе.
Почему невкусно?
Вкус кофе на заправках складывается из двух факторов. Первый фактор – оборудование.
АЗС – это не кофейня, здесь нет бариста, поток людей постоянный и их нужно обслуживать быстро, без кофейных автоматов не обойтись. На «Газпроме» работает суперавтомат FRANKE. У «Татнефти» – китайская новинка Dr.Coffee. На «Лукойле», «Башнефти» и HIMPRO GSM – вендинговые машины Rheavendors.
Как пояснил сотрудник сервисного центра AROMA TEA COFFEE, все перечисленные бренды не вызывают претензий и отлично справляются со своими функциями, но лишь в том случае, если правильно настроены и своевременно обслужены. К сожалению, на «Газпроме» машинка оказалась плохо промыта, что проявилось в специфическом привкусе напитков. Среди заправок, где работает Rheavendors, только на «Башнефти» вендинг пока не нуждается в настройке.
Второй фактор, влияющий на вкус кофе из автомата, – состав кофейной смеси. Обычно на заправках используют недорогое зерно для неизбалованной аудитории и так получают высокую маржинальность продукта. Кофе, сваренный из пережаренной дешёвой робусты – это «кофе для дальнобойщиков». Пить такую горечь без сахара, по словам Романа, совсем невозможно. Зато сразу «просыпаешься» и можешь ехать дальше.
Кто победил?
И всё же, на какой заправке кофе самый вкусный? Мы отдаём первое место «Татнефти» за приветливость персонала, уютную атмосферу, большое количество сиропов (10 штук), сбалансированную смесь из арабики и робусты плюс натуральное молоко в капучино. Это единственная АЗС, на которую не жаль заехать только ради кофе.
Мечты сбываются?
Больше всего вопросов у наших «ревизоров» возникло к точке «Газпрома». При входе в помещение заправочной станции нас встретил рекламный баннер Julius Meinl – легендарный венский кофе. Производственные мощности этой компании расположены в Австрии и Германии.
«В последние годы мы собственными шкурами чувствуем, как важна поддержка российских производителей не на словах, а на деле», – добавляет Илья. – «Например, мы закупаем оборудование для обжарки в России. Производители данного оборудования тоже заказывают большую часть комплектующих в РФ, и ниточка тянется дальше. В трудное для страны время нам хотелось бы создать новые рабочие места, нарастить производство и поддержать своих поставщиков... Что мы бы и сделали, если бы поставляли кофейное зерно на автозаправочную сеть, к примеру. Однако «Газпром» покупает кофе не у нас. И даже не в России. Такое вот национальное достояние».
Личное мнение
Бизнес бизнесом, но кофе – продукт для людей, и выбирать, каким он будет, в высоких кабинетах должны не только на основе цифр, но и с учётом пользы и вкуса. Мы уверены: в России достаточно кофепроизводитей, которые способны поставлять продукцию оптом, по конкурентным ценам и гораздо лучшего качества, чем есть на АЗС сейчас.
Обращаем внимание, что на момент публикации этой статьи мы не не сотрудничали и не сотрудничаем ни с одной из сетей заправок, упомянутых в тексте. Мы не заинтересованы в рекламе или антирекламе любого из перечисленных выше брендов. Наш «кофейный рейд» преследовал цель лишь удовлетворить профессиональный интерес и поделиться частным мнением.
Ещё почитать по теме: