Ниже я приведу кусочки из статьи Майкла Дж. Коннолли, профессора истории Северо-Западного университета, который входит в 10 лучших университетов США и в 20 лучших университетов мира.
Он пишет о своей Альма-матер St. John’s Prep, подготовительной школе Святого Иоанна, месте, которое является одним из ярчайших символов стиля Лиги Плюща, ivy-style, стиля преппи - стиля в одежде (и поведении), который во всем мире ассоциируется с интеллектуальной элитой. Он туда попал в возрасте 14 лет для подготовки к поступлению в колледж.
Дальше в тексте используется первое лицо - так это не мое лицо, а лицо уважаемого профессора.
В те дни (1985 год) в Сент–Джонсе существовал простой, но строгий дресс–код - рубашки с воротничками, никаких джинсов и кроссовок - который соблюдался “деканом дисциплины”, позже его название его должности было смягчено до успокаивающего “декан студентов”. Раньше от студентов требовалось носить пиджак и галстук, но в 1975 году это отменили. Либерализированный кодекс правил одежды допускал очень широкий выбор способов самовыражения. Большинство из нас выбирали неформальный стиль Лиги Плюща - однотонные или в полоску рубашки OCBD (Oxford cloth button down - рубашки из оксфордского хлопка с пристегнутыми на пуговицы уголками воротника), брюки хаки, куртки-ветровки на молнии фирмы London Fog и свитера с круглым вырезом. На ногах мы фанатично, даже зимой, носили лоферы или топсайдеры Sebago, Sperry или Dexter.
Но некоторые мои одноклассники воспринимали дух преппи эпохи Рейгана очень дерзко. Я помню, как увидел в библиотеке одноклассника. На нем были брюки цвета Kelly green, розовое поло, на плечах был накинут темно-синий свитер с завязанными узлом на груди рукавами, а на ногах были рыжие weejuns лоферы. Без носков, разумеется. Прошло 38 лет, но этот образ до сих пор жжет сетчатку моих глаз.
Некоторые школьные мероприятия требовали пиджак и галстук. Точнее, их наличие было «ожидаемо». На упражнение «имитация судебного процесса», где как раз это ожидалось, я решил ожиданий не оправдать. И пришел в рубашке OCBD в бордовую полоску, ветровке и вязаном узком темно-бордовом галстуке с прямым концом. Все остальные мои одноклассники были в стандартной «униформе» из синего блейзера, белой или голубой OCBD, брюк хаки и кожаных ботинок. Вспоминаю жалостливое выражение лица моего учителя, когда он увидел мой дерзкий наряд. Узнав о моем поступке, моя мама была потрясена и смущена одновременно. На нашу следующую экзаменационную встречу я уже сам выбрал «униформу».
Предписанный навязчивый дресс-код со временем исчез, но привычка одеваться подобающе стала нашей второй натурой. Большинству учеников больше не нужно было ничего в этом смысле объяснять и именно на это и рассчитывала школа, напуская на нас «декана дисциплины». Мы не задумываясь выбирали лоферы или мокасины с OCBD, проводя выходные даже вне школы и также автоматически доставали пиджаки и галстуки для официальных мероприятий.
It’s what you did. Ты просто делал это.
Мы выработали бессознательную привычку правильно одеваться, которая остается с нами по сей день. Подготовительная школа подготовила нас не только в академическом плане к поступлению в колледж, но и в личном плане к тому, как мы должны представлять себя миру.
Профессор университета Хопкинса Пьер Массимо Форни в своем бестселлере «Выбор вежливости: 25 правил осмотрительного поведения» в 2002 году написал как хорошие манеры сигнализируют об элементарном осознании существования других людей: «Вежливость, манеры — все это, по сути, формы осознания. Быть вежливым означает постоянно осознавать интересы других и вплетать сдержанность, уважение и внимание к людям в саму ткань этого осознания. Вежливость — это форма доброты; это милостивая доброта».
В качестве своего рода подобной вежливости наш школьный дресс-код, пропитанный стилем Лиги Плюща, заставил нас переоценить значение «самовыражения», ориентируя его от нарциссического «делай, как хочешь» к вдумчивому рассмотрению ситуации, обязательств и присутствия других. Ключевое понятие здесь — «сдержанность», то есть не подавление самовыражения, а зрелый баланс и компромисс социальных ожиданий с собственным «я».
«Неуправляемые, наглые и безрассудные люди вредят самовыражению», — предупреждал Форни. «Движение по жизни под влиянием неконтролируемых импульсов можно считать самовыражением, но это лишь безответственное потакание своим слабостям – и за этим обязательно последуют болезненные столкновения».
Подготовительная школа научила нас дисциплинировать себя в учебе и одежде, а униформа стала внешним символом и демонстрацией дисциплинированного и зрелого ума.
Просматривая текущее руководство для учащихся подготовительной школы Сент-Джонс, я с радостью вижу, что школа ужесточила свой дресс-код со времен моего обучения. В той мере, в какой высокие ожидания от обучения способствуют “взаимному уважению и личностному росту” учащихся, говорится в руководстве, дресс-код также “показывает степень приверженности обществу и формирует чувство общей миссии”. Рубашки должны быть однотонными или в полоску, или однотонные поло, всегда заправленные и застегнутые на все пуговицы, а брюки должны быть однотонного цвета и в хорошем состоянии. Толстовки и худи запрещены. Обязательны черная или коричневая кожаная обувь и носки. Волосы должны быть аккуратно подстрижены, иметь свой естественный цвет и никогда не касаться воротника. Рубашку и галстуки всегда надевают на официальные школьные мероприятия.
Судя по фотографиям недавних учеников в бело-голубых школьных галстуках, которые я видел, подготовительная школа Сент-Джонс успешно обеспечила правильный баланс между самовыражением и самоконтролем.
На этом цитаты заканчиваются.
Хорошая статья. Профессор отлично сформулировал то, что я пытаюсь периодически рассказывать тем, которым «пох, в чем хочу, в том хожу» и « с какого х… я должен надевать какую-то х… вместо треников и кроссовок»
И еще одна пометка для тех, кто дочитал.
У автора сайта ivy-style.com , выложившего эту статью, есть группа в соцсетях. А там есть правило, которое не допускает комментариев, если они не являются положительными. «Если вы не можете высказать свою точку зрения, не оскорбив человека, которому вы ее высказываете, что ж, тогда вы не можете высказать свою точку зрения», - пишет этот мудрый человек.
Буду учиться настоящим образом.