Найти тему

Главный корабль Средневековья

8 октября 1962 года немецкие строители во время работ по расширению Бременского порта, обнаружили остатки деревянного корабля. Ковш экскаватора наткнулся на практически развалившийся на несколько частей корпус судна. Археологи, прибывшие на место находки, определили, что это останки средневекового корабля, принадлежавшего когда-то одной из торговых флотилий Ганзейского союза. Из-за осенней штормовой погоды, не было возможности начать быстрые раскопки. Археологические работы, начавшиеся только в следующем году, заняли два года. Помимо основной части корабля, в окрестностях было обнаружено еще около двух тысяч фрагментов, принадлежавших судну. Через несколько лет рядом с Бременом был построен музей, в который и был помещен найденный на берегу корабль.

Реконструированное судно достигало 23 метра в длину, имело высоту борта 3,5 метра, грузоподъёмность корабля оценивалась по разным данным от 90 до 130 тонн, на борту была расположена одна мачта высотой 13 метров. Судно относилось к самому распространенному в средневековье типу кораблей – коггу. Хронологический анализ дуба, из которого был изготовлен когг, показал, что он был срублен в 1380 году на территории современного немецкого города Кассель. На корабле не было найдено следов балласта, а корпус судна не был покрыт смолой, что скорее всего означало, что корабль не утонул в море, а был разрушен на суше. Возможно судно разместили на берегу для завершения строительства, но во время шторма его унесла морская волна. Подтверждением такой версии являются, найденные в четырех километрах от корабля, строительные инструменты.

-2

Город Бремен в 1380 году был центром Бременского архиепископства, хотя фактически главу города выбирал совет горожан. В Бремене проживало около 10 тысяч жителей, что для того времени, было достаточно крупным показателем. Большинство средневековых городов не насчитывало и одной тысячи жителей.

Двадцать первый век далеко ушел от средневековья в техническом развитии и в познаниях об окружающем мире, но точно также, как и в наше время, большинство торговых маршрутов проходит по морю. Когг не был первым морским кораблем появившемся в средневековье, но весьма вероятно он стал первым кораблем, создававшемся специально для морской торговли, а не переделанным для этих целей военным кораблем. Первые когги появились на территории современных Нидерландов. Самый ранний корабль подобной конструкции, обнаруженный археологами, датируется VII веком.

-3

Когг появившейся в эпоху викингов, в несколько раз превосходил их торговые корабли «кнорры» по вместимости и не требовал большого количества людей для управления. После XI века когг стал самым распространённым кораблем в Европе. Но его настоящий расцвет связан с Ганзейским союзом, который был создан в 1241 году, изначально как торговое соглашение двух городов Любека и Гамбурга. В последствии к союзу присоединились Брюгге и Кельн, а в 1260 году и Бремен. В XIV веке союз насчитывал уже десятки городов. В 1362 году пятьдесят городов Ганзейского союза начали войну с Данией, смогли осадить Копенгаген, но флот Ганзы был разгромлен в морском сражении в проливе Зунд.

В 1367 году началась вторая датско-ганзейская война. На этот раз Ганзейский союз заключил альянс со Швецией и Голландией, смог взять реванш у датского флота, вместе с союзниками захватить Копенгаген и через три года вынудить Датское королевство подписать Штральзундский мир, по которому ганзейская лига получила право на свободу торговли в Балтийском море.

-4

Для боевых действий когг был переоборудован в боевой корабль, который мог нести на себе 100 воинов. Также на коггах размещались баллиста, а водоизмещение корабля позволяло перебрасывать морем одно стенобитное орудие или 20 лошадей. Победа в войне с Данией привела к увеличению объемов торговли Ганзейского союза, и на смену когу стали приходить более усовершенствованные двух и трехмачтовые корабли - хольки. Грузоподьемность холька составляла 400 тонн, что в двое превышало аналогичный показатель у когга. Хольки стали основными военным и торговыми судами Ганзейской лиги и помогли союзу одержать победу над Кальмарской Унией (объединение Дании, Швеции и Норвегии) в войне 1426-1435 годов.

Когг ставший одним из символов средневековья уходил в прошлое вместе с его окончанием. Уступив, на севере Европы место холькам, а в южных странах каравеллам, открывшим совершенно новую эпоху в истории Европы и всего мира.