Найти тему
Писатель Арт Лакур

Пакетбот и другие "слоны".

Как и любой путешественник наш герой и его спутники должны были на чём-то передвигаться по миру, отправляясь в те места куда фантазия писателя их направит.

Поэтому сегодня я расскажу вам об одном из довольно необычных транспортных средств конца XIX в. А это было время бурного роста промышленности, строительства дорог, открытий и изобретений. Напомню, что события моего романа происходят в основном в 1892–1893 гг.

Мои герои будут скакать верхом на лошадях необычной породы марвари, путешествовать на поездах по дальним странам, в каждой из которых была проложена железная дорога со своими особенностями.

Как транспортное средство будут использованы даже слоны, а спустя какое-то время автомобили и самолёты…

Решив подойти к делу максимально ответственно, я стал штудировать историю транспорта, маршрутов, описания особенностей тех мест и достопримечательностей, что могли в путешествии видеть мои герои.

Но обо всём по порядку.

Для начала я вам расскажу об одном виде морского транспорта – пакетботе. Том самом, что связал Европу и Индию. На нём мой главный герой доберётся до Индии.

А на десерт, для тех, кто сможет дочитать статью очередной литературный кусочек из будущего романа, я порассуждаю об этом транспортном средстве.

В путь!

И да, я же хитрый писатель, чтобы не раскрывать всех тайн романа, я буду публиковать маршрут героев не по порядку использования транспорта в путешествии. Вот теперь всё.

Поплыли!

Так что же это такое – пакетбот?

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (1897) дано следующее определения судна: «Пакетбот – всякое судно, в новейшее время всего чаще пароход, который совершает правильные рейсы между определёнными портами, служа товарному и пассажирскому движениям…».

На судовой почте часто ставились штампы с текстом фр. «Paquebot»

(«Пакетбот»), тем самым указывался способ которым она доставлялась, то есть по сути этот морской транспорт являлся грузо-пассажирским и перевозил в том числе почту.

Фотография из свободного доступа сети Интернет.
Фотография из свободного доступа сети Интернет.

История пакетботов, как основного перевозчика почты по морю началась с начала XVII в. практически во всех странах, имевших выход к собственно к этому самому морю.

Самые первые морские почтовые рейсы появились в Швеции в начале 1630-х годов. Они перевозили почту из Швеции в Германию и обратно.

Первая идея о перевозке почты за границу на парусных судах принадлежала начальнику почтового управления генерал-почтмейстеру П.П. Шафирову, который доложил о ней императору.

После одобрения этого предложения Петром I, два фрегата были переоборудованы для почтовых рейсов и стали именоваться почтовыми пакетботами.

Фотография с сайта https://bigfoto.top/vehicles/624-paketbot.html
Фотография с сайта https://bigfoto.top/vehicles/624-paketbot.html

А вот первые регулярные перевозки не только почты, но и пассажиров начались 3 апреля 1724 года. И тут русские были первыми. Первый маршрут был из Санкт-Петербурга в Любек.

Привожу объявление пароходной компании о навигации трёх пироскафов между Петербургом и Любеком (1837).

Фотография из свободного доступа сети Интернет.
Фотография из свободного доступа сети Интернет.

История почтовых перевозок в России довольно интересна, о ней можно написать отдельную статью, но мы ограничимся краткими описаниями.

Прогресс не стоял на месте, и на смену парусам в XIX в. пришли паровые машины, но до конца от парусов на пакетботах не отказались.

Военные судна такой компоновки уже именовались пароходофрегатами, впрочем, в Великобритании, Голландии и Германии до конца XIX в. пакетботами называли также паровые рейсовые почтовые и почтово-пассажирские суда.

Иллюстрация с сайта https://drikus.club/21043-bogatyr- parohodofregat.html
Иллюстрация с сайта https://drikus.club/21043-bogatyr- parohodofregat.html

Для всех кто интересуется внешним видом этих кораблей рекомендую также зайти на сайт – ,там много фотографий и картин на эту тему.

Наш же герой живёт в 1892 г. и в этом же году отправляется на пакетботе из итальянского города Бриндизи в индийский Бомбей.

Судно, на котором он отплыл в своё путешествие, выглядело именно так:

Фотография из свободного доступа сети Интернет.
Фотография из свободного доступа сети Интернет.

Мы же отправляемся в путь на страницах очередной главы…

* * *

«Мучительные десять дней морской качки в Средиземном море прошли наедине с самим собой, без особых штормов и новых знакомств. На рассвете двенадцатого дня пути мощный железный «Hercules», окрашенный розовыми лучами восходящего солнца, пройдя Суэцкий канал, вышел в Аденский залив. Лакур, стоя на палубе, жадно вглядывался вдаль, мечтая о твёрдой земле под ногами. Белые хлопья пены срывались с гребней волн и, успев покружиться под тугим попутным ветром, растворялись в небытие двух стихий – моря и ветра. Море – это стихия с трудом покоряющаяся человеку, но покориться ли она ему вообще когда-нибудь?
С античных времён звучит в литературе и живописи тема борьбы человека и водной стихии: легендарный Одиссей бросает вызов грозному властелину морей – Посейдону, тому самому властелину, на чей трезубец была похожа та вещица, что лежала в саквояже Эрнеста в каюте.
Внезапно в двух сотнях метров по правому борту фонтан брызг от вздоха гигантского кита подарил случайному зрителю яркую радугу над волнами. «Моби Дик! – сразу вспомнил Эрнест главного героя романа Г. Мелвилла, – пусть увидеть его будет хорошим знаком в моём путешествии».
Губы слегка жгла растворённая в морском воздухе соль, глаза слепили солнечные блики, многократно отражённые в водах залива, и лишь пароход, выбрасывая в синее небо чёрные клубы дыма, настойчиво нёс своих пассажиров навстречу судьбе.
До морского порта Бомбея оставалось примерно два дня хода.»

Продолжение следует...