Рассказ будет скорее лиричный и художественный, чем серьезно-краеведческий (за этим – в музей), а впрочем, мой блог, как хочу так и пишу.
Поведаю на сей раз о майской прогулке. Побрел я, значит, в Сосногорский район, в сторону Усть-Ухты. Навестил, так сказать, родные места. Хотя, если честно, хоть я сам родом из Сосногорска, то, к сожалению, вынужден признать, что в Усть-Ухте впервые побывал только в зрелые годы, лет эдак около 16-17. Это можно считать зрелыми годами, если вы, подобно мне, понимаете, что каждый прожитый день может (а где-то и должен) стать последним и не питаете иллюзий на счет того, чтобы жить долго и счастливо. Если понимаете о чем я, то предлагаю присоединиться к моей экспедиции, если нет – то, как и всегда, ничего страшного.
И сразу карта боевых действий:
Усть-Ухта – одно из самых старых здешних поселений, если не самое старое. Оно основано в конце 18-го – начале 19-го века. Сейчас в этом поселении есть дома, построенные примерно в 1905-м году, и это, возможно, делает местные избы самыми старыми сохранившимися зданиями в округе.
Тем интереснее, что я здесь в детстве не бывал, хотя висячий мост является одной из самых популярных достопримечательностей Сосногорского района.
Кстати, вот он:
Вроде как, в то время тут было небезопасно. Котаны из железнодорожной части любили тогда рейдить село и устраивать замесы с местными котонами. Впрочем, я об этом знаю лишь по рассказам своего знакомого, который хотел казаться очень крутым, но, в сущности, был довольно робким человеком. Меня, как вы понимаете, подобные развлечения мало интересовали.
Но вообще-то, когда я впервые зашел в село, мне здесь сразу понравилось. Тут чувствуется история.
Деревни, как известно, вымирают. Усть-Ухты это касается, но не слишком. Деревенский уклад жизни уходит, но состоятельные господа строят тут уютные ламповые коттеджики, чтоб коротать время на природе, вдали от душных хрущей и человейников, так что жизнь, вроде как, идет своим чередом.
Это старинное и во всех смыслах примечательное село. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что я ровным счетом ничего не буду больше рассказывать о жизни его жителей в прошлые лета. А кому интересно – того отошлю к творчеству знатного местного краеведа Хозяинова, много написавшего об истории селений по берегам Ижмы. Как-то раз он подарил несколько своих книг моему отцу. Они довольно хорошие и очень интересные.
Эта ниша уже занята, а я традиционно поступлю согласно принципу «если все уже написано – пиши о себе, о тебе точно еще не написали».
В этом посте будет ровно одно фото сельских красот, которые поразили меня в этот раз, и которых я раньше не видел. Вот оно:
Вообще, в наших краях, лучше всего бродить по берегам больших рек. А где бродить вот прям лучше самого лучшего? Правильно. Там, где сливаются две большие реки. Исходя из этого, окрестности Усть-Ухты представляют собой идеальное место для странствий и раздумий.
Я прошел сквозь село и в очередной раз вспомнил стихи древнего китайского поэта:
Мы ушли за столицу,
Миновали селенье.
Даль покрыта туманом.
Где предел наших странствий?
В роли столицы тут Сосногорск, само собой, потому что сейчас очень сложно уйти пешком за пределы города вроде Москвы, чего, конечно, не было, когда этот поэт сочинял свои строки.
Я пошел дальше. Главной водной доминантой здесь считается река Ижма, но ее я оставлю за кадром, до поры до времени, так как если буду жив и здоров, еще напишу про эту реку много хорошего, а пока мое внимание сосредоточилось на ее детках – лужицах, болотах и старицах, которые максимально примечательны именно в это время, в конце мая, когда вследствие таянья снегов и половодья, они полнятся новой силой, полученной от своей матери.
На поверхности их вод плавают утицы, которых преследуют охотники. Утицы этой весной были нетипичные, вида Хохлатая чернеть (фото из Википедии).
Почему-то я раньше не видел таких. Должно быть, они пролетают наши места, когда возвращаются домой, а дом их где-то на Севере, возможно, в Гиперборее, где живут великаны.
А вот растения были мне уже знакомы. Это калужница (лат. Cáltha). Её ярко-желтые цветы особенно хороши весной, на фоне блеклых красок безлистных кустов и прошлогодней травы. Это растение очень удачно выбрало время для цветения, надо сказать. Летом, среди зелени, оно не было бы и вполовину также прекрасно как сейчас.
Люблю эти цветы. Не рвите их, пожалуйста. В это время очень мало таких красивых цветов.
А дальше только луга. Хоть я и считаю себя человеком из лесной зоны, вид весенних и осенних лугов мне очень нравится.
Должен признаться, что я отправился в поход, имея некий тактический замысел. Я соскучился по ночевкам в лесу, которые не предпринимал уже давно, и задумал пару-тройку походов на лето. Один из них должен был иметь место на противоположном (более диком) берегу Ижмы, и я хотел сегодня обследовать положение дел на дальнем берегу с помощью бинокля, который я недавно очень удачно обнаружил в квартире своих родителей.
Забегая вперед, скажу, что этот поход удался, и я постараюсь о нем написать в дальнейшем.
Но это всё потом. А пока что, я пришел к озеру Сола-Ты. Его название говорит о том, что воды озера соленые, но с прискорбием вынужден сообщить, что до сих пор не знаю, так ли это на самом деле. А все потому что берега озера безбожно замусорены и из него совершенно не хочется выпить воды.
Также, легенды говорят, что на этом озере есть плавучий остров, который плавает туда-сюда. Его я, скорее всего видел, но он очень небольшой и не производит эпичного впечатления. Тем не менее, озеро кажется довольно симпатичным в эту пору. Рекомендую посетить его в холодный или дождливый будний день в мае-июне. Чтоб кроме вас на его берегах не было других ничтожеств.
По воде плавают хохлатые чернети, пользуясь тем, что охотников пока что нет рядом.
Озеро было крайней точкой исследованных мною земель. Я никогда не ходил дальше. Ну на самом деле, я работал некоторое время на КС-10, которая как раз за этим озером, но вы же понимаете, что это совсем другое? Если нет, то ничего страшного.
Я пошел дальше и перешел первую границу известных земель в виде нефтепровода. Славно он уходит под воду.
Эпичное место. В моем будущем путешествии этот прекрасный нефтепровод станет точкой невозврата в обычную жизнь. Вдалеке работал экскаватор, и он тоже сыграет свою роль в моей истории.
Путь мой продолжался по лугам, прореженным каналами и лесополосами, явно рукотворного происхождения. Это видно на карте местности. Как будто здесь хотели возвести нечто действительно выдающееся, но ограничились лишь НПС и КС. А может они и есть «нечто выдающееся»?
Перебираясь через многочисленные ручьи и протоки я дошел до чьего-то тайного лагеря.
После чего я устал продираться сквозь кусты, и так как время клонилось к вечеру – повернул обратно.
Я побрел вдоль следа гусениц тяжелой техники, должно быть, того самого экскаватора, что я видел.
И тут мне открылась большая тайна.
Я неоднократно видел в долине Ижмы раковины улиток. До этого дня, я думал, что это улитки речные, прудовики, что живут в пресной воде. А их раковины река выносит на сушу во время половодья, но оказалось, что я ошибался!
Эти улитки – сухопутные жители и живут в почве. В колее, оставленной экскаватором было множество улиток. Я никогда не видел их в таком количестве. На фото в моей ладони 7 раковин. Из них 5 мертвых, просто раковины без моллюсков, они белого цвета и две живые, они зеленоватые. В этом месте и тех и других было в достатке.
Оказалось, что улитки такого вида живут вовсе не в воде, как я думал прежде, а в толще сырой земли. До этого я видел лишь их останки, а живых представителей вида узрел лишь в этот самый день, на следу экскаватора, что разрыхлил почву и невольно открыл мне секрет жизни этих странных существ.
Фотографии, сделанные на телефон дрожащими руками неспособны передать восторг моего открытия. Повсюду были улитки, эти странные и древние обитатели прибрежных равнин.
Разгадав тайну их существования, я невольно стал хранителем их секретов. Посовещавшись между собой, моллюски, не решив ничего лучшего, приняли решение, представить меня своему королю, Улитусу ХХХVIII.
Король выглядел также как и его подданные, но был намного-намного крупнее. Он был очень старым и мудрым. Когда я предстал перед ним, он сказал, что такой дотошный исследователь как я заслуживает узнать многое о жизни улиток в этих краях и о том, из каких веществ и минералов создана земля, служащая прибежищем его народа. Мы провели много часов за умной беседой, после которой я могу утверждать, что знаю о жизни улиток этого вида более чем может представить себе иной ученый-специалист, не вылезающий из своего кабинета и пудрящий мозги штудентам.
Конечно, подлинное содержание этого разговора должно оставаться неизвестным для широкой публики, ибо так я пообещал Королю.
У меня нет никаких фото и видео подтверждения этой встречи, так как моя техника внезапно вышла из строя, как обычно бывает в местах, полных древней магии.
Но если вы сомневаетесь в моих словах, то я могу привести изображения, за авторством голландского путешественника 14-го века, который посетил в свое время здешние места и оставил после себя несколько портретов Короля Улитуса и его приближенных.
К сожалению, я лишен дара живописца и не могу так же достоверно изобразить Короля.
После аудиенции у короля Улитуса, которая прояснила очень многое, я в весьма странном состоянии отправился в обратный путь.
Я зарулил в лес, где посетил еще одно озеро, совсем небольшое. Я поприветствовал его как старого друга, ведь когда-то я принимал участие в экологической акции, целью которой была очистка берегов от мусора.
К большому сожалению, я вынужден констатировать, что это не слишком пошло на пользу, и мусора здесь в избытке.
Лед на поверхности напоминает о том, что жестокая зима была совсем недавно…
Через лесную дорогу, на которой были следи лошадиных копыт, я вышел в дальнюю часть села Усть-Ухта.
Возле некоторых домиков сельских жителей установлены скворечники, и, похоже, они уже были обитаемы. Из-за специфического солнечного света я не смог понять, что это за птицы. Похожи на скворцов, но мне они показались слишком темными.
Проходя через село, мне удалось перемолвится парой слов с представителем семейства кошачьих.
«Эти улитки ничего не смыслят в государственных делах», - сказал недовольный кот. «Они только и делают, что ковыряются в земле, пока деревня погружается в пучину нищеты и бесчестия. Я намереваюсь положить конец столетнему царству короля Улитуса и возглавить мятеж. Власть в долине Ижмы должна принадлежать котикам. Только мы знаем, как привести эти земли к процветанию».
Я не решился принять какую-либо сторону в этом противостоянии. С одной стороны, Улитус показался мне опытным и достойным вождем, но и претензии котика – лидера повстанцев не лишены основания. Я посчитал, что история рассудит, кто больше достоин власти над округой, и искренне надеюсь, что он проявит себя как справедливый и милосердный правитель.
Я заканчиваю свое путешествие созерцанием туманного устья реки Ухты, облагороженного силуэтом старой сосновской водонапорной башни, в которой, как я слышал водятся приведения. Ведь не зря же полиция заколотила вход в неё.