Найти тему
Славянский период

Солженицын: Как нам объегорить Россию?

Оглавление

Факт возвращения Солженицына в Россию в середине 90-х не оставлял ощущения того, что мы второй раз наступаем на одни и те же грабли.

История либерализма в России довольно печальная и уже приводила к политической катастрофе 1905-1917годов. Возникает вопрос, почему либеральная почва в России не дает урожая?

Ведь либерализм - это свобода в интересах каждого, когда человек независим, накормлен, имеет доходную работу, собственный участок земли и хороший дом. А поскольку, человек это часть общества, то благосостояние одного приведет к благосостоянию всего общества.

Либеральная идея действительно привлекательна, как идея коммунизма, с той лишь разницей, что основана она на частных собственниках и тех кто будет на них работать. При этом РЫНОК отрегулирует всю систему экономических отношений между людьми, обещают Солженицын и современные либералы. Но почему-то забывают предупредить, что основной экономический закон РЫНКА в том, что чем больше на рынке Товара, тем он дешевле. Другими словами, чем больше народа на рынке наемного труда, тем их труд дешевле, уровень жизни ниже, а доходы частного капитала выше.

А.И.Солженицын "Как нам обустроить Россию?"
Социалистическую экономику должна заменить нормальная – частнособственническая. Лишь она способна создать у человека трудовую заинтересованность.

Как видим, частная собственность - это священна корова либерализма, а народ, который своим трудом будет обеспечивать прибыль выходит за рамки либерального мышления на принципах остаточной стоимости. Именно к этому и призывает кумир российских либералов Солженицын.

Еще одна ложка дегтя в бочку либерального меда

Последователи либеральных идей Солженицына на самом деле исходят не из гарантий неприкосновенности собственности, а, наоборот, говорят о "свободной конкуренции". А свободная конкуренция это прямой путь к господству монополий, к разорению мелких собственников и к пополнению ими рынка дешевой рабочей силы.

Все это говорит о том, что Солженицын, как российский пророк, и его кумир Столыпин понимают в политэкономии меньше чем зайцы в апельсинах.

Частное мнение автора статьи может быть предвзятым, поэтому мнение бывшего(1903—1906) председателя Совета министров С.Ю. Витте о Столыпине будет более актуальным.

-2
С. Витте о реформаторе России Столыпине:
"На пост министра внутренних дел был назначен Столыпин. В то время я почитал Столыпина человеком порядочным и поэтому назначение это считал удачным. Затем, когда ушел Горемыкин, и Столыпин сделался председателем совета министров, то я этому искренно был рад, что это прекрасное назначение, но затем каждый месяц я все более и более разочаровывался в нем... Что он был человек мало книжно-образованный, без всякого государственного опыта и человек средних умственных качеств и среднего таланта, я это знал и ничего другого и не ожидал, но я никак не ожидал, чтобы он был человек настолько неискренний, лживый, беспринципный и вследствие чего он свои личные удобства и свое личное благополучие и в особенности благополучие своего семейства и своих многочисленных родственников поставил целью своего премьерства"

Конечно, "великого" реформатора А.И Солженицына Витте не знал, но как оказались похожи личностные характеристики А.И. Солженицына и П.А. Столыпина, который, как говорится в печальных случаях, плохо кончил. Попросту говоря, Столыпина убил агент царского Охранного отделения с молчаливого согласия Государя Императора. Поэтому Солженицын впрямую обвинил Государя Императора в предательстве России и династии:

Александр Солженицын: "Размышления над Февральской революцией"
После первого гибельного круга послан был царю Богом Столыпин. Единожды в жизни Николай остановил свой выбор не на ничтожестве, как обычно, а на великом человеке. Этот великий человек вытянул из хаоса и Россию, и династию, и царя. И этого великого человека Государь не вынес рядом с собою, предал.

С чего начинал "великий" реформатор Столыпин и почему плохо кончил?

Самыми острыми проблемами аграрной России были: малоземелье крестьян, низкая урожайность и не справедливое распределение урожая между собственниками земли и крестьянами, все это каждые 5-6 лет приводило к массовым голодовкам в России.

Выращенный крестьянами хлеб им не принадлежал. Свыше 51% урожая принадлежало помещикам, который они вывозили в Европу. Например, немцы потреблял зерна в 2,3 раза больше чем русский крестьянин, производя в Германии 27,8 пуда, импортируя из России еще 3,6 пуда на человека. И только русский крестьянин, кормя Европу, обходился 13,5 пуда на человека.

Проблема голодовок в России была не в сфере производства зерна, а в сфере распределения урожая. Из-за нехватки зерна крестьянин не мог сформировать переходящий на следующий год запас зерна, не мог содержать скот и практически не потреблял мяса, постоянно живя впроголодь.

Генерал Гурко писал, что призывной состав 1871 по 1901 годов рождения, из них 40% впервые в жизни пробуют мясо в армии.

-3
Генерал Гурко: «Перестанемте, господа, обманывать себя и хитрить с действительностью! Русский человек во множестве мест охвачен измельчанием и вырождением, которое заставило на нашей памяти дважды понижать норму при приёме новобранцев на службу. Еще 100 с небольшим лет назад самая высокорослая армия в Европе (суворовские “чудо-богатыри”), — теперешняя русская армия уже самая низкорослая, и ужасающий процент рекрутов приходится браковать для службы. Неужели ничего не значит наша постыдная, нигде в свете не встречаемая детская смертность, при которой большинство живой народной массы не доживает до трети человеческого века"

Ни одну из выше названных проблем Столыпин решать не собирался.

Более того, своими реформами каждую из них он довел до катастрофического состояния. Столыпин не скрывал, что целью его реформ стала крестьянская община, которая являлась собственником земли.

Землю в Общине крестьяне делили между семьями по количеству едоков или мужчин в семье. Поскольку урожайность земель был разной, то распределяли ее каждый год по новой. Крестьянская община могла содержать общественный инвентарь, ссыпные пункты зерна, посевной фонд, нанимать артельных рабочих, содержала другую аграрную инфраструктуру, помогала выживать семьям, потерявших кормильцев, содержала на своем попечении больных и сирот. То есть, крестьянская община это был способ выживания крестьян.

Но никто крестьянам помогать не собирался. Перефразируя известное высказывание Збигнева Бжезинского про Россию, концепция Столыпина звучала так:

Новый порядок будет строиться против крестьянской Общины, на руинах Общины и за счет крестьянской Общины

По замыслу Столыпина появление частной собственности даст толчок к расслоению крестьянства: более предприимчивые начнут скупать участки у бедных односельчан и производить сельскохозяйственную продукцию на продажу. Оставшиеся без земли будут поступать к ним в батраки или уйдут в город. Таким образом, на селе появится крепкая буржуазия, которая станет опорой самодержавия, такие как дед Солженицына Захар Щербак.

Достаточно посмотреть на фото, чтобы понять разрыв в жизненном уровне крестьян и крупных земельных собственников в России.

-4

На фото дом-дача в Кисловодске, где родился А.И Солженицын. Дом принадлежал дочери Захара Щербака Марии, в котором жила ее сестра Таисия. На переднем плане, вероятней всего, мать будущего писателя Таисия Щербак. Барыня сидит в карете, запряженной породистыми лошадьми, с дорогой сбруей. Цена такого экипажа могла превышать стоимость земли на которой выживало сразу пара крестьянских дворов.

Для примера: Цены 1900 года:

  • элитный конь, известных пород и заводчиков, стоил 200 рублей и более;
  • хорошая упряжная лошадь для кареты стоила 120-150 рублей.

Соответственно, тройка будет стоит 450 рублей, а весь экипаж 500-600 рублей. Земельный Банк выкупал землю в среднем по 45 руб за десятину. Один крестьянский двор имел около 7 десятин. Итого земля с которой кормилась крестьянская семья 7-8 человек стоила 315руб.

9 ноября 1906 г. Столыпин подписал закон о выходе крестьян из общины.

К 1915 году из Общины вышло 3.1мл крестьянских дворов, или 26 % от числа общинников. Но не имея никакой поддержки от государства в виде банковских ссуд или льготных кредитов, они, получив наделы в собственность, вынужденно их продавали, нанимались к новым собственникам в батраки чтобы прожить. Из тех, кто, продав надел, двинулся в Сибирь, там в суровых условиях разорились и вернулось озлобленными и нищими. С 1907 по 1914 г. официально зарегистрировано свыше 1 млн. семей "обратников".

Катастрофические итоги столыпинских реформ

В результате реформ Столыпина произошло перераспределение земли, но не в пользу крестьян, а большая часть общинных земель перешла в руки кулаков и городских раньте, которые сдавали землю тем же крестьянам, но за плату и батрачество. Общинная земля крестьян на 52% была перераспределена в пользу лиц не крестьянского сословия: духовенству, чиновникам, полицейским, владельцам винных лавок и пр. Еще 29% скупили деревенские кулаки. И только 19% изъятых из Общины земель попало в руки крестьян.

Иными словами, из 3,1мл крестьянских дворов, вышедших из Общины землю в частною собственность получил только каждый ПЯТЫЙ или около 600 тыс крестьянских дворов. Остальные 2,5 мл крестьянских дворов были лишены земли и стали батраками на своей бывшей земле.

Но появление новых собственников земли не привело к росту производства сельскохозяйственной продукции, а даже уменьшило ее. Основным эффектом "реформ" Столыпина стало имущественное расслоение, массовое обнищание крестьян и государственный террор против крестьян. Бунтующих крестьян Столыпин просто вешал, надевая "столыпинский галстук".

Новые собственники переориентировались на экспорт зерна и сельскохозяйственной продукции за границу. Если в 1900году за границу вывозили 5,2 мл. т.зерна, то
•в 1905, вывезли 6,8 мл.т. ,
•в 1910, вывезли 7,5 мл.т
•в год голодовки 1911 вывезли 6,8 мл.т

Из-за вывоза зерна за границу сократилась кормовая база и поголовье скота стало уменьшаться. Кроме этого, стали расти и внутренние цены на зерно. Оптовые цены на пшеницу в 1901-1912 гг. выросли на 44%; на рожь - на 63,63% на свинину - на 55,86%. Чтобы как-то прокормиться, крестьяне стали сокращать поголовье скота в своих хозяйствах. Если в 1860 году на 100 человек приходилась 41 корова, то в 1900 - 36, а в 1914 - 30. Количество лошадей сократилось с 23 в 1905 году до 18 в 1910. Количество КРС сократилось с 36 до 26 голов на 100 человек. Спад поголовья овец был и вовсе катастрофическим: в 1900 - 55, в 1914 - 22 голов на 100 человек.

Ежегодный прирост продукции села за время реформ Столыпина сократился почти в 2 раза, с 2,4% в 1901-1905 годах до 1,4% в 1909-1913 годах.

Повальный голод все чаще стал посещать регионы России.

-5

Из воспоминаний Оскара Грузенберга, адвоката, члена партии кадетов.

Александра III раздражали упоминания о "голоде", как о слове, выдуманном теми, кому жрать нечего. Он высочайше повелел заменить слово "голод" словом "недород". Главное управление по делам печати разослало незамедлительно строгий циркуляр, запрещавший использовать слово "голод" в печати.

С 1891 года, за 21 год урожайными были только ПЯТЬ лет. Еще ТРИ года(1891, 1906, 1911) были повальными голодоморами. Остальные 13 лет считались "недородом". Не смотря, на катастрофическое положение со сбором зерна и ростом населения на 2-3 мл в год, вывозили зерна все больше. Крестьянство, не имея возможности создавать запасы хлеба голодали постоянно, а в неурожайные годы просто вымирали.

Профессор медицины и доктор Эмиль Диллон жил в России с 1877 по 1914 год, преподавал в нескольких российских университетах, путешествуя по регионам России, писал:

«Российский крестьянин ... ложится спать в 6 или 5 часов вечера зимой, потому что не может тратить деньги на покупку керосина для лампы. У него нет мяса, яиц, масла, молока, часто нет капусты, он живет главным образом на черном хлебе и картофеле. Живет? Он умирает от голода из-за их недостаточного количества.»

Л.Н.Толстой в статье "О голоде":

"На 10 дворов здесь 4 лошади и 4 коровы; овец почти нет. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", - говорят бабы. "А то просят хлеба, а дать нечего, так и заснет не ужинаючи."
В самом Лукоянове маленькая девочка просит у матери "зарыть ее живую в земельку".
То, быть может, мои статьи смогут оказать хоть некоторое влияние на судьбу этих Дубровок, поставив ребром вопрос о необходимости земельной реформы, хотя бы вначале самой скромной. В России голод наступает не когда хлеб не уродился, а когда не уродилась лебеда. Употребляемый почти всеми хлеб с лебедой, - хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый и горький; хлеб этот едят все, - и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные. Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют»

«Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаем кровь нашу, т.е. мужицких детей».

Мы продаём хлеб не от избытка, мы продаём за границу наш насущный хлеб, хлеб, необходимый для собственного нашего пропитания... Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. От плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут туже, совершенно подобно тому, как бывает с дурно содержимым скотом...
Имеют ли дети русского земледельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят, и если бы у хозяина, имеющего хороший скот, смертность телят была так же велика, как смертность детей у мужика, то хозяйничать было бы невозможно. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску? Если бы матери питались лучше, если бы наша пшеница, которую ест немец, оставалась дома, то и дети росли бы лучше и не было бы такой смертности, не свирепствовали бы все эти тифы, скарлатины, дифтериты. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаем кровь нашу, т.е. мужицких детей».

Столыпинские "галстуки" для народа

Обездоленные, голодные крестьяне начали бунтовать и захватывать помещичьи земли, громя поместья и убивая помещиков. В ответ Столыпин развязал террор против крестьян, и по всей России стал распространяться пожар гражданской войны.

19 августа 1906 года Столыпин подписал «Закон о военно-полевых судах».

Предание суду происходило тройками военно-полевых судов в течение суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа.
Всего за 1906—1911 годы военно-полевыми судами было вынесено 5735 смертных приговоров, из которых 3741 приведён в исполнение через повешение.

В ответ на Столыпинский террор политические партии развернули ответный террор. Были осуществлены десятки тысяч террористических актов, в результате которых погибло более 9 тысяч человек.

Член ЦК партии кадетов Тыркова-Вилямс писала:

«В единодушии, с которым вся оппозиция, и социалисты, и либералы, отказывались осудить террор, было что-то жуткое, нездоровое. От нас трудно было ожидать прямого осуждения революционных методов, как этого добивалось правительство Столыпина, которое своими военно-полевыми судами роняло самую идею справедливости и правосудия. Эти суды были похожи на расправу с неприятелем в завоеванной стране, к ним с одинаковым справедливым негодованием относились и социалисты, и либералы»

Лев Толстой, 31 мая 1908года, статья "Не могу молчать":

"Обращаюсь ко всем участникам непрестанно совершающихся под ложным названием закона преступлений, ко всем вам, начиная от взводящих на виселицу и надевающих колпаки и петли на людей-братьев, на женщин, на детей, и до вас, двух главных скрытных палачей, своим попустительством участвующих во всех этих преступлениях: Петру Столыпину и Николаю Романову.

Опомнитесь, одумайтесь. Вспомните, кто вы, и поймите, что вы делаете.
Неужели ваше призвание в жизни может быть только в том, чтобы убивать, мучать людей, самим дрожать от страха убийства и лгать перед собой, перед людьми и перед богом, что вы делаете всё это по обязанности для какой-то выдуманной несуществующей цели, для выдуманной именно для вас, считать себя подвижником выдуманной России.
Вы говорите, что вы боретесь с революцией, что вы хотите водворить спокойствие, порядок, но ведь если вы не дикие звери, а хоть немного добрые и разумные люди, вы не можете верить тому, что вы говорите. Как! вы водворите спокойствие тем, что разрушите в людях всякие последние остатки христианства и нравственности, совершая все самые величайшие преступления: — не убийство, а убийства, бесконечные убийства, одеваемые в какие-то такие лживые одежды, при которых убийства переставали бы быть преступлениями.
Больнее всего мне то развращение народа, которое, как пожар в сухой соломе, распространяется в народе вследствие того, что все эти мерзкие преступления правительства, превышающие в сотни раз всё то, что делалось и делается и простыми ворами, грабителями и всеми революционерами вместе, совершаются под видом закона, чего-то нужного, хорошего, необходимого. Ужасно это развращение, поддерживаемое всем блеском внешности: царь, сенат, синод, солдатство, дума, церковь. И развращение это ужасно."

Убийство Столыпина в понимании царя Николая II стало необходимостью, сакральной жертвой, чтобы успокоить общественность, чтобы хоть как-то искупить вину царя перед народом. С молчаливого согласия Николая II самый неудачный премьер России П.А. Столыпин был убит в первых числах сентября 1911 года, агентом Охранного отделения Богровым. Но это уже другая история.

Продолжение следует...