Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Сегодня я хочу Вам рассказать про одно очень интересное место в Казани. Долго думал с чего начать свой рассказ и решил начать с главного. Название этого места – Храм всех религий или по-другому – Вселенский храм, но, по сути, это не храм вовсе, потому что в любой храм люди приходят, чтобы помолиться тому Богу или богам, в которого или которых верят, а здесь никаких богослужений не проводится. Скорее, это музей или выставка, где собраны предметы и изображения различных мировых культур и вероисповеданий. Но надо отдать должное, многие изображения, картины и даже иконы выполнены искусно!
Впечатление это сооружение производит сразу, когда к нему подъезжаешь. Начиная разглядывать это многоликое здание снаружи, не сразу понимаешь – какой купол или шпиль этого многоглавого сооружения к какой религии относится. Вот, например, что изображено в навершие самого большого центрального желтого купола – я так и не понял.
Я давно слышал об этом «храме», но бывая уже много раз в Казани, все как-то до него не доезжали, и вот, наконец, решились, чтобы уже увидеть это все своими глазами. Находится это сооружение в поселке Старое Аракчино, это западный пригород Казани на левом берегу Волги, ехали от центра минут сорок. Итак, машину оставили на грунтовой площадке через дорогу, между «храмом» и берегом Волги, хотя, надо было остановиться раньше, немного не доезжая до места сразу после железнодорожного переезда, это я уже потом понял, когда проехал, а возвращаться из-за нескончаемого потока машин было уже неудобно. Ну да Бог с ним, здесь тоже место нашлось.
Оглядев всю эту красоту снаружи, мы, перейдя дорогу, пошли внутрь. При входе нас встретил один из создателей этого комплекса Ильгиз Ханов, не знаю – это нам так повезло или он там всегда и всех встречает. Встретил он нас, как, впрочем, и других посетителей, коих было не мало, весьма радушно, показав откуда лучше начинать осмотр экспозиций и куда потом идти. Вход общедоступный, но желательно пожертвовать на развитие комплекса по 200 рублей с человека. Здесь, я думаю, надо немного рассказать об истории создания этого «храма».
Строительство этого комплекса началось в начале девяностых на участке, принадлежавшем матери братьев Ильдара и Ильгиза Хановых. Оба брата художники, старший – Ильдар считается идейным вдохновителем и основателем этого комплекса, выпускник Суриковского художественного института в Москве, член союза художников СССР. Он много путешествовал по странам Азии, говорят, после этого ему и пришла в голову идея построить такой храм. В 2013 году Ильдар Ханов скончался, его дело продолжил младший брат – Ильгиз, которого мы и повстречали при входе. Он тоже художник и больше всего известен, как иконописец, даже был награжден за большой вклад в развитие духовности орденами Русской Православной Церкви имени Преподобного Андрея Рублева I и II степени. Кроме того, он восстанавливал мечети в Казани и Нижнем Новгороде.
Ну что, с хозяином поздоровались и идем смотреть, что там внутри! А внутри, в самом первом зале, сбивает с толку наличие как православных икон, так и языческих символов, причем языческих символов различных народов, от монголов до древних славян. Этот зал так и называется – «Языческий зал». Тем не менее, как я уже сказал, православные иконы здесь тоже присутствуют. А слева от него небольшой зал, как в нише, «Зал тайных обществ».
Дальше мы проходим в «Православный зал». Здесь все стены увешаны иконами, как в православном храме. Все иконы, насколько я понял, выполнены именно Ильгизом Хановым. Впечатляет, но все-таки я думаю, что иконы должны находиться именно в настоящем храме и использоваться по предназначению, чтобы к ликам Богородицы, Сына Божьего и Святых обращаться в молитве.
Дальше мы проходим через коридор, стены которого украшены египетскими фресками и росписями, в «Египетский зал». Кроме мозаики, художественной росписи и гипсовых барельефов, в самом зале установлены копии саркофагов. То ли пантеон египетских богов, то ли гробница. Но все очень красочно, что иногда начинает рябить в глазах.
Следующий зал называется «Татарская национальная галерея», в нем выставлены женские портреты, написанные Ильгизом Хановым в стиле иконописи. Это портреты с выставки «Татарские красавицы», которая была приурочена к 500-летию Казанской царицы Сююмбике, помните, в честь которой назвали знаменитую башню в Казанском Кремле. Именно ее портрет с сыном и занимает центральное место этой экспозиции, хотя, как она выглядела на самом деле – неизвестно, это вымысел художника.
Затем мы прошли в «Католический зал», он еще называется «Готический» или «Концертный». Здесь все, как в реальном католическом храме, может быть, лишь, слишком красочно. Все, как положено: возвышение, кресла, балкон. Есть даже орган, правда, электронный, но вполне реальный и рабочий – не бутафория, один турист из юго-восточной Азии, видимо студент, уселся за этот инструмент при нас и сыграл одну музыкальную композицию, и очень даже неплохо исполнил.
Сразу отсюда мы проходим в «Зал Будды». Это один из самых красочных залов, в котором красный цвет заполонил все пространство. Из-за этого на некоторые детали просто не обращаешь внимание, кроме, конечно, трех статуй будд, расположившихся вдоль стены. Ну и на потолке имеется, ставшее у нас модным в последнее время, изображение колеса Сансары, «которое является вечным кругом перерождения». Я не большой знаток этой религии, чтобы разбираться во всех ее тонкостях, и мне, почему то, захотелось побыстрее оттуда выйти.
Выйдя оттуда, я решил заглянуть через открытую дверь во внутренний дворик, в котором, как оказалось, тоже тема буддизма. Там устанавливают что-то наподобие пагод, правда, работы там еще не закончены и двор больше был похож на строительную площадку, наверное, со временем там будет «также красиво».
Дальше идет индийская тема, это мы заходим в «Зал Шивы». Кроме сводчатого потолка с росписями и мозаикой, а также позолоченными барельефами, центральное место здесь занимает сама статуя Шивы, это один из самых почитаемых божеств индуизма. В этом зале Ильгиз Ханов регулярно проводит занятия йоги. А еще здесь был включен телевизор, который показывал какой-то индийский фильм. Кроме улыбки из детских воспоминаний, когда индийские фильмы были очень популярны, у меня этот зал ничего не вызвал.
Затем мы возвращаемся обратно в «Католический зал» и через другую дверь проходим поочередно в два зала, в которых выставлены полотна создателя этого комплекса – Ильдара Ханова. Здесь есть монументальные полотна, посвященные антивоенной тематике, несомненно, имеющие огромный смысл, но их стиль меня как-то не вдохновляет. Может я не такой эстет, но мне больше понравились некоторые пейзажи и портреты, например портрет В.С. Высоцкого. А большинство этих картин были написаны еще в Москве, когда Ильдар Ханов учился в художественном институте.
Потом возвращаемся, снова проходим по коридору с указателем на «Краеугольный камень веры». Но о нем я расскажу позже, так как сначала я нечаянно прошел мимо и зашел в «Зал татарских шамаилей». А что такое шамаиль? Это изображение религиозного характера, основанное на искусстве арабской каллиграфии. Именно татарский шамаиль стал одним из способов национального самовыражения. В этом зале, кроме этих самых шамаилей в виде арабской вязи, есть еще картины с изображением мечетей.
Пройдя этот зал, мы поднимаемся вверх по лестнице и попадаем снова в своеобразную картинную галерею. Среди множества работ, насколько я понимаю, старшего брата Ильдара Ханова есть и весьма необычные. Например, я сначала не понял, что здесь делает фотография группы Битлз. А потом, приглядевшись, я увидел, что вместо Джона Леннона Ильдар Ханов там изобразил себя. Интересная интерпретация.
После этого я спускаюсь по лестнице обратно и все-таки нахожу зал «Краеугольный камень веры». Правда залом это помещение можно назвать с большой натяжкой, скорее это какой-то чулан, в который и вход то не сразу найдешь. И это небольшое помещение, буквально три на три метра, сплошь заставлено православными иконами, выполненными, насколько я понимаю, по всем канонам. Такому богатому иконостасу позавидует любой православный приход. А название такое этот зал получил от названия выставки, организованной в 2008 году в Галерее современного искусства государственного музея ИЗО Республики Татарстан. Все иконы работы Ильгиза Ханова.
Следующий зал, куда я попал, это «Зал иудаизма». Насколько я понял, он еще не доделан и находится в стадии оформления, поэтому я не сразу понял, что там делает икона с ликом Иисуса Христа, видимо, пока ей другого места не нашлось.
Дальше мы проходим в еще один яркий и красочный зал, это «Зал Кришны». В центре комнаты расположили позолоченное дерево, а стены очень красочно расписаны разными ипостасями многоликого бога Кришны.
Затем, через кришнаитский зал, мы проходим в еще одну большую комнату, в которой намешано все подряд, и картины, и лик Христа, и античная статуя, и бюсты, и многое другое. А также здесь есть еще портрет одного духовного наставника, по всей видимости из Индии, чья философия, наверное, и вдохновила братьев на создание этого комплекса. Зовут его Бхагаван Сатья Саи Баба.
По-моему, это был последний зал в этом комплексе. Все-таки странные ощущения возникают после увиденного. Вроде бы, идея объединения всего человечества без религиозных, расовых, культурных и других предрассудков – идея благая. Но уж слишком здесь все перемешано, причем, в каком-то хаотичном порядке. Некоторые сравнивают это место со сборной солянкой или винегретом, а мне на ум пришла другая аллегория: теремок из народной русской сказки, в котором различные звери, в дикой природе являющиеся антагонистами, пытаются ужиться друг с другом, может и получится, лишь бы «медведь» не пришел, и не разрушил этот теремок, усевшись сверху!
Вот на этой «оптимистичной» ноте я и заканчиваю свой сегодняшний рассказ, и путешествие по Казани здесь тоже заканчивается, дальше мы направляемся в Чебоксары, там тоже будет много всякого интересного, не пропустите!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!