Найти тему

Самая яркая и неоднозначная достопримечательность Казани – Храм всех религий.

Все фото автора.
Все фото автора.

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Сегодня я хочу Вам рассказать про одно очень интересное место в Казани. Долго думал с чего начать свой рассказ и решил начать с главного. Название этого места – Храм всех религий или по-другому – Вселенский храм, но, по сути, это не храм вовсе, потому что в любой храм люди приходят, чтобы помолиться тому Богу или богам, в которого или которых верят, а здесь никаких богослужений не проводится. Скорее, это музей или выставка, где собраны предметы и изображения различных мировых культур и вероисповеданий. Но надо отдать должное, многие изображения, картины и даже иконы выполнены искусно!

Фото автора.
Фото автора.

Впечатление это сооружение производит сразу, когда к нему подъезжаешь. Начиная разглядывать это многоликое здание снаружи, не сразу понимаешь – какой купол или шпиль этого многоглавого сооружения к какой религии относится. Вот, например, что изображено в навершие самого большого центрального желтого купола – я так и не понял.

Фото автора.
Фото автора.

Я давно слышал об этом «храме», но бывая уже много раз в Казани, все как-то до него не доезжали, и вот, наконец, решились, чтобы уже увидеть это все своими глазами. Находится это сооружение в поселке Старое Аракчино, это западный пригород Казани на левом берегу Волги, ехали от центра минут сорок. Итак, машину оставили на грунтовой площадке через дорогу, между «храмом» и берегом Волги, хотя, надо было остановиться раньше, немного не доезжая до места сразу после железнодорожного переезда, это я уже потом понял, когда проехал, а возвращаться из-за нескончаемого потока машин было уже неудобно. Ну да Бог с ним, здесь тоже место нашлось.

Фото автора.
Фото автора.

Оглядев всю эту красоту снаружи, мы, перейдя дорогу, пошли внутрь. При входе нас встретил один из создателей этого комплекса Ильгиз Ханов, не знаю – это нам так повезло или он там всегда и всех встречает. Встретил он нас, как, впрочем, и других посетителей, коих было не мало, весьма радушно, показав откуда лучше начинать осмотр экспозиций и куда потом идти. Вход общедоступный, но желательно пожертвовать на развитие комплекса по 200 рублей с человека. Здесь, я думаю, надо немного рассказать об истории создания этого «храма».

Фото автора.
Фото автора.

Строительство этого комплекса началось в начале девяностых на участке, принадлежавшем матери братьев Ильдара и Ильгиза Хановых. Оба брата художники, старший – Ильдар считается идейным вдохновителем и основателем этого комплекса, выпускник Суриковского художественного института в Москве, член союза художников СССР. Он много путешествовал по странам Азии, говорят, после этого ему и пришла в голову идея построить такой храм. В 2013 году Ильдар Ханов скончался, его дело продолжил младший брат – Ильгиз, которого мы и повстречали при входе. Он тоже художник и больше всего известен, как иконописец, даже был награжден за большой вклад в развитие духовности орденами Русской Православной Церкви имени Преподобного Андрея Рублева I и II степени. Кроме того, он восстанавливал мечети в Казани и Нижнем Новгороде.

Ильгиз (слева) и Ильдар (справа) Хановы. Фото автора.
Ильгиз (слева) и Ильдар (справа) Хановы. Фото автора.

Ну что, с хозяином поздоровались и идем смотреть, что там внутри! А внутри, в самом первом зале, сбивает с толку наличие как православных икон, так и языческих символов, причем языческих символов различных народов, от монголов до древних славян. Этот зал так и называется – «Языческий зал». Тем не менее, как я уже сказал, православные иконы здесь тоже присутствуют. А слева от него небольшой зал, как в нише, «Зал тайных обществ».

Дальше мы проходим в «Православный зал». Здесь все стены увешаны иконами, как в православном храме. Все иконы, насколько я понял, выполнены именно Ильгизом Хановым. Впечатляет, но все-таки я думаю, что иконы должны находиться именно в настоящем храме и использоваться по предназначению, чтобы к ликам Богородицы, Сына Божьего и Святых обращаться в молитве.

Дальше мы проходим через коридор, стены которого украшены египетскими фресками и росписями, в «Египетский зал». Кроме мозаики, художественной росписи и гипсовых барельефов, в самом зале установлены копии саркофагов. То ли пантеон египетских богов, то ли гробница. Но все очень красочно, что иногда начинает рябить в глазах.

Следующий зал называется «Татарская национальная галерея», в нем выставлены женские портреты, написанные Ильгизом Хановым в стиле иконописи. Это портреты с выставки «Татарские красавицы», которая была приурочена к 500-летию Казанской царицы Сююмбике, помните, в честь которой назвали знаменитую башню в Казанском Кремле. Именно ее портрет с сыном и занимает центральное место этой экспозиции, хотя, как она выглядела на самом деле – неизвестно, это вымысел художника.

Затем мы прошли в «Католический зал», он еще называется «Готический» или «Концертный». Здесь все, как в реальном католическом храме, может быть, лишь, слишком красочно. Все, как положено: возвышение, кресла, балкон. Есть даже орган, правда, электронный, но вполне реальный и рабочий – не бутафория, один турист из юго-восточной Азии, видимо студент, уселся за этот инструмент при нас и сыграл одну музыкальную композицию, и очень даже неплохо исполнил.

Сразу отсюда мы проходим в «Зал Будды». Это один из самых красочных залов, в котором красный цвет заполонил все пространство. Из-за этого на некоторые детали просто не обращаешь внимание, кроме, конечно, трех статуй будд, расположившихся вдоль стены. Ну и на потолке имеется, ставшее у нас модным в последнее время, изображение колеса Сансары, «которое является вечным кругом перерождения». Я не большой знаток этой религии, чтобы разбираться во всех ее тонкостях, и мне, почему то, захотелось побыстрее оттуда выйти.

Выйдя оттуда, я решил заглянуть через открытую дверь во внутренний дворик, в котором, как оказалось, тоже тема буддизма. Там устанавливают что-то наподобие пагод, правда, работы там еще не закончены и двор больше был похож на строительную площадку, наверное, со временем там будет «также красиво».

Фото автора.
Фото автора.

Дальше идет индийская тема, это мы заходим в «Зал Шивы». Кроме сводчатого потолка с росписями и мозаикой, а также позолоченными барельефами, центральное место здесь занимает сама статуя Шивы, это один из самых почитаемых божеств индуизма. В этом зале Ильгиз Ханов регулярно проводит занятия йоги. А еще здесь был включен телевизор, который показывал какой-то индийский фильм. Кроме улыбки из детских воспоминаний, когда индийские фильмы были очень популярны, у меня этот зал ничего не вызвал.

Затем мы возвращаемся обратно в «Католический зал» и через другую дверь проходим поочередно в два зала, в которых выставлены полотна создателя этого комплекса – Ильдара Ханова. Здесь есть монументальные полотна, посвященные антивоенной тематике, несомненно, имеющие огромный смысл, но их стиль меня как-то не вдохновляет. Может я не такой эстет, но мне больше понравились некоторые пейзажи и портреты, например портрет В.С. Высоцкого. А большинство этих картин были написаны еще в Москве, когда Ильдар Ханов учился в художественном институте.

Потом возвращаемся, снова проходим по коридору с указателем на «Краеугольный камень веры». Но о нем я расскажу позже, так как сначала я нечаянно прошел мимо и зашел в «Зал татарских шамаилей». А что такое шамаиль? Это изображение религиозного характера, основанное на искусстве арабской каллиграфии. Именно татарский шамаиль стал одним из способов национального самовыражения. В этом зале, кроме этих самых шамаилей в виде арабской вязи, есть еще картины с изображением мечетей.

Пройдя этот зал, мы поднимаемся вверх по лестнице и попадаем снова в своеобразную картинную галерею. Среди множества работ, насколько я понимаю, старшего брата Ильдара Ханова есть и весьма необычные. Например, я сначала не понял, что здесь делает фотография группы Битлз. А потом, приглядевшись, я увидел, что вместо Джона Леннона Ильдар Ханов там изобразил себя. Интересная интерпретация.

После этого я спускаюсь по лестнице обратно и все-таки нахожу зал «Краеугольный камень веры». Правда залом это помещение можно назвать с большой натяжкой, скорее это какой-то чулан, в который и вход то не сразу найдешь. И это небольшое помещение, буквально три на три метра, сплошь заставлено православными иконами, выполненными, насколько я понимаю, по всем канонам. Такому богатому иконостасу позавидует любой православный приход. А название такое этот зал получил от названия выставки, организованной в 2008 году в Галерее современного искусства государственного музея ИЗО Республики Татарстан. Все иконы работы Ильгиза Ханова.

Следующий зал, куда я попал, это «Зал иудаизма». Насколько я понял, он еще не доделан и находится в стадии оформления, поэтому я не сразу понял, что там делает икона с ликом Иисуса Христа, видимо, пока ей другого места не нашлось.

Дальше мы проходим в еще один яркий и красочный зал, это «Зал Кришны». В центре комнаты расположили позолоченное дерево, а стены очень красочно расписаны разными ипостасями многоликого бога Кришны.

Затем, через кришнаитский зал, мы проходим в еще одну большую комнату, в которой намешано все подряд, и картины, и лик Христа, и античная статуя, и бюсты, и многое другое. А также здесь есть еще портрет одного духовного наставника, по всей видимости из Индии, чья философия, наверное, и вдохновила братьев на создание этого комплекса. Зовут его Бхагаван Сатья Саи Баба.

По-моему, это был последний зал в этом комплексе. Все-таки странные ощущения возникают после увиденного. Вроде бы, идея объединения всего человечества без религиозных, расовых, культурных и других предрассудков – идея благая. Но уж слишком здесь все перемешано, причем, в каком-то хаотичном порядке. Некоторые сравнивают это место со сборной солянкой или винегретом, а мне на ум пришла другая аллегория: теремок из народной русской сказки, в котором различные звери, в дикой природе являющиеся антагонистами, пытаются ужиться друг с другом, может и получится, лишь бы «медведь» не пришел, и не разрушил этот теремок, усевшись сверху!

Фото автора.
Фото автора.

Вот на этой «оптимистичной» ноте я и заканчиваю свой сегодняшний рассказ, и путешествие по Казани здесь тоже заканчивается, дальше мы направляемся в Чебоксары, там тоже будет много всякого интересного, не пропустите!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!