Найти в Дзене
Подвиги

В Уфе бизнесмен Владислав Насретдинов построил социальную баню для лежачих больных и бездомных людей и назвал свой проект "Чистотел"

Владислав Насретдинов. Фото: Дмитрий Носков
Владислав Насретдинов. Фото: Дмитрий Носков

Прежде, чем вы продолжите читать эту историю, пожалуйста, подпишитесь на наш телеграм-канал «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Там вас ждёт ещё больше интересной и полезной информации ❤️ Спасибо вам от всей команды проекта «Подвиги»!

В Уфе бизнесмен Владислав Насретдинов построил социальную баню для лежачих больных и бездомных людей и назвал свой проект  "Чистотел". Мужчина считает, что от несчастного случая не застрахован никто: упал неудачно, попал в ДТП – и вот тебе самому нужна помощь. Поэтому Владислав хочет дарить радость людям, которые ограничены в возможностях по состоянию здоровья. В 2022 году Владислав Насретдинов стал героем книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает его историю.

- Владислав, как пришла идея создать баню именно для лежачих больных и бездомных, которые фактически нужны только своим близким, если они, конечно, есть в принципе и тоже не отвернулись?

- Идея не то что пришла, она всегда была на поверхности. Мы же всегда свои гигиенические дела делаем, а больные люди, которые лежат дома, они же не ходят! В лучшем случае кто-то из родственников тряпочкой и теплой водой их помоет, протрет и нормально, вроде чистые.

У меня есть товарищ Валера Бойцов, который разбился в ДТП 30 лет назад, он у нас под 120 кг весом, тяжелый. Никто его поднять не мог, а его надо в машину перенести, из машины в баню, и мы в 1990-х годах не то что намучились… Да, мы были помоложе, посильнее, дерзкие, а, когда это все заканчивается, то понимаешь, что здоровье не то.

Владислав Насретдинов и Валерий Бойцов. Фото из личного архива героя
Владислав Насретдинов и Валерий Бойцов. Фото из личного архива героя
Этой дружбе уже много-много лет. Фото из личного архива героя
Этой дружбе уже много-много лет. Фото из личного архива героя

В общем, идея была давно, сама собой пришла. Те бани, в которые мы ходили раньше сами, носили с собой заодно и инвалидов, больных людей. Там помещение маленькое, дверной проход узкий.  И вот три года назад приехал я к знакомым - Ильдару Хайбуллину и Рафаэлю Харисову со Стерлитамака. Мы с ними поговорили, и я им предложил открыть социальную баню. Они ответили, что идея хорошая, и вместе открыли банный комплекс «Чистотел».

Как мы все представляем баню? Это много воды, мы льем её на себя из тазика, много пара… но здесь совсем другое. Здесь у нас в баню стоит дверь метр шириной - туда заезжает кушетка и стоит там. Дверь закрыли, пару поддали - печка у нас хорошая, мощная. Основная задача у нас - пропарить человека, чтобы поры начали дышать, вторая – «на горячую сделать холодную». Напарили и холодной водой облили, так нервные окончания начинают работать.

- Есть ли у вас финансовая грантовая поддержка?

- Изначально мы думали, что напишем заявки и гранты получим, но… Я хотел бы обратиться к тем, кто пишет эти гранты: ребята, для чего вы вообще говорите о них? Мы написали несколько, нам везде отказывают, и я уже плюнул. Но все в один голос продолжают: пиши мероприятия, иначе ничего не дадут. А какое я могу написать мероприятие, если у меня бани нет? Чтобы мероприятие сделать - помыть человека - мне надо купить печь, камни, купить комнату или в аренду взять, снять помещение, купить вагонку, обшить, там много всего… В общем, всем грантодателям я хочу передать пламенный привет от инвалидов.

- Я читала, что до пандемии у вас был вполне успешный бизнес по изготовлению детских игровых площадок, но из-за этой ситуации он остановился. Большинство предпринимателей даже в сложных внешних условиях постарались бы найти что-то выгодное для себя, а вы задумались о помощи другим людям. Как это все вставало на рельсы?

- Когда началась пандемия, всех нас загнали по домам. Русского человека не удержишь, и мы сняли помещение, днями и ночами я сидел там, приходили люди, помогали, купили печку, поставили, сделали. Нас никто не трогал, мы сидели взаперти. Когда пандемия более-менее пошла на убыль, мы эту баню закончили. 30 апреля 2022 года мы открылись.

- Почему было решено делать баню в здании бывшего Дома ночного пребывания в Шакше? Как отнеслись местные жители к такой идее первоначально?

- Сначала местные жители не были против - у всех у нас есть ген милосердия. Но среди людей всегда найдутся «шакалы», и один подстрекатель походил-походил с доносами, его все нафиг послали, он и успокоился. Почему мы взяли этот объект? Он отдельно стоит - это раз. Во-вторых, здание одноэтажное, и для инвалидов - самое то. В-третьих, площадь помещения - 400 квадратов, и мы поделили его на две части, потому что первый наш проект – для инвалидов, а второй – это баня для людей без определенного места жительства. Для них мы открыли сбор одежды, они приходят, моются, переодеваются. Мы хотим еще сделать соляную шахту внутри этого помещения, чтобы люди могли подышать, здоровье поправить.  Я, кстати, вернулся на свою работу, занялся бизнесом по детским площадкам, потому что денег не хватает.

- Почему задумались об открытии соляной пещеры?

- Мой друг, инвалид Валера Бойцов для развития лёгких шарики надувает. Я его спрашиваю: «Не надоело?» Говорит, что надоело. Лежачим больным тяжело откашляться, поэтому в легких у них всё это оседает, а если солью подышать, это все расщепляется. Для них это очень важно, и в парилке потом они смогут больше времени проводить, они же все слабенькие. Мы сделали русскую баню на дровах, и соляная пещера в процессе установки: комната готова, осталось обшить ее, закидать солью, и поставить галогенератор.

Вот больного нам привезут, мы его в соляную шахту сразу отправим. Он там посидит, полежит, и потом его в парилку. Потом отдохнет, попарим во второй раз, он у нас чистенький будет, мы ранки обработаем ему, и в чайную комнату пить чай с нашими башкирскими травами. Я и мангал уже заказал, каждый из них будет получать свой кусок шашлыка после бани, для них это счастье.

- Как удалось найти людей, готовых помогать вашему проекту?

- Основной «костяк» – это Ильдар Хайбуллин, Рафаэль Харисов, я, Валера Бойцов и моя супруга Светлана Гнедина – мы все единомышленники. Может, сам Господь Бог нас на всё это направил. Вообще, в силу своей скромности, ребята не любят распространяться о том, сколько и чего они в проект вложили, особенно Рафаэль. Говорит, не пиши меня никуда, ничего не говори... Мы сами вкладываем: например, Рафаэль Харисов вложил порядка трех миллионов в проект. Помогают нам и сторонние организации, например, общество с ограниченной ответственностью «Макет-РФ» дало нам 60 тысяч, сказали: ребята, покупайте, что вам надо. А совсем недавно выделили нам еще 100 тысяч, на них мы закупили кухонную мебель и электроплиты для приготовления еды.  В летний период мы зарабатываем деньги на соляную шахту, нам нужно срочно 250 тысяч заработать. У нас есть работа, контракты – и к осени соляная шахта будет готова.

Владиславу помогают развивать проект неравнодущные люди. Фото из личного архива героя
Владиславу помогают развивать проект неравнодущные люди. Фото из личного архива героя

И обычные люди помогают. Вся Уфа знает, куда нужно отнести одежду для тех, кто в этом нуждается. Этот процесс контролирует Ирина Жукова - руководитель Уфимского центра сбора вещей. Она – наша главная поддержка и опора в этом деле.

- Насколько я знаю, ваши подопечные могут воспользоваться услугами парикмахеров, верно?

- У нас на сегодняшний день один парикмахер. Мне как-то зимой позвонила девушка Настя, сказала, что она парикмахер и хотела бы помогать. Я ответил ей, что мне нечем платить, а она говорит: «Мне и не нужны деньги, мы же с вами, Владислав, про деньги вообще не разговариваем. Как надо будет, позвоните, я приду подстригать». Теперь Настя приходит к нам.

- А еще кто-то в бане работает?

- У нас есть две девушки, которые помогают мыть женщин, а я помогаю мужчинам. Всего у нас работает 8 человек. Сейчас мы готовим к открытию второй центр, и число рабочих будет зависеть от количества людей, которые захотят у нас помыться.

- Насколько популярна ваша социальная баня?

- Звонков обычно много, по весне было больше, летом меньше. Однако если есть человек, то мы откроем баню и помоем. Такого, чтобы с утра истопили баню и ждем - такого нет. Потому что дрова дорогие, а мы не можем затопить печь и ждать, когда придут. У нас баня работает сейчас по требованию: они позвонили, и мы сразу ставим два-три человека, топим баню и моем желающих. Пока летний вариант такой, зимой она будет уже на постоянной основе работать.

Про нашу баню знают очень многие в Уфе. Мы и на телеканалах выступаем, и осенью у нас была обширная работа по рекламе с привлечением всех инвалидов. Плюс у нас есть БРОВАИ - Башкирское региональное отделение инвалидов – с ними сотрудничаем, через них будем привлекать и говорить, что не надо ничего стесняться. Стеснение в этом деле важный фактор, даже психологический барьер, который нужно преодолеть, потому что им кажется, что ты лежишь в бане, как амеба, беспомощный, голый и на тебя смотрят три человека – это и заставляет человека испугаться. Люди в себе замыкаются, поэтому ни в бани, да и вообще никуда не ходят. С этим надо работать. Наша баня социальная, мы ни с кого денег не берем. Единственное, я прошу всех веники покупать нормальные. У нас есть дежурные веники, и, если у посетителя его нет, то мы свой предоставим.

- Как попасть к вам?

- У нас есть свой сайт, там вся информация. Если хотите пообщаться - ради Бога. Валера Бойцов, который 30 лет лежит, готов поговорить с человеком, который на грани отчаяния. Валера очень много может рассказать и поддержит в трудную минуту.

- Лично у вас были минуты, когда вы жалели о выбранном вами пути?

- Никогда, никогда в жизни. Как можно жалеть? Я объясню такую вещь: сегодня ты на коне, завтра - под конем. Это карма. Нельзя обижать людей, потому что никто не застрахован от бумеранга. В любой момент ты и сам можешь очутиться на этом месте: с нашей экологией, с нашими условиями дожить до 50-70 лет здоровым надо еще постараться. Не факт, что к этим годам ты будешь молодой, красивый и сможешь бегать. Наша баня открывается не для того, чтобы поработать и закрыться. Она не только для инвалидов, мы и бабушек и дедушек моем. Из соцзащиты нам звонят, спрашивают, поддерживают, готовы помочь словом и делом. Из Минтруда на постоянной основе поддерживает нас Алсу Наисовна Мунасипова. Большое ей спасибо, действительно, Человек с большой буквы.

Владислав Насретдинов убеждён, что всё хорошее и плохое возвращается бумерангом. Фото: Дмитрий Носков
Владислав Насретдинов убеждён, что всё хорошее и плохое возвращается бумерангом. Фото: Дмитрий Носков

- Вернусь в ваше прошлое. К сожалению, сейчас многие с лёгкостью готовы пройти мимо чужого горя, даже не попытавшись помочь. Почему вы счастливое исключение?

- Если у меня что-то в жизни не получается, я всегда говорю, что виноваты мама с папой. Люди спрашивают: почему? Потому что мало били, мало доходчиво объясняли. Я очень благодарен своим родителям, что они вложили в меня все то, чем мы сейчас занимаемся. Папа у меня мастер, начальник цеха нестандартного оборудования, мама - крановщица башенного крана. Они для меня пример во всем. Плюс структура - Советский Союз - он обязывал. Это не просто фарс, что старшим надо уступить место в трамвае, нас с детства этому учили.

- Вы делаете большое дело. И отсюда вопрос, считаете ли вы себя героем? Кто для вас герой? А что бы вы назвали подвигом?

- Нет, ни в коем случае не герой. Это просто оказание помощи. Герой - это Александр Матросов, который упал на пулемет. Это вот герой. А то, что мы делаем - просто помощь или хороший поступок. Я считаю, что это хороший поступок, заслуживающий внимания, рука помощи, не больше.

Подвиг – это когда могут отдать свою жизнь за других, а не только те подвиги, за которые ордена дают. Герои… Мои земляки - генерал Шейхмуратов - я его очень уважаю, Касимов, Гареев, очень много, у нас их порядка 50 героев, и все они заслуживают внимания. Мустай Каримов - все они для меня герои.

- Я читала, что в строительстве бани вам помогал ваш сын. Значит, он тоже человек неравнодушный. Сколько ему лет?

- Его зовут Саша, ему 33 года. Он как-то пришел, увидел, чем я занимаюсь, взял молоток и шуруповерт и начал помогать, еще и друга привлек Мишу Чеснокова. Вместе мы печку установили и обшили её, две недели трудились. Большое им спасибо.

- Откуда в людях неравнодушие?

- Это все идет от воспитания, от мамы: что мама заложит в ребенка, то и вырастет. Самый главный показатель воспитания - умеет ли человек работать. Если умеет, значит, он воспитан правильно, значит он поможет и близким, и неравнодушно отнесётся к другим.

- Какой совет вы хотели бы дать читателям?

- Уважайте старших! Надо любить и уважать ближнего своего, не надо быть злым.

Фото Владислава Насретдинова специально для проекта "Подвиги" сделал фотограф Дмитрий Носков, г. Уфа.

Ещё больше удивительных историй вы найдете в нашем телеграм-канале «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Подпишитесь ❤️